Практика йоги: Тема 6 — Медитация. Кайя Стхаирьям

В этом уроке мы уделили очень много внимания теме медитации и медитативных асан. Мы подчеркнули, как важно быть способным неподвижно сидеть в одной позе, не отвлекаясь на физическое тело. Первая цель медитативной практики состоит в том, чтобы забыть о своём теле. Однако, описанная ниже практика — кайя стхаирьям  — как будто бы противоречит этому основному правилу. В ней человек старается осознавать своё тело, исключив всё остальное. То есть, вместо того, чтобы забыть о теле, человек должен стараться обострять осознание тела. На первый взгляд, это может показаться слегка парадоксальным. Однако эта практика основана на хорошем понимании работы ума.

Ум подобен маленькому ребёнку. Если вы приказываете ребёнку что‑либо сделать, он очень часто поступает наоборот. Это выглядит бунтарством, потребностью в неповиновении. Ум поступает точно так же. Если вы принуждаете ум забыть о теле и осознавать другой объект, у него, как будто, внезапно возникает интерес к телу. Чем больше вы стараетесь забыть о теле, тем труднее это становится. С учётом этой тенденции ума, в данной практике используется противоположный подход. То есть, она почти насильственно заставляет ум осознавать тело в течение длительного времени. Ум, как обычно, бунтует. Он автоматически стремится думать о чём‑либо ещё и забывает о теле. А в этом как раз и состоит цель медитативных практик. Даже после нескольких минут интенсивной практики кайя стхаирьям, вы обнаружите, что осознание самопроизвольно обращается внутрь. Вы автоматически начинаете заниматься интроспекцией.

Кайя стхаирьям — прекрасный метод подготовки тела и ума к другим медитативным практикам. Поэтому, её при любой возможности следует выполнять перед ними.

На санскрите слово кайя   означает «тело», а слово стхаирьям —   «стабильность» или «уравновешенность». Таким образом, эта практика способствует достижению уравновешенного и неподвижного состояния тела.

Техника выполнения

Сядьте в любую удобную медитативную асану. Устройтесь так, чтобы свести к минимуму любые неудобства. Выпрямите позвоночник и держите голову вертикально. Положите руки на колени или на бёдра. Закройте глаза и полностью расслабьтесь. Осознавайте всё своё тело. Почувствуйте, что ваше тело — это часть земли. Представьте себе, что ваше тело вырастает из земли, как дерево: ваши торс и голова — это ствол, а ноги — корни. Убедите себя, что поскольку ваше тело — это часть земли, то оно не может и не будет двигаться. Вы непоколебимы, как большое дерево. Почувствуйте все ощущения своего тела, и, по возможности, постарайтесь создать мысленный образ своего тела. Осознавайте любую боль или неприятное ощущение. Направьте своё осознание на источник этого дискомфорта и постарайтесь больше ничего не осознавать. Пусть ваше осознание сосредоточится на этой боли, это будет нетрудно.

Если ваш ум начинает блуждать, пусть будет так. Но одновременно старайтесь сохранять осознание боли в теле.   Продолжайте действовать подобным образом в течение нескольких минут.

Затем направьте своё осознание на правую ступню. Не осознавайте ничего, кроме правой ступни. Через некоторое время перенесите осознание на левую ступню.

Создайте мысленный образ своей левой ступни и/или почувствуйте все связанные с ней ощущения. Продолжайте осознавать.

Перенесите своё осознание на правую ногу и повторите те же действия.

Повторите эту же процедуру последовательно с левой ногой, всей спиной, животом, грудной клеткой, правой рукой, лeвой рукой, шеей, головой и, наконец, со всем телом.

Это один цикл.

Максимально обострите своё осознание; даже если ваше осознание переключается на другие объекты, продолжайте осознавать своё тело.

Сделайте ещё один цикл.

Осознавайте.

Внушайте себе: «Я не буду двигаться».

Примите твёрдое решение, что вы будете неподвижны, и не пошевелитесь или не вздрогнете на протяжении всей практики.

Ваше тело должно быть неподвижным, как статуя.

Запечатлейте это внушение в своём уме; так вы получите максимальную пользу от этой практики.

Даже если вам захочется пошевелить пальцем руки или поправить одежду, или почесаться, постарайтесь преодолеть это побуждение.

Когда вы почувствуете потребность пошевелиться, вы должны сказать себе: «Нет, я не буду двигаться до конца практики».

Переносите своё осознание на различные части тела.

Почувствуйте различные части своего тела так, как вы никогда не чувствовали их раньше.

Продолжайте практику в том же духе.

Через некоторое время вы должны обнаружить, что ваше тело становится очень жёстким и неподатливым.

Вы обнаружите, что все более отстраняетесь от своего тела.

Вы будете воспринимать своё тело как что‑то отдельное от вас.

Вы обнаружите, что ваше тело стало как будто невесомым.

Вы поймёте, что чувствуете все меньшую и меньшую потребность или склонность двигаться.

Такая неподвижность тела называется психическим окостенением.

На этом этапе вы хорошо подготовлены к следующим медитативным практикам, в которых фокус осознавания находится внутри.

Продолжительность

Проделайте столько циклов, сколько хотите, в соответствии с имеющимся у вас временем. Некоторые люди добились значительного прогресса в практике медитации, используя только этот метод. Кое‑кто с большим успехом занимается по этой методике в течение многих часов. Однако мы настоятельно рекомендуем посвящать ей пять или десять минут перед переходом к другим медитативным практикам.

Подготовительная техника

Как мы уже отмечали, кайя стхаирьям сама по себе является прекрасной медитативной техникой. Однако, в основном, она используется для достижения неподвижного и расслабленного состояния тела, в ходе подготовки к другим техникам. Кроме того, для большинства людей одним из величайших препятствий на пути к успешной медитации является неспособность забыть о своём теле. Мы почти одержимы существованием тела и его ощущениями. Это не даёт нам направить своё осознание куда‑либо ещё. Кайя стхаирьям — это систематический метод отвлечения внимания от тела. Поэтому она служит полезным вступлением к другим техникам.

Невнимательность

Ваше осознание, безусловно, не будет оставаться фиксированным на теле в течение всей практики. Вы будете осознавать другие мысли и отвлекающие факторы. Ни в коем случае не следует подавлять эту тенденцию к блужданию. Это лишь создаст напряжение. С другой стороны, не погружайтесь в другие мысли настолько, чтобы перестать обращать внимание на тело. Вы должны одновременно осознавать и тело, и любые интересные мысли, которые у вас появляются.

Увеличение продолжительности медитативных асан

Эта техника прекрасно подходит для постепенного увеличения продолжительности пребывания в медитативной асане. Сначала выберите одну из медитативных асан, которые мы уже обсуждали [149]. Затем на протяжении нескольких недель и месяцев постепенно увеличивайте время, в течение которого вы остаётесь в асане, не двигаясь. В первое время вам следует быть реалистом; иными словами, сидите в асане лишь до тех пор, пока это не начнёт причинять вам неудобства. Затем каждый день постепенно увеличивайте продолжительность пребывания в асане. Сидя в асане, практикуйте кайя стхаирьям. Примите твёрдое решение оставаться в асане в течение заранее установленного времени. В течение этого времени старайтесь не делать ни малейшего движения, даже если почувствуете неудобство. Таким образом, вы со временем полностью овладеете медитативной асаной. В то же самое время вы подготовите себя к медитативным техникам, которые будете выполнять сразу после этого, или когда‑то в будущем.

Программа ежедневных занятий

Чтобы освоить по меньшей мере одну из медитативных асан, мы советуем вам сидеть в ней как можно дольше, насколько позволяют обстоятельства и имеющееся время, например, когда вы читаете, смотрите телевизор, разговариваете или в любое другое удобное время, когда вам нужно оставаться в одном положении. Кроме того, всякий раз, когда у вас есть время, вам следует продолжать делать какие‑либо из упражнений для раскрепощения ног [150].

Программа 1: продолжительность 1 час 30 минут

Программа 2: продолжительность 1 час

Программа 3: продолжительность 45 минут

Программа 4: продолжительность 30 минут