Практика йоги: Тема 2 — Устранение психологических проблем (часть 1)

Нет ни одного человека, у которого не было бы глубоко укоренённых комплексов, страхов, фобий или конфликтов. Любой, кто думает, что у него нет никаких психологических проблем, лишь вводит себя в заблуждение и в то же время препятствует своему продвижению к более высокому осознанию и счастью в жизни, ибо когда человек не признает безусловно существующие у него проблемы, он не предпринимает никаких шагов по их устранению. Нет ничего позорного в том, чтобы признать свои психологические «пунктики», хотя, как это ни печально, к людям, страдающим более очевидными психическими расстройствами, наподобие шизофрении или депрессии, всегда относились с презрением или, быть может, со страхом. Причина этого неясна; возможно, все мы просто боимся того, что тоже могли бы легко стать пациентами психиатрической клиники. В этом может быть немало истины, ибо на наш взгляд, в действительности, нет никакой разницы между явным психическим больным и кем угодно ещё; просто у первого глубинные проблемы острее и потому проявились с большей силой.

Людям, которые знают о том, что у них есть какие‑то глубинные проблемы, остаётся только избавиться от них. Это не так легко, но всё же возможно, поскольку вы признаете, что проблемы действительно существуют, а это уже первый шаг. Других людей, которые не признают свои психологические проблемы, необходимо сначала убедить том, что на самом деле эти проблемы у них есть. Именно так обстоит дело с большинством людей. Есть очень убедительный тест, который покажет вам, настолько ли вы свободны от проблем, как считаете сами. Спросите себя: «Счастлив ли я каждый день двадцать четыре часа в сутки?» Если это не так, значит, у вас есть психологические проблемы, поскольку если бы абсолютно ничто не нарушало спокойствия вашего ума, вы бы постоянно излучали счастье и радость, как вечно текущая река. Это можно ясно проиллюстрировать на примере великих йогов, мудрецов и святых, которые, освободившись от всех или почти всех своих проблем, непрерывно светились радостью и покоем. Чем более несчастным и неудовлетворённым вы себя чувствуете в жизни, тем больше у вас психологических проблем. Задайте себе этот вопрос и дайте на него честный ответ. По своему ответу вы сможете понять, отсутствуют ли у вас психологические проблемы, либо они у вас на самом деле имеются. Это не означает, что вы не должны сердиться или испытывать другие сильные эмоции, поскольку можно отреагировать эти эмоции и все равно чувствовать себя счастливым. Фактически, есть множество примеров великих йогов и мудрецов, которые порой бывали в сильном гневе, но все равно сохраняли своё ощущение радости жизни. Мы говорим не о ситуациях, которые у вас бывают, и не о том, что вы в них выражаете, а о том, ощущаете ли вы удивление, счастье и удовлетворение во всей своей повседневной жизни. Если нет, значит, у вас имеется какая‑то психологическая проблема. Если вы признаете, что у вас, вероятно, всё же есть проблемы, вы будете не одиноки — в такой же ситуации находится большая часть населения всего мира. Признав возможность глубинных психологических конфликтов, вы становитесь готовы предпринимать шаги к их устранению. Если вы не признаете, что они существуют, то, скорее всего, не видите необходимости делать усилия, чтобы от них избавиться. В таком случае вам нет смысла читать дальше.

Психологические проблемы, фобии, страхи и избавление от них столь важны в нашей жизни, что мы решили посвятить много времени обсуждению этой темы. Однако необходимо соблюдать осторожность, поскольку очень легко чисто теоретически говорить и рассуждать о причинах и следствиях, но не давать никаких действительно полезных практических методов их устранения. Поэтому цель этой беседы и дальнейших обсуждений в последующих разделах состоит в том, чтобы знакомить вас с практическими методами, не слишком увлекаясь словесными концепциями [189]. Мы стремимся дать вам методы и рекомендации, чтобы вы могли сделать шаги к устранению своих проблем — препятствий, которые не дают вам получать от жизни максимум возможного. И только вы сами можете это сделать; это справедливо даже если вы посещаете психотерапевта — он может лишь руководить вами и побуждать вас выявлять и устранять ваши собственные проблемы. Поэтому нас, в первую очередь, интересуют не слова, а практические действия.

Йога и психологические проблемы

В действительности, основная цель йоги как науки состоит в искоренении причин психологических конфликтов. Именно эти проблемы препятствуют обретению более высокого осознания, а также счастья в жизни. Именно в периоды совершенного психологического равновесия человек переживает постижения, интуитивные прозрения и откровения и пребывает в состоянии обострённого осознания. Эти более высокие переживания недоступны, когда в уме, в том числе, на его более глубоких бессознательных уровнях, царит хаос. Многие люди чувствуют расслабление на сознательном уровне и удивляются, почему у них нет более высоких переживаний. Ответ прост: хотя сознательно они могут казаться себе уравновешенными, на подсознательных уровнях это определённо не так. Кроме того, нужно быть внимательным и бдительным. Весь организм должен быть настроен на более высокую чувствительность и восприимчивость. Многие люди, расслабляясь, становятся вялыми и сонливыми. Это далеко не то совершенное состояние, в котором происходит обретение более высокого осознания

Чтобы постоянно сохранять более высокое осознание, необходимо всегда оставаться в расслабленном и восприимчивом состоянии. Должны быть устранены все сознательные и подсознательные проблемы. Таким образом, вы видите, что устранение психологических проблем составляет необходимую часть йоги. Если бы йога не очищала ум, она не могла бы давать многие из тех благ, которые она даёт, особенно, в более высоких сферах. Конечно, можно было бы все равно получать определённую физическую пользу от асан и т.п., но это лишь простейшая, хотя и основополагающая и совершенно необходимая часть йогической жизни.

Йога признает, что человек должен пройти через несчастья, связанные с психологическими конфликтами и т.п., прежде чем он увидит радугу на другой стороне. Это прекрасно выражает следующая цитата из Дзен: «Меч подняв высоко, Ад заставляет тебя дрожать. Но продолжай идти… И найдёшь страну блаженства».

Смысл здесь очевиден; неважно, с какими ужасными травматическими переживаниями вы сталкиваетесь в жизни, всегда есть нечто запредельное, что сейчас кажется невозможным, но скорее непостижимо. Одни называют это радостью, другие блаженством, третьи — духовным знанием и множеством прочих неадекватных имён. Поэтому вы тоже должны пройти сквозь пелену бессмысленности, проявить упорство и преодолеть проблемы, которые, как сейчас кажется, делают жизнь адом. На самом деле, многие люди приходят к йоге потому, что у них есть какая‑то глубинная проблема, от которой они хотят избавиться. Если бы они не знали, что у них есть проблемы, или что в их жизни чего‑то недостаёт, они бы никогда не начали заниматься йогой; у них бы не было никакого стимула. За первым знакомством последует много такого, о чём они даже не мечтали, что находится за пределами их нынешнего понимания. Таким образом, хотя психологические проблемы могут препятствовать более высокому осознанию, они также служат стимулом, который заставляет людей хотеть от них избавиться и в конечном итоге приводит многих к духовной жизни. При отсутствии каких‑либо проблем, никто бы не стал заниматься йогой. Так что в этом смысле психологические проблемы можно считать положительным фактором, который помогает вам делать в жизни что‑то стоящее, вместо того, чтобы погрязнуть в болоте самодовольства, жалости к себе и лени. Если угодно, можно смотреть на психологические проблемы с такой точки зрения. Однако, нет нужды лишний раз говорить, что их необходимо устранить, чтобы обрести счастье, что означает душевное здоровье, покой и, самое важное, обострённое осознание жизни.

Есть и ещё одна вещь, которую нужно отметить. Большинство людей очень мало знают о функции ашрама (духовной общины — ред.). Разумеется у такой общины много функций, но её главная задача — помогать тем, кто в ней живёт, очищать свой ум, устраняя психологические проблемы. Она освобождает их ум не от здравого смысла, а от загромождающих его комплексов, блоков, фобий и неврозов. Это ещё более подчёркивает то, какое большое значение йога придаёт устранению умственных блоков. Без этого йога была бы, по меньшей мере, весьма ограниченной системой. Кроме того, хотя йога ставит своей целью освобождение ума от проблем, она не пытается одновременно навязывать ему новые догмы, как делают разнообразные другие системы. Любое обусловливание должно быть устранено, а не заменено новым обусловливанием. Ум необходимо очистить от всех проблем, чтобы он мог спонтанно отражать то, что уже существует, но обычно остаётся неизвестным. Нет нужды наполнять ум — достаточно его освободить. В этом суть йоги и всех других плодотворных систем очищения ума.