Практика йоги: Урок 11

Когда три бандхи (джаландхара, уддияна и мула бандха) выполняются в совершенстве, речака и пурака (вдох и выдох) прекращаются, поток ощущений очищается и наступает кевала кумбхака. Поэтому видья (чистое знание) переживается в виде кевала кумбхаки. Вышеуказанную практику следует выполнять, фиксируя внимание в анахата чакре с полным осознанием до тех пор, пока, наконец, дыхание и ум не становятся неподвижными. Именно там и тогда переживается спонтанная кумбхака, известная как кевала кумбхака. В учении хатха‑йоги описаны бесчисленные разновидности кумбхаки, но ни одна из них не может сравниться с кевала кумбхакой, поскольку ни в одной другой кумбхаке прана не становится неподвижной.

Йогатаравали 8/9/10 (Адишанкарачарья)

Тема 1 — Устранение психологических проблем (часть 3)

Как ни странно, многие люди считают тревогу или психологическую неудовлетворённость [241] первым шагом, прелюдией к поискам более высокого осознания или духовной жизни. В этом представлении и в самом деле есть немало истины, поскольку лишь чувствуя недовольство, пустоту и отсутствие счастья, человек всерьёз начинает искать в своей жизни что‑то более осмысленное. Нередко тревога в виде ощущения неопределённости человеческого бытия служит движущей или мотивирующей силой, которая побуждает людей стремиться к более высоким состояниям сознания, и в конечном итоге к просветлению. Без той или иной формы тревоги человек самодовольно купается в ненадёжном мире невежества. Для большинства людей неудовлетворённость становится стимулом для того, чтобы попытаться найти «истину», если, конечно, она вообще существует. Другие становятся на путь к более высокому осознанию по какой‑то другой причине, возможно, для того, чтобы избавиться от физических проблем, научиться лучше владеть собой, и т.п. Но, в действительности, причина, в своей основе, одна и та же — а именно, неудовлетворённость существующим положением дел, статусом кво, и стремление к чему‑то большему. Так что в этом смысле психологические проблемы можно оценивать положительно, как мотивирующую силу, которая заставляет людей отказываться от привычных шаблонов и искать новые средства самовыражения и более мудрый и радостный образ жизни [242].

Поэтому ваше ощущение неудовлетворённости или отсутствия счастья, даже если это лишь слабый шёпот, едва слышный на фоне шума и суеты повседневной жизни, в определённом смысле, оказывает вам услугу. Оно даёт толчок, который уводит вас от привычной рутины и шаблонов мышления, стимулирует поиск новых интересов. Большинство людей устремляют свою энергию исключительно на мирские интересы. Они полностью растрачивают себя, хотя могли бы использовать, по меньшей мере, часть своей энергии для более положительных целей, а под этим мы подразумеваем внутреннее исследование и развитие. Разумеется, мы не говорим, что вам не следует действовать в мире, поскольку это часть жизни. Вы должны исполнять свою роль на сцене мира как можно лучше, но в то же время каждому человеку следует направлять какую‑то часть своей энергии во внутренний мир. Полчаса ежедневных занятий йогой послужат для вас началом и способом, позволяющим установить непосредственную связь со своими нераскрывшимися потенциальными возможностями и ресурсами.

Именно чрезмерное потакание бессмысленным влечениям повседневной жизни не даёт вам обратить своё внимание внутрь и осознать невероятные глубины своего существа. Вы начинаете всерьёз задумываться о самоисследовании, только когда что‑то разлаживается в ваших отношениях с внешним миром, или когда вам чего‑то не хватает. Несмотря на то, что ваши проблемы могут причинять вам много страданий, в каком‑то смысле, они — ваши лучшие друзья, ибо они будут принуждать вас, подталкивать вас к поиску новых уровней опыта, которые в настоящее время лежат полностью за пределами вашего понимания. Они будут заставлять вас искать сферы бытия, которые вы сейчас не можете даже вообразить. Мы не называем их невозможными, поскольку невозможное человек всё равно в состоянии вообразить; мы имеем в виду уровни за гранью невозможного, поскольку они выходят за пределы существующих понятий.

Поэтому вам следует ежедневно посвящать какое‑то время интроспекции, по возможности, отрешившись от всех обязанностей, дел и интересов повседневной жизни. В течение этого времени старайтесь отыскать глубинные проблемы, которые делают вашу жизнь во внешнем мире несчастной, и, в конечном счёте, обрести опыт, о котором без конца говорят мистики. Просто пытаться заглянуть в себя во время занятий йогой не так легко, поскольку вы привыкли постоянно укрываться в повседневных проблемах и интересах, вместо того, чтобы открыто взглянуть себе в лицо. Но настойчивость и регулярная практика позволят вам научиться достигать большего расслабления и постепенно устранять подсознательные проблемы, а затем и действительно использовать свои внутренние ресурсы. Всё, что вам нужно — это старание, упорство и сильное желание. Во время медитативных практик вам, вероятно, покажется невозможным сидеть на одном месте больше нескольких минут, не испытывая сильного побуждения встать и что‑либо сделать. С самого рождения вас приучали всё время что‑то делать. Будьте настойчивы, и эти тенденции будут ослабевать. Постепенно вы преодолеете свою привычную склонность теряться в постоянном потоке внешних дел и стремлений. Медленно, но верно, вы будете встречаться лицом к лицу с собой, со своими внутренними побуждениями, и, со временем, достигнете более глубокого понимания своей поразительной внутренней природы. Но сначала вы должны встретиться со своими подсознательными проблемами. Вы должны пересечь реку и, быть может, намокнуть, прежде чем доберётесь до другого берега. Чтобы познать покой, радость и знание, вам сначала нужно пройти через свои психологические проблемы, пережить их и избавиться от них. Прежде чем вы сможете достичь рая, вам придётся пройти через ад.

Помогать миру, помогая себе

Однажды Раману Махариши спросили, как лучше всего начать помогать миру и создавать более гармоничное и миролюбивое братство людей. Рамана Махариши ответил, что в первую очередь нужно изменить самого себя, и что это — самый полезный вклад, который любой человек может внести в достижение мировой гармонии. Неясно, согласился ли спрашивавший с таким ответом и понял ли он его вообще. Возможно, он счёл его эгоистической точкой зрения. Но на наш взгляд, ответ Раманы Махариши был абсолютно верным. Ему была известна простая истина, которую люди не могли понять во все века и не понимают сейчас — что для того, чтобы улучшить состояние мира в целом, нужно, прежде всего, улучшить своё собственное состояние. Это не эгоизм, а здравый смысл, ибо как человек может надеяться действительно помочь улучшению ситуации в мире, если он сам находится в плачевной ситуации. Это почти то же самое, как если бы человек, который постоянно хмурится и имеет несчастный вид, пытался проповедовать другим, что такое счастье и радость. Такое полное лицемерие было бы бессмысленным и бесполезным. Человек может распространять миролюбивое влияние среди других людей, только когда он сам излучает умиротворённость. Это единственно возможный путь. Чтобы решать проблемы других людей, нужно, прежде всего, решить свои собственные.

Мы рассматриваем неустойчивую ситуацию в мире как большую психологическую проблему, совокупность индивидуальных психологических проблем всего человечества. Человеческий мир нестабилен потому, что нестабильны большинство его обитателей. Поэтому, стараясь разрешить собственные психологические проблемы, вы делаете положительный шаг к достижению счастья не только для себя, но и для всего мира. Чем большей гармонии вы достигаете на индивидуальном уровне, тем в большей мере становитесь путеводным маяком мира и гармонии для всего человечества. Улаживая свои собственные проблемы, вы будете вносить самый ценный вклад во всё, что вас окружает. Эта озабоченность собственным умом — вовсе не эскапизм и не антиобщественное поведение. Это способ дать миру в целом самое важное, на что вы способны. Есть и ещё один фактор: а именно, чем больше вы разрешаете свои конфликты и познаете себя, тем больше вам естественным образом захочется помогать другим. У вас не будет выбора — это желание возникнет само собой вместе с любовью к своим собратьям‑людям, сколь бы уродливыми они порой ни казались.

Вот очень точное, проницательное и выразительное резюме ситуации в мире, которое даёт Роберт Линеен в своей книге «Живой Дзен»:

«Человечество можно было бы сравнить с двумя с половиной миллиардами борзых, несущихся по беговой дорожке за механическим зайцем. Эти люди‑борзые взвинчены, чрезмерно напряжены, жадны и яростны, но дзен (йога) пытается объяснить им, что они гонятся не за настоящим зайцем, а за механической подделкой. В тот момент, когда человек полностью осознает значение этой истины, он „освобождается“, и горечь его борьбы и насилия сменяется расслаблением, покоем, гармонией и любовью».

«Подобного рода освобождение имеет колоссальные последствия не только для физического, нервного и душевного здоровья отдельного человека, но и для человечества в целом».