Практика йоги: Тема 4 — Пранаяма. Практика

В этом разделе мы вкратце обсудим технику кевала кумбхака.  На санскрите слово кевала   означает «единственный», а кумбхака   — «задержка» или «прекращение» дыхания. Слово кевала  непосредственно связано со словом кайвала,  означающим «исключительность», но представляющим собой ещё одно название опыта самадхи, нирваны или высшего просветления и единения. Поэтому кевала и кайвала означают опыт, который выходит за пределы двойственности, за пределы слов и понятий. Любое описание этого опыта сразу же искажает его и не способно адекватно передать его суть. По этой причине слова кевала и кайвала используются как бессодержательные названия неописуемого.

Кевала кумбхака — это спонтанное прекращение дыхания, которое происходит в состоянии самадхи, достигаемом посредством пранаямы и медитативных методов раджа йоги. Если возникает кевала кумбхака, значит одновременно возникает и самадхи. Одно сопровождает другое.

Другие разновидности кумбхаки (например, антар кумбхака на третьем этапе практики нади шодханы), носят общее название сахита кумбхака [257]. Слово сахита   означает «сочетающееся с чем‑либо». Иными словами, эти другие виды кумбхаки сочетаются с другими практиками и вызываются ими; для их выполнения требуются усилия, они не возникают спонтанно и не имеют непосредственного отношения к самадхи. Эти кумбхаки выполняются для того, чтобы вызывать спонтанное возникновение кевала кумбхаки — состояния, в котором человек обретает совершенную восприимчивость к притоку более высокого сознания.

Мощными техниками для вызывания кевала кумбхаки являются бандхи (джаландхара, уддияна и мула), особенно когда они сочетаются с практиками пранаямы [258].