Практика йоги: Ум как совершенный отражатель

Очищение личностного ума от накопившегося мусора и устранение внутренней сумятицы необходимы для того, чтобы превратить его в совершенный инструмент для восприятия и анализа данных и для перевода мысли в действие. Для этого, конечно, нужно время, но приведённое ниже описание призвано дать вам представление, пусть несовершенное и неполное, о том, как должен работать личностный ум, когда он не поражён дефектами.

Человек будет пребывать в непрерывном состоянии медитации независимо от того, чем он занят — спит, ест, работает или делает что‑то ещё. В любой ситуации он не будет испытывать тревоги. Исчезнут обычные и навязчивые эгоцентрические побуждения, или своекорыстие. Человек будет естественным образом понимать других и больше сопереживать им, видя их в новом свете. Не связанные друг с другом и противоположные позиции и мнения отдельных людей больше не будут казаться противоречивыми, но станут дополнять друг друга и сливаться в гармоничное целое. Человек начнёт видеть тождественность, единство, совершенство и согласие вместо индивидуальности, разделенности, различий, несовершенства и разлада. Внешние события будут восприниматься отчётливо, но без обычных отрицательных и вредных реакций. Будет казаться, что внешние впечатления вливаются в ум, где они плавно усваиваются и перерабатываются, и спонтанно возникающие ответы вытекают из ума. Не будет никаких конфликтов, препятствий или усилий, никакого умственного застоя. Всё будет просто случаться. Всё будет идти должным образом без обычной сутолоки и суеты. Каждая реакция будет полностью соответствовать данной ситуации. Внешние события останутся теми же, но отношение человека к ним будет полностью иным. Вместо того, чтобы постоянно расстраиваться из‑за взлётов и падений жизни, он будет плавно проходить через них с чувством радости. Идеи, ранее казавшиеся взаимоисключающими, непримиримыми или антагонистичными, будут восприниматься как части одного целого, в действительности, созвучные друг другу. Любая философия или убеждение будут рассматриваться как частично истинные и не более чем неполные объяснения чего‑то, лежащего за пределами слов и понятий. Будет ясно видно, что каждый символ веры или набор понятий применим на том или ином уровне осознания и понимания.

Человек будет жить в вечном настоящем, полностью поглощённый им. Ум, освобождённый от проблем, автоматически сосредоточивается на выполняемой работе. Ничто другое его не беспокоит и не отвлекает. Это абсолютное сосредоточение, естественным следствием которого становятся эффективность и совершенство. Беспокойство, страх, гнев, депрессия, ревность больше не мешают сосредоточенности и полной жизни. Работа и игра становятся одним и тем же; различие между ними исчезает. Привычные чувства разочарования, неудовлетворённости и отсутствия счастья рассеиваются, как будто их никогда и не было, и как будто они совершенно неестественны. Исчезнет даже обычный гнетущий и вызывающий уныние страх перед смертью или болезнью, так как эти явления предстанут в свете нового и более высокого понимания.

Вопреки ожиданиям, человек будет продолжать выполнять свои обязанности не с меньшим, а с большим энтузиазмом, радостно и заинтересованно. Обычно считают, что конфликт действует подобно палке, раздражителю, подталкивающему или побуждающему людей к деятельности. Да, это, несомненно, так, но это крайне неэффективный и ограниченный стимул. Вопреки общепринятому убеждению, спокойный бесконфликтный ум делает человека живой динамо‑машиной, пульсирующей энергией и энтузиазмом. Благодаря отсутствию умственной напряжённости, такой человек не изнывает в состоянии безразличной лени, а начинает жить полной жизнью, претерпевая подлинное перерождение. Взаимодействуя с другими людьми в различных ситуациях всем своим существом, он испытывает все человеческие чувства, будь то волнение, гнев или любовь. Однако теперь все эти эмоции больше не влияют на его внутреннее существо, как это было раньше. В противоположность распространённым представлениям о высших ступенях йоги, вкус к жизни обостряется. Чем свободнее ум от проблем, тем больше его способность в полной мере наслаждаться жизнью и бытием.

Все кажутся дружелюбными, даже злейшие враги. Поэтому на ум больше не обрушивается поток отрицательных вибраций, выводящих его из равновесия. Вместо этого человек становится генератором доброй воли, дружелюбия, энергии и знания. В отличие от большинства людей, ощущающих невыносимое и гнетущее одиночество, он чувствует и познаёт тесную взаимосвязь с окружающим миром, переживая единство с ним в гораздо более глубоком смысле, чем можно выразить словами. Вместо того, чтобы мириться с чувством отчуждения и изоляции, с представлением о себе, как о маленьком винтике в большой машине, он знает и ощущает свои место, значение и важность в общей схеме бытия. Как может человек в таких обстоятельствах испытывать психологические или эмоциональные потрясения? Это просто невозможно, поскольку он относится ко всему и переживает все в новом и удивительно ясном свете, сияя радостью, вместо того чтобы быть бледным и тусклым от уныния.

Это длинное описание дано не с целью впечатлить вас или заполнить пустые страницы, а чтобы показать, что устранение психологических проблем будет иметь огромные и важные последствия для вашей жизни. Разумеется, опыт, который мы описали, вам предстоит испытать в будущем, однако каждый, кто захочет приложить усилия, чтобы исследовать свой ум, сможет его познать и понять. Нужно только старание — и ничего больше. Это звучит просто, однако требует постоянных усилий и настойчивости. Но коль скоро вы начинаете генеральную уборку своего ума, вы можете только выиграть; достигая большего сознания, вы будете способны настраиваться на более высокое знание. Вам самим выбирать — полировать ли отражающую поверхность своего ума или позволять ему оставаться неупорядоченным и не способным отражать или воспринимать запредельное.

Практика

Ранее мы говорили, что считаем обусловливание психологической проблемой, по существу, одной из главных причин страдания в жизни [243]. Важность этого факта невозможно переоценить. Поэтому первой темой, которую мы рассмотрим, будет устранение обусловливания [244].

Устранение обусловливания

Йога направлена на постепенное устранение застарелых и косных привычек, догм и заученных шаблонов, чтобы человек обретал приспособляемость к новым ситуациям и совершенную восприимчивость к новым видам опыта. Большинство людей, подобно роботам, ведут механическое существование, стереотипно реагируя на ситуации и поступки других людей. У них абсолютно отсутствует непосредственность. С самого рождения нас учат и тренируют реагировать на те или иные ситуации неизменным и автоматическим образом. Мы подобны собакам Павлова: звенит звонок и у нас начинается слюноотделение. Это может показаться преувеличением — что ж, возможно и так — но мы пытаемся убедить вас, что действия большинства людей лишены свободы и спонтанности. Оглянитесь вокруг, посмотрите, как ведут себя окружающие вас люди, а лучше всего — посмотрите на себя. Вы обнаружите, что большая часть ваших поступков — это глубоко укоренившиеся привычки. И это лишь то, что лежит на поверхности.

Известно, что чем более осознающим становится человек, тем меньше он подвержен привычкам. Спокойный ум, свободный от тревог и обусловливания, обладает невероятными способностями проницательности, восприятия и принятия решений, и может адаптироваться к любой ситуации. Кроме того, необусловленный ум адекватно реагирует на существующую ситуацию, и предпринимаемые действия точно соответствуют обстоятельствам. Ум становится чрезвычайно острым и гибким. В то же время, обусловленный ум будет действовать в соответствии с собственной надуманной и ограниченной интерпретацией ситуации, либо согласно своей привычной запрограммированной реакции. Принимаемое в результате этого решение очень редко бывает оптимальным в конкретных обстоятельствах.

Прекрасный пример обусловленности приводится в дзен буддизме. Мастер дзен задал одному из своих учеников вопрос. Когда ученик ответил, наставник остался доволен его ответом. На другой день учитель вновь задал этому же ученику в точности тот же вопрос. Ученик возразил, что он уже отвечал на него. Учитель признал этот факт, но, тем не менее, попросил ученика ответить ещё раз. Ученик исправно сделал это, дав в точности тот же ответ, что раньше. Учитель сильно рассердился, а ученик никак не мог понять, на что именно. Поэтому он спросил учителя, почему тот остался доволен вчера и разгневался сегодня, хотя ответ был тот же самый. Мастер дзен объяснил, что каждый момент жизни отличается от другого, и потому человек по‑настоящему непосредственный будет отвечать в соответствии с новой ситуацией. Ученик же просто воспроизвёл стереотипный ответ, закрепившийся в его памяти. Он не жил в настоящем, а полностью подчинился диктату своего обусловливания.

Как происходит обусловливание? Ответ очень прост. С раннего детства нас учат реагировать на внешние импульсы определённым образом. Это приводит к определённым физическим действиям, высказываниям, умственной деятельности и т.п. Когда действия повторяются снова и снова, они становятся привычкой, и человек делается обусловленным. Чем больше накапливается подобных привычек, тем более косной и автоматической становится наша жизнь. Вместо того, чтобы реагировать непосредственно, спонтанно, мы превращаемся в ходячих роботов, запрограммированных на выполнение действий, которые мало связаны с реальной ситуацией. Каждый живёт в своём собственном выдуманном мирке. Свами Шивананда прекрасно резюмировал это в следующем стихотворении:

Посеешь мысль — и пожнёшь поступок.

Посеешь поступок — пожнёшь привычку.

Посеешь привычку — пожнёшь характер.

Посеешь характер — пожнёшь судьбу.

Некоторые люди считают, что вся наша жизнь полностью обусловлена нашим характером, и с этим ничего нельзя поделать. Это действительно так, но только на низком уровне осознания. Чем большего уровня осознания достигает человек, тем менее обусловленным он становится. Великие святые, мудрецы и йоги определённо не были обусловленными, поскольку сферы их жизни и опыта лежали за пределами обусловливания. Они обитали в сферах, где судьба и свобода воли не имеют смысла. Любого, кто пытается предсказывать поступки и реакции человека, пребывающего в более высоком состоянии сознания, ожидает большой сюрприз. Поступки и реакции такого человека непредсказуемы. Причина очень проста — в отличие от большинства обычных людей, он не обусловлен. Если вы зададите ему вопрос, то ответ, скорее всего, будет неожиданным. Спросите другого человека — и вы, вероятно, будете заранее точно знать, что он ответит. На внешнее впечатление последует автоматическая реакция. Большинство людей обусловлены застарелыми и глубоко укоренившимися привычками мышления и действия.

Как можно начать избавляться от этого обусловливания? Ответом служит йога; по существу, одна из главных целей йоги состоит в разрушении обусловливания, чтобы человек мог стать спонтанным и восприимчивым существом. Помните, что под спонтанностью мы подразумеваем не автоматические реакции; мы имеем в виду совершенное восприятие и восприимчивость к внешней и внутренней среде, так что когда человек выполняет действия, они полностью гармонируют со всем внешним, внутренним и запредельным. Помните также, что спонтанность не может быть ни принудительной, ни созданной по желанию; она может только случаться как естественное следствие свободного и раскованного ума. Практика медитации позволяет медленно, но верно избавляться от обусловливания и привычек. Ум будет медленно возвращаться к своей первоначальной и естественной функции совершенного отражателя.

Есть и дополнительные методы. Старайтесь в ходе повседневной деятельности размышлять над своими поступками. Когда вы что‑либо делаете или думаете определённым образом, спрашивайте себя, почему вы поступаете именно так. Не является ли это действие условным рефлексом, не имеющим отношения к конкретной ситуации? Как только вы начнёте распознавать своё обусловливание, вы будете неосознанно предпринимать шаги для его устранения. Важно распознание. Большинство людей не отдают себе отчёта в том, что они действуют как роботы. То же касается и всех ваших убеждений. Подвергайте их сомнению с реалистичной позиции: «Обоснованы ли они, или я придерживаюсь их без какой‑либо реальной и убедительной причины? Я придерживаюсь убеждения, что все, кто оставляют двери открытыми — идиоты. Почему я так считаю?» Это справедливо и в отношении всех наших желаний. «Почему я испытываю такое сильное желание съедать по пять плиток шоколада в день? Почему я прилагаю такие огромные усилия, чтобы произвести впечатление на своих соседей?» Перечень бесконечен, и вы должны обдумывать подобные вопросы сами. Однако рефлексия очень важна для освобождения ума от привычных действий и шаблонов мышления. Ни при каких обстоятельствах не подавляйте свои действия, но, по крайней мере, старайтесь распознавать их и размышлять над ними.

Поначалу вы не заметите, чтобы это как то повлияло на вашу жизнь, однако медленно, но верно, вы начнёте ощущать огромное чувство свободы в своих поступках. Чем больше ум освобождается не только от обусловливания, но и от всех видов проблем (хотя они представляют собой всего лишь разновидности обусловливания), тем более осознающим вы становитесь. Если человек хотя бы на несколько секунд переживает более высокий опыт, то в дальнейшем этот вкус будет служить замечательным стимулом для разрушения обусловливания. Личный опыт — лучший способ устранения обусловливания. Но чтобы ум мог испытать этот опыт более высокого знания, он сперва должен стать менее помрачённым ограниченными шаблонами мышления. Медитативные практики, рефлексия и другие методы, которые вы сочтёте подходящими, помогут вам избавиться от обусловленности ума. Заметьте, что мы не говорим о переучивании, поскольку это означало бы замену существующих шаблонов мышления другим набором ограничений. А это делает достижение цели полностью невозможным. Нет никакой нужды добавлять что бы то ни было в ваш ум — просто очистите его от психологических конфликтов и обусловливания, которые помрачают его ясность. То, к чему вы стремитесь, уже налицо — вам нужно лишь достаточно очистить ум, чтобы познать это на собственном опыте.

Разотождествление

Одновременно с устранением психологических проблем, ум должен делаться более сильным и менее уязвимым к внешним воздействиям и кризисам. Его следует укреплять, чтобы неблагоприятные внешние события больше не нарушали его работу. Разумеется, по мере того как ум всё более освобождается от своих проблем, он автоматически приобретает большую сопротивляемость внешним воздействиям. Однако существует и ещё один превосходный метод достижения этой же цели, который называется отстранением. Это не означает, что человек становится чем‑то наподобие овоща и избегает превратностей жизни или воздерживается от межличностных отношений. Вовсе нет. Это означает, что хотя человек существует во внешнем мире, реагирует на него и играет определённые роли, испытывая все человеческие чувства — любовь, ненависть, гнев и т.п., он воспринимает все это как нечто постороннее. Он не позволяет этим внешним событиям затрагивать его более глубокую сущность. Он осознаёт события, как если бы он был их свидетелем.

Вы должны вести себя в жизни как резиновый мячик, а не как стеклянный шар. Большинство людей похожи на хрупкий стеклянный шарик; всякий раз, сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, они трескаются и разбиваются на части. Станьте упругими, как резиновый мяч, чтобы всё, что с вами происходит, не оказывало на вас глубокого влияния. Хотя вы будете сталкиваться с трудными ситуациями и кризисами, они должны влиять на вас только поверхностно и не расстраивать вашу внутреннюю сущность. Если вы бросите резиновый мячик на землю, он отскочит, без какого либо вредного изменения своей внутренней структуры. Вы должны быть подобны этому мячику: упругим, но сильным, проявляя гибкость в любых ситуациях, но не позволяя игре жизни затрагивать внутреннее ядро вашего существа. Возможно, это легче говорить, чем делать, однако метод наблюдения жизненных ситуаций с позиции постороннего свидетеля может оказать огромную помощь. Он представляет собой всего лишь технику для обретения внутренней устойчивости — ничего больше.

Вы должны стараться как можно больше разотождествляться со своим телом, своими эмоциями и умом. Осознавайте всё, что происходит. Ведите себя как свидетель, но не отождествляйтесь с чем бы то ни было. Чрезмерное отождествление с телом, эмоциями и умом ведёт к нежелательным и болезненным физическим, эмоциональным и психологическим переживаниям. Вы должны стараться наблюдать все происходящее из центра сознания. Тогда печальные стороны жизни и любые другие события не будут оставлять отпечаток на вашем существе. Они будут происходить как нечто отличное и отдельное от вашего существа. Рябь и волны будут волновать поверхность озера, но его глубины останутся тихими, спокойными и не потревоженными. Хотя это трудно, следует поставить себе целью при любых обстоятельствах осознавать все с позиции постороннего наблюдателя — даже в самых бурных, возбуждённых или тревожных ситуациях. Это достаточно легко делать во время асан, пранаямы и т.д., но в ходе повседневной деятельности требуются усилия и опыт.

Как мы уже указывали, отсутствие счастья в жизни в значительной мере обусловлено чрезмерным отождествлением с телом, эмоциями и умом. То же справедливо и в отношении излишнего отождествления со своей работой или ролью в жизни. В качестве метода достижения уравновешенности в жизни необходим процесс разотождествления.

Довольно странно, что когда людей спрашивают, кто они, ответом чаще всего бывает «я инженер», «я врач», «я секретарь» или, возможно, «я домохозяйка». Они отвечают в соответствии с тем, с чем они отождествляются в жизни, с тем, каковы их работа, роль или род занятий. Некоторые ответы могут содержать сочетание определений — например, жена, мать и секретарь по роду работы. Но всё это говорит не о том, кто они на самом деле, а лишь о том, чем они занимаются.

Рассмотрим пример, который показывает, как такое отождествление может вести к психологическим конфликтам и отсутствию счастья. Возьмём актёра — он полностью отождествляется со своей ролью актёра: красивая внешность, обаятельная личность, мужественный и мелодичный голос. Он изо всех сил старается поддерживать себя в хорошем состоянии, в соответствии со своей ролью. Возможно, он даже делает упражнения, чтобы оставаться в хорошей форме. И всё же, природа неизбежно берёт своё, и с годами он замечает, что его молодость исчезает. Он болезненно осознает, что утрачивает свои отличительные качества актёра. Его физическое состояние ухудшается, лицо перестаёт выглядеть свежим, голос теряет свою глубину. Вероятно, он каждый день смотрится в зеркало — под конец, возможно, часами — приходит в уныние и даже может предпринимать тщетные попытки задержать упадок и противодействовать старению с помощью подтяжки лица и т.п. Он впадает в депрессию, видя, как у него на глазах исчезает его представление о себе. Он даже может испытать эмоциональный срыв и начать думать о самоубийстве. Его чрезмерное отождествление со своей моложавой и красивой внешностью даёт откат, причиняя ему глубокое чувство несчастья и отчаяния.

Это крайний пример, но, по существу, именно по этой причине мы и выбрали его в качестве иллюстрации. Однако, читатель должен согласиться, что в нём немало истины, если вспомнить, сколько актёров и актрис действительно покончили с собой. В то же время, такое чрезмерное отождествление происходит в жизни почти каждого человека. Возьмём мать семейства: она отождествляется со своей ролью и видит в себе только мать и больше ничего. Однако со временем, её дети, вероятно, покинут дом, как птенцы покидают гнездо. Если она полностью отождествилась со своей ролью матери, то будет очень несчастной. То же справедливо в отношении всех ролей, которые человек принимает в жизни; если он чрезмерно отождествляется с ними, то, безусловно, будет испытывать страдание и эмоциональное расстройство, когда роль заканчивается или меняется.

Отождествление с телом, эмоциями и умом — настолько повсеместное явление, что люди никогда или почти никогда не ставят его под сомнение. Человек говорит: «Я хочу пить», когда это в действительности означает «тело хочет пить». «Я» чрезмерно отождествляется с телом. Человек говорит: «Я сердит» или «я подавлен», когда в действительности все это испытывает его эмоциональная система. Он говорит: «Я считаю, что два плюс два равно четырём», но на самом деле так считает рациональная область его ума. И так далее. Хотя эти отождествления связаны с ограничениями языка, тем не менее, очевидно, что мы чрезмерно отождествляемся со своими функциями, а не со своим подлинным Я. Мы не требуем от вас, говорить по‑другому — просто осознавайте, что вы постоянно создаёте ложные отождествления. Хотя строение нашего языка вынуждает вас постоянно формулировать такие отождествления, не связывайте себя с ними в более глубоком смысле.

Вполне возможно отчётливо наблюдать деятельность тела, эмоций и ума, оставаясь зрителем. Если вы никогда этого не переживали, то упустили нечто очень поучительное. Существует что‑то более постоянное и неизменное, осуществляющее это наблюдение. Тело, эмоции и ум — это просто инструменты чего‑то более глубокого, и они, безусловно, не являются вашим подлинным «Я». «Я» — это то, что свидетельствует, и именно с ним следует отождествляться. Если вы способны это делать, то ваши тело и ум будут действовать более эффективно, не стеснённые предубеждениями, страхами и т.д. Вы достигнете удивительного физического и душевного здоровья.

Поэтому, если вы хотите достичь большей уравновешенности и двигаться вместе с потоком жизни, не пребывая в состоянии непрерывной борьбы с воздействиями окружающей среды, вы должны сознавать, что ваши роли в жизни — это только действия, и ничего больше. Они — не вы. Вы должны продолжать их выполнять, но смотрите на них реалистично. Считайте себя актёром, исполняющим роли. Ваше глубинное Я, или ваша природа, будет аудиторией, в то время как тело и ум будут играть роли.

Затем, вы должны постараться разотождествиться со своим телом, своими эмоциями и личностным умом. Вам следует их осознавать. Это нелегко и поначалу будет только на интеллектуальном уровне, но по мере практики вы обнаружите, что отождествляетесь с ними всё меньше и меньше. Это неудивительно, поскольку свидетель — это сознание. Вы ничего не создаёте, а просто позволяете тому, что уже есть, заново утверждать себя в вашем существе [245].

Заключение

Есть много техник для очищения ума и достижения безмятежности. В психотерапии используются метод первичных ассоциаций, истолкование сновидений, зрительные ассоциации, гипноз и т.д. Мы рассмотрели те методы, которые считаем наиболее практичными и эффективными. Не совершайте ошибку, полагая, что этим исчерпывается тема очищения ума, поскольку вся йога направлена на достижение этой конечной цели.

В первой части мы упоминали об основной проблеме отсутствия смысла жизни [246]. По мере продвижения вперёд в практике йоги, эта проблема, безусловно, будет рассеиваться и исчезать. Но вы должны убедиться в этом на собственном опыте и не принимать наши слова на веру. Есть и ещё один фактор. Мы настоятельно советуем вам следовать в жизни собственному призванию. Старайтесь в работе или в досуге как можно полнее выражать свои таланты — художественные, организаторские и т.п. — поскольку это тоже помогает избавляться от психологических конфликтов, ибо человек оказывается захвачен потоком сосредоточенной деятельности. Когда вы движетесь в потоке, вас не заботят завихрения или препятствия у берега.

На самом деле, мы считаем внешнее самовыражение необходимой частью освобождения от психологических проблем и частью йогической жизни в целом. Но это, по мере возможностей, должна быть карма‑йога, бескорыстное действие, чтобы человек не становился слишком эгоцентричным или озабоченным самим собой [247].

И в прошлом, и в наше время человек уделял большую часть внимания овладению внешними событиями, мало заботясь о том, что происходит у него внутри. Именно поэтому у него так много проблем, ибо для достижения спокойствия ума и более высокого осознания необходимо знание внутренней среды. Необходимо поступательное движение к гармонии как во внешнем, так и во внутреннем мире. Следует постепенно очищать подсознание от внутренних проблем. Любое более высокое осознание ускоряет этот процесс, пока человек не удаляет из своего ума всю накопившуюся «пыль» прошлого обусловливания и препятствий. И тогда вы узнаете, что имел в виду Христос, говоря о «покое, который недоступен пониманию».