Практика йоги: Тема 5 — Осознание. Введение

Мы уже упоминали слово «осознание» в ранее описанных практиках. В этом разделе мы несколько подробнее обсудим его значение и смысл, ибо оно лежит в самой основе йоги и её методов. Чтобы получать максимальную пользу от содержания этой книги, необходимо понимать, что мы имеем в виду под осознанием. Это самая трудная проблема для начинающих: им говорят — осознавайте — но, в действительности, они не вполне понимают, что это значит или для чего это нужно. В результате, они упускают самую суть своих занятий йогой [40]. По этой причине мы попытаемся объяснить, что подразумевается под осознанием, чтобы вы хотя бы на интеллектуальном уровне могли уяснить себе, к чему мы стремимся. Интеллектуальное понимание, по крайней мере, лучше, чем полное отсутствие понимания. Со временем, по мере продвижения вашей практики, вы не на словах, а на собственном опыте узнаете, что значит осознание.

Для большинства людей слово «осознание» означает просто осведомлённость, или знание. Мы часто говорим: «Я осознаю то‑то и то‑то», имея в виду, что мы что‑то знаем. В йоге это также означает знание, но одновременно и нечто гораздо большее. Осознание в широком смысле означает «понимать, знать, чувствовать то, что происходит вокруг нас». Оно также означает «знать то, что происходит внутри нас». Большинство людей очень мало понимают из того, что происходит вокруг и внутри них. Это низкий уровень осознания. По мере того, как мы понимаем все больше вещей внутри и снаружи, соотнося их друг с другом и с собой, и начинаем видеть фундаментальное единство всего сущего, у нас естественным образом развивается большее осознание. Когда это происходит, мы опрокидываем барьеры и ограничения ума. Мы приобретаем способность понимать больше сторон жизни и глубоко проникать в суть различных сфер бытия.

Прежде чем продолжить объяснение значения слова «осознание», давайте сперва вкратце упомянем о сознании. Каждая форма жизни является средством проявления сознания. Будь то клетка, растение, животное или человек, сознание внутренне присуще самой природе всех живых организмов. Однако каждая из форм жизни выражает присущий ей потенциал сознания на разном уровне. Клетки и растения выражают сознание на очень зачаточном уровне, тогда как человек выражает его на гораздо более сложном уровне. Сознание одно и то же, но потенциальная способность его выражения различна. Растения обладают ощущениями (как было доказано рядом учёных), но не способны перемещаться. Животные обладают как ощущениями, так и подвижностью. Человек также обладает этими качествами, но, в то же время, у него есть ещё одно свойство — осознание. Человек обладает дополнительной и самой важной способностью — он может знать о своём сознании и позволять ему проявляться и раскрывать свой наивысший потенциал. Сознание не меняется. Расширяется именно форма его выражения. Человек может повышать своё осознание, превосходить ограничения (или, скорее, то, что большинство из нас считает неизменными границами) и реализовать более высокие потенциальные возможности сознания. Насколько мы знаем, животное по самой своей природе неспособно осознавать. Оно обладает потенциалом, но полностью неспособно видеть этот потенциал из‑за того, что оно именно так устроено. У него нет необходимого оборудования. Проведём аналогию. Пространство вокруг нас пронизано электромагнитными волнами, несущими передачи от множества радиостанций. Но можем ли мы воспринимать их непосредственно? Может ли камень или дерево непосредственно слушать транслируемую симфонию? Нет, это невозможно. У нашего тела, дерева и камня нет необходимого оборудования. Волны есть, но мы не можем настраиваться на них. Потенциал налицо, но мы не можем его использовать. Мы ограничены нашим строением. У радиоприёмника есть оборудование для проявления этого потенциала, содержащегося в пространстве вокруг нас. Так же дело обстоит и с сознанием, но в гораздо более глубоком и невыразимом смысле. Оно есть во всех формах жизни. Но только люди (если на время забыть о внеземных формах жизни) обладают способностью знать это сознание. Говорят, что сознание спит в камнях, дремлет в растениях, начинает пробуждаться в животных и может быть полностью реализовано в человеке. Человек может знать, что он пробуждён.

Давайте более конкретно определим, что мы подразумеваем под осознанием в йоге. Осознание — это способность отстраненно наблюдать свою умственную и физическую деятельность. Если человек осознаёт, он становится свидетелем своих действий, как внутренне, так и внешне. Люди, которые никогда этого не переживали, не поймут нас, но тот, кто испытал это хотя бы однажды и на несколько секунд, знает, что мы пытаемся сказать. Смысл этого понятия очень глубок. Если мы в состоянии наблюдать за тем, что делают наше тело и ум, это означает, что наша сущность превосходит тело и ум. Это значит, что существует нечто, способное наблюдать то, что происходит; существует нечто на заднем плане, выступающее свидетелем действий ума и тела. Одного этого опыта достаточно, чтобы изменить ваши представления о себе. Он пробуждает нас к тому факту, что существует нечто в самой нашей основе — свидетельствующее начало. Однако немногие из нас переживают этот опыт естественным образом, поскольку мы склонны терять себя в деятельности тела и ума.

Именно это свидетельствующее начало называется осознанием в йоге. [41]

Судя по всему, осознание — это особая привилегия человека. Животные выполняют действия, совершенно не зная, что они их выполняют. Человек обладает такой способностью, но редко ею пользуется. Большинство из нас полностью погружены в свои мысли и физические тела, настолько, что мы воспринимаем свои действия, как свою сущность. Осознавая, мы обретаем способность наблюдать за собой и видеть насколько поверхностна, в действительности, наша личность, слагающаяся из ума и тела. Осознание приводит нас к пониманию того, что наше естество — это нечто иное, чем ум и тело. Тело и ум — всего лишь наши грубые оболочки.

Йога стремится повышать осознание так, чтобы человек действительно мог наблюдать за собой, своей телесной деятельностью и своими умственными процессами. Человек может наблюдать мыслительный процесс так, будто он смотрит телевизор. Мысли возникают как телевизионные программы. Возьмём такую аналогию. Когда мы смотрим телевизор, большинство из нас знает, что мы не участники передачи, а только часть аудитории. Мы по‑настоящему не вовлечены в неё. Однако, если программа интересная, мы можем полностью потеряться в разыгрываемой драме так, что забываем о том, что мы зрители. Мы становимся частью представления. Наш мыслительный процесс похож на хороший фильм — порой эмоциональный, порой возбуждающий, в другой раз — угнетающий. Каково бы ни было его содержание, он настолько привлекателен, что большинство из нас проводят двадцать четыре часа в сутки, полностью потерявшись в поглощающих нас умственных процессах. Мы полностью вовлечены в представление, которое разыгрывает ум. Фактически даже те, кто читает сейчас эти строки, скорее всего захвачены мыслительными процессами. Полностью ли вы отождествляетесь со своими мыслями в настоящий момент? Скорее всего, да. Вовсе не так легко не поддаваться гипнотическому очарованию ума, и просто наблюдать мысли, осознавать. Когда заканчивается телевизионная программа или фильм, мы автоматически вспоминаем, что мы лишь смотрели, а не участвовали. Но все мы с самого рождения настолько потерялись в спектакле ума, что никогда не отдаём себе отчёта в его поверхностной природе. Мы считаем, что все наше существо — это ум, его деятельность и тело. В то же время, мы обладаем способностью отстраняться от спектакля ума и наблюдать его как беспристрастные свидетели. Каждый из нас обладает этим потенциалом, этой возможностью, но мало кто знает о ней или использует её. Йога специально направлена на развитие этого свидетельствующего начала.

Многих людей такое осознание не слишком вдохновляет, даже если они верят, что оно возможно. Они могут спрашивать: «А зачем вообще поднимать столько шума из‑за тривиальной способности наблюдать собственные мысли?» Однако, если человек становится более осознающим и начинает быть свидетелем своей деятельности, происходят невероятные вещи. Он начинает знать и понимать то, что до этого было для него совершенно непостижимым. Это может открыть ему новое измерение бытия. В данный момент большинство людей пребывают в ловушке своего ума точно так же, как персонаж фильма ограничен своей ролью и целлюлозной плёнкой. Если бы герой фильма мог материализоваться и стать трёхмерной личностью, он был бы способен выйти за пределы своих двухмерных ограничений. Изменились бы все его представления о существовании. Его роль вышла бы за рамки, установленные сценарием и концепцией фильма, за пределы всего, что вообще поддаётся пониманию в этих рамках. Точно также обстоит дело почти со всеми людьми. Наше самоотождествление с умом и телом держит нас в ловушке ограниченной сферы бытия. Мы сами заключаем себя в тюрьму и, в то же время, у нас есть ключи, чтобы снова выйти на свободу. Вырываясь из оков личности, ума и тела, мы можем настраиваться на более высокие и более свободные измерения бытия. Ключ к ним — осознание.

Сознание существует в каждом из нас. Нет никаких исключений. Его нельзя ни создать, ни выработать. Оно уже есть; всё, что нам нужно сделать — это настроиться на него. Нам нужно научиться осознавать. Нам нужно действовать, исходя из своей фундаментальной природы — сознания, которое лежит в основе всей нашей физической и умственной деятельности. В действительности, мы не можем расширить сознание, ибо сознание бесконечно и вездесуще. Как мы можем расширить что‑то бесконечное и пребывающее везде и во всём? Единственное, что мы действительно можем сделать — это расширять своё осознание. Осознание — это параметр, который все мы способны развивать. Это способность, которую можно развивать, чтобы быть созвучным с сознанием, способность отождествляться с сознанием. Это только семантика, но она определяет, что мы подразумеваем под этими терминами. Другие люди могут использовать другие слова в другом контексте, возможно, взаимозаменяемым образом, но мы только что объяснили, что именно имеем в виду мы.

Существует распространённое заблуждение, что сознание — это функция мозга, зависящая от него. Многие думают, что главное — это мозг, и если нет мозга, то нет и сознания. Не может быть более неправильного мнения. Однако, мы не смогли бы доказать это на словах или рациональным образом, да мы, по существу, и не хотим этого делать. Если вы разовьёте своё осознание, вы, безусловно, сами придёте к этому, ибо как сознание может наблюдать деятельность ума или мозга, если мозг — это хозяин или основной инструмент. Сознание должно находиться вне мозга, чтобы быть способным наблюдать деятельность мозга и ума. То, что обычно сознание связывают с деятельностью мозга и органов чувств, объясняется нашим незнанием его природы. Мы никогда не сталкиваемся с его существованием напрямую, так как его маскирует наша повседневная деятельность. Если мы видим книгу, мы естественно допускаем, что её видят наши глаза. Но на самом деле это неверно. Глаза — это только промежуточные инструменты между внешним миром и сознанием. В действительности, видит именно сознание. Если мы что‑то слышим, то, как правило, полагаем, что слышат наши уши, но, в действительности, они тоже действуют лишь как промежуточные инструменты. Видит и слышит даже не мозг, ибо он тоже представляет собой всего лишь инструмент. Сами по себе, органы чувств и мозг — это всего лишь приёмники, преобразователи и передатчики. Вернёмся к нашей аналогии с радиоприёмником. Приёмник принимает электромагнитные волны и преобразует их в звуковые колебания, которые мы способны слышать. В точности то же делают органы чувств и мозг — они не могут слышать, видеть, чувствовать, воспринимать вкус или запах. Они могут лишь воспринимать чувственные данные и преобразовывать их в подходящие сигналы для использования мозгом, из которого они могут восприниматься сознанием. Без сознания никто из нас не смог бы ничего делать; мы были бы безжизненными и ничего не знали.

Западная философия считает ум центром человека; разум есть средоточие человеческой личности; в йоге важнейшим и самым фундаментальным аспектом является сознание. И это сознание не сковано и не ограничено конечностью нашего бытия. Оно бесконечно и безгранично. Наше глубочайшее естество бесконечно, ибо это сознание. Это не ум. Ум — это просто инструмент сознания и кладовая нашей конечной личности.

Человек обладает способностью настраиваться на это сознание и познавать его; он может становиться более осознающим. Животные обладают тем же сознанием, но они не могут познавать его. Человек обладает потенциальной возможностью действовать из сознания, освободившись от оков тела и ума. Конечно, его ум и тело выполняют все те же функции; в этом отношении ничего не меняется. Но человек, который становится более осознающим, знает что он — это сознание и ничто другое. Он отождествляется с сознанием, а не с умом и телом.