Практика йоги: Тема 7 — Медитация. Тратака (этап 3)

Основной целью двух предыдущих этапов тратаки было сосредоточение внимания на внешнем объекте, а затем на возникающем послеобразе [235]. Третий этап тратаки, который мы вскоре опишем, — это чисто внутренняя антар тратака, которая представляет собой более сложную технику. Её можно выполнять после второго этапа, либо в качестве самостоятельной практики. Однако следует указать, что от практики, скорее всего, будет мало пользы, если вы ещё не научились по желанию создавать и воспринимать отчётливый внутренний образ. Это можно делать как с помощью его внешнего материального прототипа, так и без него. Чтобы помочь читателю определиться, практиковать ли ему внутреннюю тратаку в отдельности, мы предлагаем следующие критерии:

1. Если вы не можете представлять себе и удерживать перед внутренним взором отчётливый образ, то вам следует продолжать выполнять первый и второй этапы тратаки.

2. Если вы способны удерживать отчётливый внутренний образ внешнего объекта, или, быть может, даже создавать внутренний образ по желанию, мы советуем вам перейти от второго этапа к третьему.

3. Если у вас достаточно свободного времени для занятий, вы можете выполнять и второй, и третий этапы один за другим.

Важно не пытаться выполнять этап 3, не выработав способности сосредоточивать своё осознание на отчётливом послеобразе. Если у вас смутный послеобраз, либо его вовсе нет, и вы пробуете делать третий этап тратаки, то вы либо заснёте, либо погрузитесь в обычную игру мыслей. В обоих случаях вы ничего не получите, а фактически даже потеряете, поскольку зря потратите драгоценное время. Поэтому будьте благоразумны и выбирайте практику, которая наиболее подходит для вашего уровня умения.

Тратака — этап 3

В этом варианте тратаки внимание сосредоточивается только на внутреннем образе. Он труднее, чем чисто внешняя тратака или сочетание внешней и внутренней тратаки [236].

Выбор образа

Это должен быть тот же самый образ, который вы уже выбрали в качестве внешнего объекта для первого и второго этапов тратаки. Если вас устраивает зрительное представление пламени свечи, то используйте его и в дальнейшем. Если вас привлекает символ АУМ, то используйте его в качестве своего внутреннего образа. Важно, чтобы вы могли без особого труда зрительно представлять себе выбранный объект.

Положение межбровного центра

В ходе практики требуется зрительно представлять себе внутренний образ и проецировать его в точку между бровями, что гораздо легче делать, если в этом месте у вас будет какое‑нибудь ощущение на коже. Чтобы добиться такого результата, непосредственно перед началом практики оближите палец и коснитесь им точки между бровями. Это поможет вам первоначально определить правильное место. Однако, хотя этот метод и помогает, но вода быстро испаряется. По этой причине гораздо лучше использовать немного ртутной, ментоловой, камфорной или тигровой мази, которые будут создавать ясное ощущение в точке между бровями, сохраняющееся на протяжении всей практики. Если вы способны предложить какую‑то лучшую альтернативу, то воспользуйтесь ей.

Разумеется, если вы можете легко фиксировать положение межбровного центра, то вам нет нужды использовать какие‑либо средства для создания в этой точке лёгкого давления или другого ощущения.

Техника выполнения

В этом описании мы будем использовать в качестве внутреннего образа пламя свечи. Техника подразделяется на четыре стадии. Не переходите к следующей стадии до тех пор, пока полностью не освоите предыдущую.

Стадия 1: подготовка

Прежде всего, сядьте в удобную позу.

Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики.

Выполняйте кайя стхаирьям [237].

Полностью осознавайте неподвижность всего тела.

Почувствуйте, что тело неподвижно и покоится на земле; фактически, оно — часть земли.

В течение нескольких минут продолжайте выполнять кайя стхаирьям.

Начните осознавать межбровный центр (или бхрумадхья). Не прилагая чрезмерных усилий, сосредоточьте своё внимание на ощущении кожи в точке между бровями. Постарайтесь не думать ни о чём, кроме точки между бровями.

Продолжайте действовать в том же духе в течение нескольких минут до тех пор, пока не будете чувствовать ясное ощущение в этой точке. Затем переходите ко второй стадии.

Стадия 2: внутреннее зрительное представление

Попытайтесь зрительно представить себе пламя свечи в точке между бровями.

Поначалу большинству людей трудно видеть только пламя свечи; в этом случае следует воспользоваться методом, приведённым в конце этого описания, или любым другим методом, который поможет создать отчётливый внутренний образ.

Старайтесь удерживать этот образ в точке между бровями.

Если образ меркнет или исчезает, не беспокойтесь, а просто постарайтесь воссоздать его вновь.

Удерживайте образ в точке между бровями.

Когда внутренний образ будет устойчивым, и вы сможете без труда создавать чёткое изображение, переходите к стадии 3.

Не начинайте стадии 3 до тех пор, пока полностью не освоите стадию 2, даже если для этого потребуется несколько дней или недель.

Стадия 3: осознавание дыхания

Пристально смотрите на внутренний образ. Кроме того, вы должны одновременно осознавать своё дыхание.

Выполняйте уджайи пранаяму и кхечари мудру [238]. При вдохе следует представлять, что поток воздуха движется от точки между бровями по направлению к затылку. В то же самое время осознавайте звук дыхания, вызываемый уджайи пранаямой.

При выдохе вы должны стараться ощущать, что воздух движется от затылка вперёд, к точке между бровями. Кроме того, вы должны представлять себе и ощущать, что образ движется назад и вперёд.

На вдохе чувствуйте звук и движение воздуха назад, а также, что образ почти затягивается назад.

Затем вы делаете выдох; осознавайте звук и движение дыхания вперёд, одновременно чувствуя, что образ почти выталкивается вперёд. Постарайтесь делать это в каждом цикле дыхания. Поначалу это трудно, но по мере практики становится всё легче и легче.

Со временем, вы почувствуете, что для дыхания, в каком‑то смысле, совершенно естественно двигаться в голове туда и обратно.

Продолжайте действовать в том же духе, по меньшей мере, 10 минут или дольше.

Стадия 4: всматривание в образ

Теперь прекратите выполнять уджайи пранаяму, кхечари мудру, а также осознавание дыхания и сопровождающего звука.

Вам нужно начать исследовать природу образа. Вы должны попытаться проникнуть через внешнюю реальность внутреннего образа.

Пристально вглядывайтесь в образ и старайтесь исследовать его очертания и сущность.

Вглядывайтесь в пламя свечи, как будто вы что‑то ищете. Увидьте фитиль в середине пламени. Постарайтесь всмотреться в глубину пламени. Попытайтесь увидеть и почувствовать, как аура пламени проникает в ваш ум.

Воспринимайте как можно больше подробностей. Почувствуйте, как сфокусированный луч вашего осознания исследует пламя в попытке открыть его более глубокий смысл. Какова природа пламени?

Какая более глубокая сущность кроется за тем, что вы можете видеть?

Продолжайте действовать в том же духе по меньшей мере 5 или 10 минут, либо до конца практики.

Чем дольше вы занимаетесь, тем лучше, особенно если у вас получается исключительно ясный внутренний образ. Затем дайте образу исчезнуть и осознавайте только точку между бровями. И когда вы будете готовы, откройте глаза.

Создание образа

Наиболее трудная часть этой техники — создание внутреннего зрительного образа и его последующее удержание в точке между бровями в течение длительного времени. Ниже дано описание метода, который может быть полезен в качестве вспомогательного средства при формировании внутреннего образа. Закройте глаза.

Вообразите, что вы выполняете внутреннюю тратаку. Мысленно представьте себе всю свечу, её пламя и даже стол или стул, на котором она стоит.

При необходимости, вы даже можете вообразить самого себя, сидящего перед свечой.

Когда у вас получится достаточно отчётливый зрительный образ, медленно уменьшайте поле зрения, постепенно сводя его к одному лишь пламени.

Продолжайте делать это до тех пор, пока вы не будете видеть только свечу и пламя.

Это будет приемлемый внутренний образ для антар тратаки. Многие люди считают, что это самый лёгкий метод создания объекта осознания при внутренней тратаке. Разумеется, вы можете использовать эту же процедуру для любого другого объекта, который выберете, особенно если вы предварительно занимались внешней тратакой в течение нескольких недель. Когда вы, наконец, сможете без труда создавать внутренний зрительный образ, вы должны быть способны удерживать его в точке между бровями. Для этого потребуется некоторое время, но при упорных занятиях такая способность будет постепенно развиваться.

Продолжительность занятий

Постарайтесь заниматься, по меньшей мере, полчаса в день, или больше.

Благотворное действие

Полезные свойства этой практики те же, что были перечислены для первого этапа тратаки, хотя выражены гораздо сильнее [239].

В обычном состоянии бодрствования на нас постоянно действует поток чувственных впечатлений из внешнего мира. К ним добавляется множество мыслей, возникающих в подсознании, нередко, в ответ на отрицательные эмоции и реакции на внутренние и внешние события. Вследствие этого огромные силы и потенциал ума не используются. Взамен, ум действует на крайне низком уровне по сравнению со своими полными возможностями. Его энергия рассеивается во всех направлениях. Тратака прекращает эту непрерывную бомбардировку ума за счёт сосредоточения внимания или поля осознания в одной точке. В результате, мы становимся способны осознавать потенциал ума, поскольку в идеальных условиях сосредоточения он проявляется спонтанно. Кроме того, тратака представляет собой метод объединения энергии ума, чтобы её можно было направить на какие‑то полезные материальные, психологические или духовные цели.

Объединение со вторым этапом тратаки

Метод, который мы только что описали, можно также легко и эффективно сочетать со вторым этапом тратаки. Фактически, те, кто захочет так поступать, смогут получить от этого сочетания огромную пользу — это особенно относится к тем, кому трудно создавать отчётливый внутренний образ. В частности, процесс «всматривания», описанный на четвёртой стадии, можно приспособить для использования во внешней тратаке. Мы предоставляем читателю самому выбрать систему или сочетание, которые ему больше всего подходят.

Программа ежедневных занятий

В этом уроке мы предложили более конкретные способы искоренения психологических проблем, в частности, медитативные техники в целом, а также методы десенсибилизации и самовнушения. Эти методы предназначены для практического применения, а не просто для теоретического ознакомления, и потому мы настойчиво призываем вас использовать их на деле. Последовав нашему совету, вы сможете достичь удивительных перемен в своей жизни.

Постарайтесь делать сутра нети вместе с джала нети [240], желательно — раз в неделю, скажем, в выходные, когда у вас больше свободного времени.

Практикуйте бхучари мудру, когда оказывается, что вам в течение какого‑то времени нечем занять своё внимание. Вместо того, чтобы читать газету, делайте бхучари мудру — она гораздо лучше успокаивает.

Если вы считаете, что вам требуется больше времени для занятий йогой, сделайте честную попытку вставать по утрам на полчаса раньше. Это важно, поскольку вы сможете начать серьёзно практиковать медитативные техники, в частности, тратаку.

Продолжайте делать тратаку и пранаяму, как описано в этом уроке.

Программа 1: продолжительность 1 час 30 минут

Программа 2: продолжительность 1 час

Программа 3: продолжительность 45 минут

Программа 4: продолжительность 30 минут