Практика йоги: Урок 8

Подобно тому, как Ананта (царь змей) является опорой всей земли, так и змея Кундалини служит опорой всей тантры и йоги.

Если милость гуру пробуждает Кундалини, она поднимается вверх, пронзая все лотосы (психические центры) и психические узлы: вишнугрантхи, брахмагрантхи и рудрагрантхи.

Тогда прана входит в сушумну, ум свободно парит без всякой опоры и выходит за пределы влияния времени.

Сушумна, шуньяпадави, брахмарандхра, махапатха, смашан, шамбхави и мадхья‑марга — все это разные имена сушумны. Чтобы пробудить богиню Кундалини, спящую у входа в сушумну, следует практиковать мудры.

Хатха‑йога Прадипика (3:1—5)

Тема 1 — Вегетарианство

Вегетарианство вызывает множество споров. Многие люди думают о том, чтобы стать вегетарианцами, но обычно сталкиваются с противоречивыми точками зрения, впадающими в ту или в другую крайность. Как правило, этот вопрос обсуждается догматически, эмоционально и с излишним акцентом на моральных аспектах. Это весьма прискорбно, ибо многие люди охотно стали бы вегетарианцами, если бы им представили какие‑либо разумные и убедительные доказательства преимущества вегетарианства над обычной диетой, однако вместо этого их просто отпугивают, зачастую создавая у них прочное убеждение, что вегетарианцы — это своего рода фанатики.

Самые рьяные сторонники вегетарианства убеждают всех немедленно перестать есть мясо, намекая, что если мы этого не сделаем, то будем «гореть в аду». Они считают мясо неестественной пищей. Это, разумеется, вопрос мнения, поскольку бесчисленные поколения людей ели мясо на протяжении всей известной истории и задолго до неё. Поэтому, вероятно, слишком самонадеянно утверждать, что мясо — неестественная пища. Как она может быть неестественной, если человек может на ней жить и получать из неё многие полезные питательные вещества, требующиеся его телу? Другие группы заявляют, что есть мясо аморально, так как для этого необходимо уничтожать жизнь. Однако подобное мнение подразумевает, что законы природы неверны; что львы, тигры и другие хищные животные совершают «грех». Это мнение не может быть верным, поскольку природа устроена таким образом, что некоторые формы жизни поддерживают своё существование, убивая и поедая другие формы жизни. Когда лев убивает и съедает зебру, в этом нет ничего аморального, он создан для того, чтобы действовать подобным образом. Для льва естественно убивать и совершенно неестественно питаться травой. Все подобные споры могут продолжаться, бесконечно идя по кругу, и данное противоречие — не исключение, ибо радикальные сторонники вегетарианства могут сказать: «Мы согласны, что для некоторых животных естественно убивать, но человек стоит на более высокой ступени эволюции, и признаком этого более высокого развития должен быть отказ от мясной пищи». Может быть и так, но следует ли считать, что банановая пальма превосходит льва, поскольку она не ест мяса? Конечно, это бессмысленное сравнение, и оно служит лишь для иллюстрации того, что можно попасть в порочный круг, пытаясь оправдать вегетарианство с этой точки зрения. Кроме того, следует помнить, что любая форма жизни, от растений до человека уничтожает другие формы жизни; мы постоянно уничтожаем микроорганизмы, бактерии и т.п., даже не зная об этом. Уничтожение животных для поедания мяса — это всего лишь наиболее очевидный пример. Только по этой причине оно и вызывает споры. Поэтому мы полагаем, что любые морализаторские подходы к проблеме мясоедения следует отбросить как несостоятельные или, по меньшей мере, крайне спорные. Они, безусловно, не могут служить обоснованной причиной для перехода большинства людей к вегетарианству.

С другой стороны, радикальные противники вегетарианства утверждают, что мясо составляет существенную часть диеты человека, необходимую для обеспечения организма белками. Они настойчиво заявляют, что без регулярного потребления мяса здоровье человека резко ухудшится. Однако они забывают о том, что мясо — далеко не единственный источник белка. Есть много других видов пищи, способных удовлетворять потребности организма в белках.

Кроме того, стоит отметить, что если мы способны выбирать — быть или не быть вегетарианцами — то нам ещё повезло. Большей части населения земного шара чаще приходится питаться тем, что есть, а не выбирать тот или иной рацион из широкого разнообразия продуктов питания. В некоторых случаях мясо — это единственное что есть, например, эскимосы в силу абсолютной необходимости питаются исключительно животной пищей. Следует ли нам обвинять эскимосов в аморальных привычках из‑за их жизненных обстоятельств? С другой стороны, люди в других регионах мира слишком бедны, чтобы включать мясо в свой рацион. Следует ли восхвалять этих людей за «моральное поведение» или вегетарианство, если они всего лишь подчиняются необходимости? Поэтому, если вам повезло, и вы можете выбирать свой рацион, отдавайте себе отчёт в том, что это привилегия, и ни в коем случае не осуждайте других за то, что они не едят той же пищи, что и вы.

В этом разделе мы будем рассматривать проблему вегетарианства, главным образом, с точки зрения питания и здоровья. Поскольку сами мы — вегетарианцы, мы, разумеется, не можем быть беспристрастными в этом вопросе. Однако, поскольку некоторые из нас в ашраме когда‑то не были вегетарианцами и на себе испытали атаки рьяных сторонников вегетарианства, мы постараемся не навязывать вам своё мнение насильно. Мы познакомим вас с некоторыми основными фактами теми самыми фактами, которые, в конечном счёте, убедили нас выбрать вегетарианский образ жизни. Мы предоставим вам самим решать, могут ли они служить достаточным основанием для того, чтобы всерьёз воспринять вегетарианство.

Что такое вегетарианство и невегетарианство?

Термин «вегетарианство» применяют по отношению к целому ряду различных режимов питания. Общепринятое определение и понимание вегетарианства связано с отказом от употребления мяса животных и относящихся к ним продуктов. Однако из‑за споров относительно того, следует ли есть яйца, рыбу и молочные продукты, появились различные разновидности вегетарианства.

Строгие вегетарианцы не едят яиц, в то время как многие другие люди, также считающие себя вегетарианцами, это делают. Против яиц часто возражают на том основании, что они являются носителями жизни. Однако следует отметить (хотя мы не стремимся убеждать вас в чём бы то ни было), что на самом деле большинство яиц не оплодотворены и потому не могут порождать жизнь. Другие люди едят рыбу и также считают себя вегетарианцами.

Сверхстрогие вегетарианцы заходят так далеко, что отказываются есть любые молочные продукты, в том числе, молоко. В Индии, где значительная часть населения придерживается вегетарианства, молоко широко употребляется в пищу, наряду с вырабатываемыми из него продуктами, например, осветлённым (топлёным) сливочным маслом (гхи). Определение вегетарианства зависит от индивидуальной интерпретации. Однако для целей данного обсуждения мы будем определять его как воздержание от употребления в пищу мяса животных в любом виде. Поэтому невегетарианцами мы будем называть всех тех, кто включает в свой рацион мясо животных.