Практика йоги: Эволюция человека

В течение нескольких последних тысячелетий человек значительно продвинулся в своей эволюции. В ранних кочевых сообществах люди были озабочены, в первую очередь, выживанием, удовлетворением основных жизненных потребностей и защитой от опасностей окружающего мира. С тех пор человек приобретал все большую и большую власть над природой, управляя ей в соответствии со своими нуждами и прихотями. Иными словами, природа всё больше превращалась из врага человека в его служанку. В особенности, в современную эпоху человек стал способен уделять больше времени проблемам, выходящим за рамки простого выживания. Люди могут думать о таких вопросах, как смысл жизни и счастье. Более того, в то время, как эволюция первобытного человека определялась внешней средой, современный человек способен сам выбирать направление своего развития. До сих пор, направленность человеческой эволюции была, в основном, физической и психологической. То есть, человеческое тело становилось всё более эффективным инструментом, а ум — более способным к возвышенной интеллектуальной утончённости и более глубоким мыслям. Этот процесс все ещё продолжается. Однако, в то же время кажется, что этот эволюционный путь зашёл в тупик. Или, скорее, можно было бы сказать, что этот эволюционный процесс подошёл к краю пропасти. Путь продолжается и на другой стороне, но чтобы идти по нему, необходимо построить мост. Этот мост — медитация. Каждый из нас достиг определённого этапа эволюции, но в то же время наше теперешнее состояние и наши ценности кажутся однобокими. В нашей жизни чего‑то недостаёт. Это недостающее звено — внутренняя, духовная эволюция. В ней и состоит главная цель медитации.

Эволюция — это непрерывное развитие от примитивного к утончённому, от беспорядка к упорядоченности и от грубого к тонкому. Наше время — это развилка на пути эволюции. Мы можем либо продолжать своё физическое и рациональное развитие и рухнуть в пропасть, либо развивать и развёртывать наши более тонкие внутренние способности, чтобы благополучно переправиться на другую сторону. Другими словами, мы можем продолжать интересоваться только внешним миром, не обращая внимания на свою внутреннюю сущность, либо можем реализовать свой внутренний потенциал, по‑прежнему выражая себя во внешней среде. Таков выбор. Первый вариант ведёт к хаосу и несчастью, которые царят в современном мире. Альтернативный вариант ведёт к знанию, счастью и гармоничным отношениям не только с самим собой, но и с другими людьми. Кроме того, первый вариант имеет ограниченные масштабы, тогда как второй предлагает беспредельные возможности, ибо ведёт к новым, более высоким планам бытия, новым уровням сознания и неописуемым состояниям счастья. Этот второй вариант — духовный путь. Он не требует отказа от внешнего мира. Напротив, он ведёт к ещё большему росту и совершенству в повседневных делах.

Этот альтернативный путь развития знали и исследовали многие люди на протяжении всей истории. Это не что‑то новое или открытое лишь недавно. Это не такой путь, по которому шли и которому учили немногие заблуждавшиеся одиночки, «витавшие в облаках». Напротив, это были в высшей степени практичные люди — святые, пророки, мистики, мудрецы и йоги, существовавшие повсюду, во все времена и во всех обществах. Все они знали, что путь, по которому должен идти каждый из нас, связан с пробуждением нашего внутреннего потенциала. Взглянем на некоторые из их высказываний:

Христос говорил: «Царство Божье внутри вас ».

Ту же самую идею провозглашал ещё один великий мудрец — Будда, говоря: «Взгляни внутрь себя — ты Будда (обладаешь чистым сознанием) ».

Это перекликается с изречением, которое древние греки писали над главным входом в свои храмы:

«Человек, познай себя, и ты познаешь мироздание».

Именно это утверждал Господь Кришна в Бхагавад Гите,   когда говорил:

«Медитация гораздо лучше, чем познание (интеллектуальное знание)».

В наши дни Рамакришна Парамахамса прекрасно выразил это следующим образом:

«В басне мускусный олень обошёл весь мир в поисках источника запаха, который был в нём самом».

Как же может быть, что эти разные люди, жившие в разное время в разных концах света и в разной языковой и социальной среде, могли выражать в точности ту же самую идею, хотя и облекая её в непохожие словесные оболочки? Ответ очевиден: они говорили о фундаментальной истине бытия. Эти люди знали, что путь эволюции высшего осознания связан с раскрытием внутренних сфер нашего существа. Он не имеет ничего общего с полным растворением или утратой себя в лихорадочной внешней деятельности. Каждый может научиться ему на собственном опыте и при помощи знания, которое они стремились передавать другим.

В каждом из нас таятся бесконечные потенциальные возможности. Они всегда с нами, ожидая лишь своего открытия. Однако для того, чтобы их обнаружить, мы должны погрузиться в свою внутреннюю сущность. В некотором смысле, мы должны стать первопроходцами, но вместо исследования неизвестных внешних территорий, нам нужно открывать неведомый внутренний мир. Подобно первым исследователям мира, мы, в действительности, не знаем куда нас заведёт этот путь. К примеру, мы должны уподобляться Марко Поло, как и он, пускаясь в неведомое путешествие к неизвестной цели. Марко Поло пережил странные и удивительные приключения в своём путешествии и обнаружил сказочные богатства в его конечном пункте — Китае. Так же обстоит дело и с медитацией. Мы не можем сказать вам, какой удивительный опыт вы переживёте в своём внутреннем путешествии; мы знаем лишь, что он у вас наверняка будет. Многие люди не верили тому, что рассказывал Марко Поло о своих приключениях, когда он вернулся домой. То же и с медитацией — никто не поверит людям, которые рассказывают о своих переживаниях — разумеется, за исключением тех, кто сами совершили аналогичное путешествие.

Выбор за вами: либо вы продолжаете посвящать все своё внимание суете внешнего мира, как это делают большинство современных людей, либо вы пытаетесь эволюционировать в новом направлении — внутрь, следуя совету тех, кто уже сделал такой выбор и совершил такой поиск. Выбор нетруден, поскольку вам нет нужды отказываться от своего теперешнего образа жизни. Всё что вам нужно — это желание совершить внутреннее путешествие самопознания, используя для этой цели практики йоги, в том числе, медитацию.

Мы все обманываем себя. Мы допускаем, что реальность исчерпывается тем, что мы видим вокруг. Вдобавок, мы полагаем, что наша личность составляет все наше существо. Люди скитаются по всему миру, пытаясь найти самих себя и не понимая, что величайшее чудо заключено внутри. На это ясно указывал Св. Августин, когда сетовал:

«Человек путешествует, чтобы взглянуть на горные вершины и волны моря, на широкие реки и простор океанов, но проходит мимо величайшего чуда — себя самого».

Представьте себе спокойное гладкое озеро, в котором отражается большая полная луна. Образ луны выглядит реальным, и если бы в небе не было настоящей луны, напоминающей нам, что это не так, многие бы приняли отражение за саму луну. Отражение не может существовать само по себе, но луна может существовать без отражения. Так же и с нашей личностью — мы видим только отражающуюся личность и принимаем её за свою подлинную сущность, не понимая, что личность, проявляющаяся в настоящее время, зависит от чего‑то более глубокого. Находить своё подлинное Я — это высшая медитация.

Даже современные учёные признают, что в каждом человеке заключено гораздо больше, чем принято считать. Многие знаменитые учёные вторили словам древних мудрецов. Они говорили, что большая часть наших потенциальных возможностей остаётся нетронутой. Некоторые утверждают, что латентными остаются 95% наших потенциальных возможностей, другие называют цифру 90%. В действительности, эти цифры выбраны наугад, чтобы показать, что мы используем свои возможности лишь в незначительной степени. Некоторые из этих учёных теперь говорят как мистики. Они утверждают, что величайшие исследования и открытия будущего будут совершаться в уме, а не во внешнем мире. Вместо того, чтобы исследовать космос, мы начнём совершать все более глубокие путешествия во внутреннее пространство. Именно в этом направлении будет происходить эволюция человека.

Глубины ума

Йога и современная психология полностью осознают существование более глубоких пластов ума. Многие из нас слышали о подсознательной и бессознательной сферах. Тем не менее, многие до сих пор придерживаются наивного мнения, что в любой момент ум думает лишь о сознательных образах. Мы не понимаем, что ум подобен гигантскому компьютеру, который непрерывно получает, сортирует, анализирует и отбраковывает миллионы бит информации. В компьютере мы, как правило, видим лишь распечатку или конечный результат. Информацию в уме, которую мы обычно не видим, произвольно называют бессознательным и подсознательным. Ум часто сравнивают с айсбергом, в котором одна десятая часть, выступающая над водой, соответствует сознательному уму, а девять десятых, скрытых под поверхностью, приходятся на долю подсознания и бессознательного. И даже это — значительное приуменьшение, поскольку под поверхностью находится многое другое, чего мы не можем даже вообразить.

В подсознательной и бессознательной сферах ума содержатся разные аспекты бытия. Там содержатся наши основные побуждения и инстинкты, а также интеллектуальные и рациональные аспекты нашего существа. Там же находятся примитивные воспоминания, которые совершенно не связаны с нашей жизнью; идеи, видения и сновидения, способные волновать больше, чем самый увлекательный приключенческий роман. В уме содержатся самые невероятные и почти невозможные аспекты, которые полностью непостижимы для большинства из нас. Цель йоги и медитации — сделать эти обычно неизвестные слои ума объектом сознательного восприятия. Нередко используют и термин «расширение сознания», однако он зачастую передаёт неправильное представление, поскольку сознание — это основа или сущность бытия, и поэтому его невозможно расширить.

Лишь познавая глубины ума мы можем действительно познать себя, равно как и окружающий нас мир. В качестве аналогии, представьте себе внешний мир как бесконечный горизонтальный круг. Этот круг представляет собой область пространства‑времени, а его центр соответствует безвременью или вечности. Многие из нас ограничивают своё внимание только внешним миром, оставаясь на периферии круга. Мы считаем невозможным войти в круг и достичь его центра. Единственный способ войти в круг и вырваться из оков состоит в исследовании ума. Благодаря этому, мы одновременно начинаем осознавать истины внешнего мира. Чем больше мы осознаем глубины ума, тем ближе подходим к центру круга. Когда мы достигаем центра, это называется самореализацией.

Для каждого путешествия требуется определённое средство передвижения. Когда мы гуляем в парке, эту роль берут на себя наши ноги. Если нам нужно попасть в соседний город, мы едем на автобусе, поезде или автомобиле. Отправляясь за океан, мы путешествуем на корабле или самолёте. Путешествие во внутреннее пространство также требует средства передвижения, и это средство — медитация.