Практика йоги: Основы карма‑йоги

Путь карма‑йоги признаёт окружающий нас материальный мир. Он признает, что мы должны действовать в мире, но его цель состоит в том, чтобы творчески использовать объекты, мысли и действия, которые сковывают каждого человека, для того, чтобы со временем превзойти их, разорвать оковы и достичь свободы и знания. Это осуществляется постепенно путём действия в повседневной жизни с осознанием и в полную меру своих возможностей. Цель заключается в том, чтобы стать совершенно свободным, в полнейшем смысле этого слова; стать освобождённым и созвучным сознанию. В то же время, нельзя стать свободным, кроме как сталкиваясь лицом к лицу с ограничениями мира, познавая, используя и, в конечном счёте, превосходя их. Это задача и сфера карма‑йоги. Бабочка не может сразу стать свободной и способной летать. Прежде она должна пройти через шок и рабство жизни в виде гусеницы. Со временем, бабочка сбрасывает кожу гусеницы и может лететь к блаженству свободы. Так же происходит и с каждым человеческим существом; каждый должен полностью пережить и понять мир, прежде чем станет способен превзойти его и познать духовное блаженство и свободу.

Одна из основных заповедей карма‑йоги очень проста, и в то же время, очень глубока: не привязываться к своим действиям и их последствиям. Тогда работа перестаёт быть работой и становится игрой. Работу обычно выполняют по какой‑либо причине и с ожиданием результатов или вознаграждения, тогда как игрой занимаются ради неё самой. Именно из‑за привязанности, а не из‑за самой работы мы становимся несчастными и недовольными. Работа редко кому вредит — именно ожидания, положение, вознаграждения и т.п. вызывают смятение ума. Поэтому важное правило карма‑йоги состоит в том, чтобы делать свою работу, но не отождествляться с ней. Считайте работу и её последствия (плоды) чем‑то совершенно отдельным от себя. Проиллюстрируем это на примере. Представьте себе, что вы только что потратили полгода на написание книги. Вы вложили в неё много оригинальных мыслей и напряжённой работы. Вы очень гордитесь ей, воспринимая её как часть самого себя. Затем вдруг кто‑нибудь берет эту книгу, прочитывает несколько страниц и резко спрашивает: «Какой идиот это написал?», не зная, что это вы. В результате, вы оскорблены и рассержены, поскольку задета ваша гордость. Это вызывает психологические последствия, и вы не только выдерживаете яростный спор с критиком вашей книги, но и чувствуете себя несчастным и подавленным в течение многих дней. Причиной вашего несчастья был вовсе не критик, хотя он, конечно, мог бы вести себя тактичнее; причина состоит в вашей привязанности к книге, плоду вашего труда и старания. Если бы вы считали книгу чем‑то совершенно отличным от вас самого, то не испытали бы никакого расстройства и страдания в результате суровой критики. Если бы вы считали, что эта книга — не вы, а всего лишь объект вне вашего тела и всего лишь результат выполненных вами действий, то эмоционального и психологического крушения бы не произошло. Все дело только в отождествлении; однако, неправильное отождествление ведёт к несчастью, тогда как реалистичное отношение ведёт к гармонии в жизненных ситуациях.

Привязанность приносит боль и страдание, тогда как отстраненность вызывает спокойствие и удовлетворение. Старайтесь изменять свои позиции и развивать такую отстраненность во всех аспектах своей жизни. Это только метод. Он принесёт расслабление и, в конечном итоге, более высокое осознание. Тогда отстраненность преобразится в любовь ко всему сущему — не любовь эго к собственной выгоде, но сострадание. Это произойдёт так же неизбежно, как день неизбежно сменяет ночь, ибо вы будете понимать более глубокую взаимосвязь между людьми и вещами.

Карма‑йога направлена на уменьшение контроля и влияния эго и, в конечном итоге, на его полное устранение. Это стирание эго становится гораздо легче, если человек чувствует преданность делу, человеку или символу высшего бытия. В этих обстоятельствах он посвящает все свои действия объекту своей преданности и любви, будь то гуру, божество или достойное дело. Если такое служение осуществляется от всего сердца, без задних мыслей о собственных выгодах или преимуществах, то человек автоматически выполняет действия бескорыстно. Действия, мотивируемые эго, сокращаются, поскольку побуждения человека направлены на что‑то вне его самого. Человек будет автоматически практиковать карма‑йогу.

Такое посвящение действий чему‑либо вне эго именуется бхакти йогой [269]. Это очень мощная практика, которая подходит более эмоциональным людям. В этих обстоятельствах она близко родственна карма‑йоге.

Однако не всякий чувствует явную преданность кому‑либо или чему‑либо. В этом случае вам следует стараться осознавать свои действия. Ведите себя как свидетель, как наблюдатель любой деятельности, как будто она происходит вне вас. Беспристрастно наблюдайте все мысли и физические действия и реакции. Это близко родственно отстранению и также ведёт к растворению эго.

Любому, кто практикует или пытается практиковать карма‑йогу, вовсе не обязательно верить в какую‑либо религию или какое бы то ни было высшее бытие. С другой стороны, если у вас есть личные верования, вам нет нужды от них отказываться. Просто старайтесь во всех случаях действовать бескорыстно — подметая пол, сочиняя книгу, проводя научный эксперимент или выполняя домашние обязанности.