Практика йоги: Психологические проблемы и болезни

Нам нет нужды подробно останавливаться здесь на взаимосвязи между психологическими проблемами и душевными или физическими заболеваниями, поскольку большинство людей полностью признают, что почти все болезни бывают результатом того или иного психологического конфликта. Мы просто хотим ещё раз подчеркнуть этот момент.

На личностном уровне весь ум постоянно пребывает в состоянии активности. В идеале эти процессы должны происходить спонтанно и естественно, без малейших препятствий. Однако в уме большинства людей имеют место психологические аналоги запора и несварения, вызываемые душевными расстройствами. Это ведёт к развитию в уме своего рода психологических опухолей. Если эти опухоли, блоки, расстройства и психологические проблемы достаточно сильны, они могут вести к психосоматическим заболеваниям и/или психическим болезням и нарушениям. Если психологические проблемы налицо, но в более умеренной форме, они будут проявляться в виде подавленности и отсутствия счастья — по существу, в общем, недовольстве жизнью и отношениями с другими людьми.

Считается общепринятым, что многие болезни, проявляющиеся физически, имеют психологические причины. В современной терминологии они именуются психосоматическими заболеваниями. К этой категории относятся болезни, более очевидно связанные с нервной деятельностью, например, невриты, но, в действительности, в йоге считается, что почти все болезни вызываются психологическими нарушениями. Современная наука медленно приходит примерно к тому же выводу экспериментальным путём. Например, основным методом лечения рака в последнее время было радиоактивное облучение опухоли. Однако на симпозиуме, проходившем в Стенфордском Университете в 1972 году, один радиолог сделал сообщение, вызвавшее переполох в аудитории и имевшее далеко идущие следствия для медицинской науки. Он рассказал, что на протяжении многих лет использовал радиологию для лечения онкологических больных. Из‑за большой распространённости рака, его осаждали тысячи пациентов, жаждавших излечения. Конечно, он не мог лечить их всех одновременно и потому был вынужден заставлять многих из них ждать лечения, зачастую по несколько недель. У некоторых из этих людей были очень сильные боли. Обычно с такими болями борются с помощью наркотических лекарств. Чтобы уменьшить эту зависимость от наркотиков, радиолог рекомендовал пациентам смягчать боль с помощью методов расслабления и медитации. К его огромному удивлению, у многих из них наблюдалось заметное улучшение состояния здоровья. Он пришёл к очевидному выводу, о котором и рассказал на симпозиуме: причина рака скрыта в уме и нигде больше. Мы бы добавили к этому ещё один момент: многие люди заявляют, что причиной рака — причём единственной причиной — является курение. Приводятся расчёты и статистические данные, которые ясно показывают и доказывают, что распространённость рака среди курильщиков больше, чем среди некурящих. Возможно это и так, но тут упущен один важный фактор — а именно, что курильщиками обычно бывают очень напряжённые люди. Мы не утверждаем, что они курят именно по этой причине, но лишь указываем, что курильщики более склонны к напряжённости. Поэтому нам кажется, что причина рака не в курении, а в психологическом напряжении. Несомненно, курение может играть определённую роль, но это второстепенный вопрос [223].

Сходным образом дело обстоит и с диабетом. Многие считают, что он связан с нарушениями в работе поджелудочной железы и, возможно, гипофиза. Несомненно, это видимая причина недостатка инсулина. Но чем обусловлены сами эти нарушения? Общаясь со многими диабетиками в ашраме, мы поняли, что изначальная причина их болезни определённо кроется в уме. Психологические конфликты и постоянный стресс мешают гармоничной работе физических органов, вызывая сбои. Нам известно много случаев, когда диабетики, научившиеся более уравновешенному подходу к жизни, благодаря занятиям йогой, либо полностью избавились от своего заболевания, либо, по крайней мере, заметно его ослабили.

Мы могли бы рассказать то же самое о многих других болезнях, например, эпилепсии, сердечно‑сосудистых заболеваниях и язвах, однако цель данного обсуждения состоит не в этом. Мы просто хотим обратить ваше внимание на важную взаимосвязь между умом и здоровьем или отсутствием здоровья. С устранением психологических проблем в организме происходят поразительные изменения, прямо отражающиеся на состоянии здоровья. Путём расслабления и уравновешивания более глубоких сфер бессознательного ума, удаления или урегулирования внутренних проблем могут достигаться многие случаи чудесного исцеления всех видов так называемых неизлечимых болезней. Было многократно доказано — психосоматические заболевания чудесным образом исчезают.

Кстати, это справедливо и в отношении заболеваний более общего характера, вроде обыкновенной простуды, которая, казалось бы, вызывается микробами и больше ничем. Что ж, возможно это и так, и мы с этим не спорим. Но в то же время, каждому человеку от природы дана способность сопротивляться болезням. При нормальных условиях организм обладает мощными защитными и целительными силами, препятствующими развитию заболевания. Психологические проблемы значительно ослабляют это врождённое свойство организма и снижают его эффективность в борьбе с болезнями и их предотвращении. Чистый ум позволяет физическому телу без помех выполнять свои функции. Поэтому, чем в большей степени вы избавляетесь от своих проблем, тем менее уязвимыми становитесь для любой болезни. Это доказывает тот факт, что люди, для которых характерно спокойное и уравновешенное отношение к жизни, болеют гораздо реже, чем другие, более нервные и напряжённые люди.

Таким образом, освобождение ума от его отрицательного содержания будет иметь далеко идущие последствия для вашего здоровья. Если вы и сейчас достаточно здоровы, то ваше здоровье станет безупречным. Вы будете светиться здоровьем. Если же вы страдаете каким‑либо заболеванием, в особенности, серьёзным, вроде стенокардии, рака и т.п., мы настоятельно рекомендуем вам начать очищать свой ум и учиться расслаблению. Начните заниматься йогой, ибо это реальный путь к излечению вашего заболевания и облегчению ваших страданий. Другие методы, скорее всего, слишком поверхностны.

Человек — уже гармоничное целое

Многие школы мысли утверждают, что мы уже совершенны и всегда были и будем таковыми. По их мнению, нет никакой необходимости что‑либо делать или даже пытаться изменять себя, поскольку наше состояние уже совершенно. Это абсолютно верно в более высоком смысле, однако это не помогает людям — по существу, большинству людей — у которых имеются психологические конфликты и проблемы. На более фундаментальном уровне, который очень важен на настоящем этапе, у людей всё же есть проблемы — они не функционируют как одно гармоничное целое. Утверждение о врождённой гармонии имеет какой‑либо смысл и вообще может быть понято только после разрешения этих проблем. Поэтому, давайте ориентироваться на более приземлённый и практический уровень, признавая, что у большинства людей действительно есть проблемы, и эти проблемы необходимо разрешать.

Йога нацелена на достижение полной гармонии между основными влечениями, эмоциями, чувствами, интеллектом и волей человека и его межличностными и социальными взаимоотношениями. Бессмысленно и неуместно говорить людям, что они уже совершенны. Их собственный опыт и отсутствие счастья убеждают их в обратном.

Практика

Когда человек переживает психологические или эмоциональные страдания или конфликты, другие нередко пытаются утешить его, говоря: «Ты просто все придумываешь». Конечно, в своей основе это верно, но подобные утверждения обычно подразумевают, что проблема не важна, поскольку она существует только  в уме. Отсюда следует, что всё происходящее от ума не имеет значения и, возможно, несколько нереально. Если мы перестаём смотреть на объект или забываем о нём, он не перестаёт существовать; он по‑прежнему есть. Точно так же, подсознательные конфликты, детские впечатления и т.п. не исчезают, когда человек их не осознает. Они остаются в уме и могут вызывать хаос в повседневной жизни. Части сознательного ума, которые человек не осознает в настоящий момент, нисколько не менее реальны, чем те внутренние или внешние вещи, которые мы осознаем. Поэтому утешать человека, переживающего психологический конфликт или страдающего от физического недомогания, говоря, что он все просто придумывает (и потому об этом не стоит беспокоиться) — значит избегать самой важной проблемы. Именно эти, казалось бы, нереальные внутренние психологические проблемы — сознательные и бессознательные — представляют собой внутренние объекты, которые приводят к отсутствию счастья во внешнем взаимодействии с миром. Мы хотим, чтобы это было совершенно ясным.

Поскольку некоторые люди не хотят признавать, что реальная причина их неудовлетворённости кроется в уме, и, возможно, считают содержание ума в каком‑то смысле воображаемым, они обычно пытаются бороться с отсутствием счастья, стараясь изменить свои внешние взаимодействия с миром и другими людьми. Хотя это и может помогать, это всего лишь лечение симптома, а не причины. Несомненно, приспособление к внешней окружающей среде очень важно, но оно должно дополняться более фундаментальным и дольше действующим лечением [224]. То есть, необходимо выявлять и устранять отрицательное содержание ума. В этом разделе мы будем обсуждать использование для этой цели медитативных практик.