Практика йоги: Мировая арена

Мир кармы, действий, мыслей, ситуаций и обстоятельств — это испытательный полигон. Здесь человек может познать себя. Это мастерская, в которой инструмент ума‑тела оттачивается и становится более восприимчивым к притоку более высокого знания и осознания. Именно во внешнем мире мы можем оценить, нуждается ли в заточке наш психофизический клинок. Если он затуплен, как это обычно и бывает, именно в мире повседневного опыта его можно заточить, чтобы порвать завесу невежества. Внешний мир следует использовать как средство для настройки комплекса ум‑тело.

Многие люди в поисках покоя отправляются в уединённые места. Они не сознают, что носят в себе источник своих несчастий. Некоторые люди проводят в изоляции от внешнего мира долгие годы, но часто им не удаётся обрести покой, которого они так отчаянно жаждут. Причина проста — без общения с другими людьми очень трудно выявить свои психологические проблемы. Проблемы остаются в уме и действуют как препятствия, хотя и нераспознанные. Большинству из нас, чтобы бороться со своими психологическими проблемами и избавляться от них, приходится общаться с другими людьми. Один человек прожил пять лет отшельником в Гималаях, стремясь обрести опыт просветления. Он так и не нашёл, чего искал, и, в конце концов, был вынужден вернуться к людям. Он признавался, что хотя отшельничество ему кое‑что дало, он, вероятно, мог бы получить гораздо больше, оставаясь среди людей, и занимаясь карма‑йогой и другими практиками йоги. Такую же ошибку совершали многие.

Если вы хотите продвигаться по пути йоги, вовсе не обязательно становиться отшельником и уходить жить в горную пещеру. Поступая так, вы, быть может, ощутите вкус покоя и безмятежности, но он, вероятно, не будет достаточно глубоким, чтобы обеспечить возможность спонтанного опыта медитации. Скорее всего, это будет очень поверхностное ощущение счастья. Психологические преграды будут оставаться в вашем уме и препятствовать медитации.

По всей вероятности, вы будете вынуждены прервать своё одиночество, чтобы избавиться от проблем. И не только это, но все ваши желания, потребности в объектах, вкусной пище и т.д., о которых вы раньше не особенно задумывались, будут влечь вас обратно к людям. Объекты, вкусная пища и т.д., которые вы раньше воспринимали как нечто само собой разумеющееся, наполнят ум, и ваши мысли будут полностью заняты воспоминаниями о прежних удовольствиях. Мы не утверждаем, что, удаляясь в Гималаи или любое другое спокойное место, люди понапрасну тратят время, поскольку многим удалось таким образом преобразить всю свою жизнь. Однако значимый опыт в этих обстоятельствах получают только те люди, которые предварительно избавились от большей части своих проблем в обществе. Человек с достаточно спокойным умом, вероятно, сможет достичь в одиночестве больших успехов и испытать чудесные переживания. Но большинство людей понапрасну потратят своё время. Прежде всего, необходимо очистить свой ум в обществе, практикуя йогу, в том числе, карма‑йогу.

Именно в гуще многолюдного города или попадая в сложные рабочие ситуации, вы сталкиваетесь с самыми большими проблемами. В ином случае с ними трудно бороться, не говоря уже о том, чтобы их устранять. Человек, живущий в тепличных условиях, вряд ли узнает о своих проблемах, поскольку ему не приходится чувствовать себя несчастным, оказываясь в неприятных ситуациях. Необходимо окунаться в жизнь и практиковать карма‑йогу.

Наш ашрам находится в самом невероятном месте. На первый взгляд кажется, что он расположен крайне неудачно. В самом деле, он размещается между железнодорожной линией и пыльным шоссе. Кажется, что он попал «между двух огней». В течение всего дня шоссе сильно загружено, поскольку это главная дорога, ведущая к Ганге. Именно по этой дороге мёртвых везут к реке для кремации. Движение похоронной процессии происходит с большим шумом и сопровождается звуками труб, барабанов и других гремящих инструментов. Вокруг ашрама стоит постоянный шум, и посетители часто замечают, что он расположен в самом неподходящем месте. По их мнению, ашрам должен находиться в гуще леса, с тысячами павлинов и других ярко окрашенных и поющих птиц, журчащими потоками кристально чистой воды, стадами оленей и, быть может, самим Господом Шивой, медитирующим под деревом. Их предвзятые представления рушатся, когда они впервые видят наш ашрам, однако можно со всей определённостью сказать, что его местоположение выбрано совершенно правильно, поскольку ашрам не предназначен для того, чтобы быть местом уединения. Это не место для ухода от мира. Если человек хочет укрыться от большого, дурного мира, то ашрам — вовсе не то место, которое ему нужно. В нём слишком шумно, поскольку он сохраняет свои связи с деятельностью во внешнем мире. В действительности, ашрам расположен в идеальном месте, ибо если человек может заниматься практиками йоги в ашраме, то он может делать это почти где угодно. Это место, где человек учится примиряться с собой и с миром, где он ясно распознает и со временем устраняет внутренние проблемы. Это место для практики карма‑йоги. Здесь вы не можете пребывать в сонном состоянии успокоенности и, быть может, обманывать себя, думая, что вы медитируете. Ашрам похож на шумный мир в целом — место, где человек взаимодействует с другими людьми и обнаруживает свои психологические блоки.

Резюмируя, можно сказать: не следует отгораживаться от мира. Это место, которое нужно использовать для устранения своих ошибок и недостатков. Многие люди считают духовную жизнь, в том числе, йогу, оторванной от повседневной деятельности и жизни в целом. Это совершенно неправильно. Человек должен работать, но в то же самое время преобразовывать свою работу с помощью карма‑йоги. Это путь к духовному опыту. Со временем наступит стадия, когда вы будете чувствовать внутри себя тишину и покой даже в гуще самой напряжённой деятельности, в самых беспокойных ситуациях и в самой шумной окружающей обстановке. На этой стадии человек готов к тому, чтобы удалиться в горы, хотя в действительности в этом не будет необходимости. Он будет испытывать ощущение покоя во всех ситуациях, и жить в опыте медитации. Об этом ясно говорится в Аштавакра Гите:

«Просветлённый человек не избегает толпы и не укрывается в лесу. При всех условиях, в любом месте, он остаётся совершенно уравновешенным»

(гл. 18:100).

Такой человек практикует карма‑йогу в глубочайшем смысле — непрерывно.