Практика йоги: Происхождение и развитие йоги

Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Её медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только в Индии, но и во всём мире. Однако, она видоизменялась, приспосабливаясь к местным лингвистическим особенностям, социальным идеям и т.д. Суть йоги излагали или объясняли с помощью различных символов, аналогий и текстов на разных языках. В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу.

В основном, техники йоги передавались в устной форме от учителя или гуру к ученикам. Таким образом, достигалось ясное понимание смысла техник и целей йоги, поскольку гуру, благодаря своему личному опыту, мог вести учеников по верному пути, позволяя им избегать ошибок непонимания. Фактически, лишь, когда различные системы йоги были зафиксированы в письменном виде, люди начали замечать противоречия в учениях. Однако, эти расхождения были только поверхностными и возникали в результате неверной интерпретации. В них нельзя винить авторов классических текстов йоги, ибо они излагали свои мысли о йоге как можно яснее, чтобы избежать неправильного толкования. Они выражали свои идеи минимальным количеством слов, чтобы люди не заблуждались, пытаясь понять или интеллектуально истолковать смысл того или иного слова, либо, в других случаях, облекали свои сочинения в символизм и аналогии. Это делалось так, чтобы только человек, подготовленный к восприятию учения, был способен понимать символизм, при необходимости, с помощью гуру. Однако даже, несмотря на эти предосторожности, возникало множество неверных истолкований, главным образом, среди излишне многословных и интеллектуальных учёных, которые не могли подтвердить свои комментарии личным опытом. К сожалению, люди прислушивались к комментаторам, не обращаясь к оригинальным текстам и не прибегая к советам тех, кто более непосредственно соприкасался с духом йоги. Это привело к путанице, в результате которой многие люди с самыми благими намерениями делали в высшей степени странные вещи под именем йоги. Среди часто упоминаемых примеров — хождение по огню, сидение под палящим солнцем и различные виды истязания тела, вроде стояния на одной ноге на одном месте долгие месяцы. Этот перечень бесконечен и мог бы быть почти смешон, если бы не тот факт, что многие из этих заблуждавшихся людей столь упорно и искренне считали всё это методами достижения высшего осознания.

Йога, которую мы знаем в наши дни, развивалась в Индии и использовалась, по крайней мере в зачаточном виде, более пяти тысяч лет назад. При археологических раскопках, которые проводились в долине Инда в Хараппе и Мохенджодаро (территория современного Пакистана), были найдены разнообразные статуи, изображавшие людей, которые занимаются йогой. Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию. Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху. Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись впоследствии заселившие его арийские племена.

Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды. Хотя учёные затрудняются с точной датировкой, по общему мнению, эти книги были написаны, по меньшей мере, четыре с половиной тысячи лет назад. Правда, они не содержат описаний конкретных йогических практик, но, как правило, упоминают о йоге в символической форме — фактически, шлоки Вед произносились риши, или йогами, в состояниях духовного блаженства и познания (самадхи).   Именно по этой причине Веды считаются откровениями — риши не сочиняли шлоки, а действовали как своего рода передатчики, через посредство которых сообщались эти откровения. Веды считаются первым текстом йоги, поскольку они иллюстрируют суть йоги, пусть и косвенным образом. Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе, но, как правило, даются неясные намёки на смысл йоги в связи с чем‑либо ещё, например, с запряжением лошадей. Разумеется, это символические описания, и из чтения Вед можно мало что узнать о йоге, как её понимают в наши дни. Там упоминаются многие аспекты йоги, например, дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и так далее, хотя и без особых подробностей. Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. Однако, это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории. Визионеры Вед ясно осознавали существование динамического жизненного начала, которое они называли вайю  (прана). Они также отчётливо понимали, что эта прана тесно связана с дыханием. Вдобавок, в Ведах кратко упоминается о существовании пранических центров (чакр),   расположенных в теле, но не принадлежащих ему. Несомненно, была развита наука звука, поскольку в Ведах говорится о различных мантрах (психических звуках), которые могут использоваться для достижения как материальных, или мирских, так и духовных целей. В этом смысле, древние составители Вед, вероятно, дальше продвинулись в науке мантр, чем современные люди, поскольку они лишь совсем недавно начали понимать силу звука.

В заключение можно сказать, что концепция йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по‑настоящему сформулирована в до‑ведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.

Лишь с появлением Брахманов   и Упанишад   мы начинаем видеть, как йога постепенно оформляется и принимает свой сегодняшний вид. Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются джапа  (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и мауна   (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие») [73]. Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение. Кроме того, в них заложены основы науки свара йоги   (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте Шива Свародайя.   В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.

Однако более прочный фундамент йоги был заложен только в Упанишадах. Именно в этих разнообразных текстах мы наблюдаем, как йога приобретает более определённые очертания. Слово Упанишада   составлено из санскритских слов шад —   «сидеть», упа   — «рядом» и ни   — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово упанишада   можно истолковать как тайное учение.

Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры. По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия. Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара   и Брихадараньяка.   Упанишады чрезвычайно отличаются по размеру — наименьшая из них, Мандукья, содержит всего двенадцать стихов, в то время как в Брихадараньяке и Чхандогье насчитывается по несколько тысяч слов. Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.

Основная идея Упанишад состоит в том, что Я можно познать только посредством соединения (йоги), и никоим образом не с помощью рассуждений и обучения. Более того, в них снова и снова подчёркивается, что Я не должна осознаваться как что‑то внешнее, она не отдельна от нашего существа, а составляет саму его основу. Словесные описания Упанишад являются не целью, а средством: когда одного мудреца попросили определить Я, или сознание, он дал восхитительный, но совершенно неинтеллектуальный и нелогичный ответ: «нети‑нети», что означает «ни то, ни это». Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует немалых усилий. Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы. Нечто подобное говорил и другой великий йог и духовный учитель — Христос: «Узок путь, ведущий к жизни (самореализации)».

Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют аналогии, притчи и, порой, прекрасную поэзию. Другие Упанишады имеют более практическую направленность и описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему. Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации. Кроме того, обсуждаются и многие другие темы.

Упанишады слишком многочисленны, и круг вопросов, который они охватывают, слишком разнообразен, чтобы сколько‑либо подробно рассматривать здесь их содержание. Однако, мы можем дать краткое резюме общего спектра их учений.

Во многих Упанишадах значительное место уделяется описанию праны и её значения. Авторы более ранних Упанишад — Брихадаранъяки, Чхандогьи, Тайтирьи  и т.п. вполне осознавали тот факт, что прана составляет основу всех форм жизни. Они описывают существующие в теле, но не принадлежащие ему психические проводящие пути, по которым протекает прана, включая все важные нади — ида, пингала и сушумна [74]. В более поздних Упанишадах, таких как Прашна  и Катха,   эта тема получила дальнейшее развитие. В них различные формы праны в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о кундалини  (психической и духовной силы), существующей в теле в форме змеи.

В ранних Упанишадах, например, Кене   и Ише,  впервые косвенно формулировались предписания карма‑йоги, хотя полностью её сущность была изложена лишь позднее, в Бхагавад Гите.   Именно в этих Упанишадах была впервые показана возможность движения по пути йоги и достижения её вершины без отказа от выполнения повседневных обязанностей. До этого времени было принято считать, что духовный путь и путь йоги совершенно несовместимы с мирскими делами, и требуют ухода от мира.

Различные Упанишады, например, Прашна   и Катха,   содержат чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ. По существу, Мандукья  полностью посвящена комментариям, относящимся к этой теме. В этих текстах снова и снова подчёркивается, что легче всего достичь состояния медитации, сосредоточиваясь на мантре АУМ. В Мундака   Упанишаде АУМ сравнивается с луком, индивидуальное «я» со стрелой, а Брахман или Я — с целью. Если стрелу нацеливать с полным сосредоточением, она, несомненно, поразит цель и сольётся с ней. Поэтому именно с помощью АУМ можно достигать высших состояний медитации.

В ранних Упанишадах заложены некоторые из основных правил раджа йоги, которую позднее полностью систематизировал и изложил Патанджали. По сути дела, в Упанишадах упоминаются разнообразные полезные указания; вот лишь два примера:

«Держа тело, шею и голову ровно, направь своё осознание в область сердца, и тогда АУМ послужит тебе лодкой, чтобы пересечь реку страха».

Светасватара Упанишада

Кстати, это первый случай, когда в традиционном тексте было указано, что сидячая поза подходит для медитации.

«Высший путь начинается, когда пять чувств и ум успокоены, и когда интеллект молчит. Эта безмятежность чувств и есть йога».

Катха Упанишада

Здесь чётко определяется смысл пятого состояния раджа йоги — пратьяхары — в котором осознание человека отстранено от внешнего мира и органов чувств. Фактически, это важное предварительное состояние для достижения состояния медитации с помощью техник раджа йоги снова и снова объясняется в Упанишадах.

Мы упомянули лишь некоторые из самых ранних Упанишад, которые считаются наиболее важными. В этих текстах, а также в так называемых младших Упанишадах содержатся бесценные россыпи информации о других аспектах йоги. Например, Йогачуда мани охватывает широкий спектр практических аспектов йоги — от асан и пранаямы до психических центров и самореализации. Кроме того, в ней рассматриваются, хотя и недостаточно подробно, некоторые практики, составляющие часть крийя‑йоги. Другие Упанишады также могут служить источником многих практических и теоретических принципов йоги. Единственное, чего нет в Упанишадах — это систематического изложения и обобщения путей йоги; они представляют собой собрание глубоких идей в смеси с другими видами информации. По существу, можно сказать, что Упанишады призваны, в большей степени вдохновлять, чем наставлять. В период составления Упанишад, практически до самого недавнего времени, наставления, касающиеся практической йоги, всегда давались лично учителем. Авторы текстов знали это, и потому не давали подробного описания техник. Они оставляли это на усмотрение гуру, а также до более поздних текстов йоги.

Хотя Упанишады не содержат сколь либо подробного объяснения практик йоги, они пронизаны радостью более высокого осознания, как лучами полуденного солнца. Возвышенные вопросы бытия рассматриваются в них с невероятной простотой и непосредственностью. Ответы, которые они дают, сами по себе являются откровениями. Любой человек может читать Упанишады, по крайней мере, с некоторой степенью понимания и сочувствия, не теряясь в дебрях чрезмерных умствований, столь свойственных многим другим традиционных текстам. Они призваны упрощать, а не усложнять.

Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды. Проявив немного фантазии, название «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы». Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой. Мы хотим лишь бегло коснуться их содержания, ибо хотя они и обсуждают йогу, это делается, в основном, в форме символических повествований. Несмотря на то, что эти две книги, сами по себе, являются произведениями искусства, в них, за исключением Бхагавад Гиты,  которую мы вскоре будем обсуждать, в основном, не даётся систематического изложения йоги.

Даже в сегодняшней Индии, Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.

Ещё один традиционный текст под названием Йога Васиштха   считается непосредственным наследием и продолжением Рамаяны. Он также представляет собой собрание духовных наставлений и отличается глубиной своих научных и духовных идей. Это произведение тоже призвано вдохновлять тех, кто вступил на путь йоги. В этом трактате ясно описаны многие научные идеи, лишь недавно получившие распространение. В тексте делается попытка объяснить все аспекты творения и, в конечном счёте, связать их с сознанием. В нём обсуждаются все стороны жизни, от здоровья и болезней до счастья и страдания. Текст содержит описание различных методов достижения духовной реализации и многократно подчёркивает важность непосредственного восприятия и опыта в противовес знанию из вторых рук. В нём говорится о различных путях йоги, особенно, о пути медитации и джняны. Кроме того, рекомендуется пранаяма как метод управления умом и достижения медитативного состояния. Однако, эта книга не подходит для тех, кто только начинает заниматься йогой, ибо хотя она и представляет собой сокровищницу знаний и прекрасной поэзии, но не содержит сколько либо подробных указаний относительно пути, по которому следует идти. По существу, в ней отсутствуют практические аспекты йоги, и она, скорее предназначена для тех, кто уже знаком с техниками йоги и имел высшие переживания.

В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, перемежается со многими отрывками, непосредственно относящимися к йоге. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой Бхагавад‑Гита.   Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги. Хотя при слишком буквальной интерпретации и чрезмерно строгом интеллектуальном анализе её текст легко может показаться противоречивым, он был и по прежнему остаётся источником вдохновения и руководства для тех, кто идёт по пути йоги. По мере того, как человек продвигается по этому пути, ему открываются на страницах Бхагавад‑Гиты все новые слои мудрости; перед ним постоянно развёртываются все более высокие уровни смысла. Кажущиеся противоречия и парадоксы постепенно исчезают, и человек начинает понимать, насколько это поразительный текст.

Бхагавад Гита — это поистине совершенный текст йоги, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения. Он сжато, но конкретно описывает принципы карма‑йоги (путь действия), джняна‑йоги (путь интуиции), бхакти‑йоги (путь преданности) и дхьяна‑йоги (путь медитации). По существу, его можно считать лучшим трактатом по карма‑йоге.

Именно в Бхагавад‑Гите мы действительно видим, что йога предназначена для всех, а не для отдельных отшельников. До написания этого текста йогу, как правило, считали чем‑то «не от мира сего», никак не связанным с повседневной жизнью. Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать, лишь удалившись от всех повседневных обязанностей или в какое‑то время в будущем, когда представится такая возможность. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно. До написания Гиты существовала тенденция считать разные пути отдельными, а некоторые из них — даже взаимоисключающими. Именно в Гите сформулирована основополагающая структура науки йоги в том виде, как она известна в наши дни.

Пока что мы коснулись только истории развития йогической литературы. Это необходимо, поскольку мы можем уверенно судить о развитии йоги только на основании древних текстов. Однако, в то же самое время, йогу разрабатывали и совершенствовали практикующие и гуру, которые затем устно передавали свои учения. Фактически, именно они на собственном опыте создавали и развивали практики йоги, стараясь добиться наилучших результатов. Тесты могут всего лишь отражать идеи, преобладавшие в то или иное время.

Поскольку учения йоги обычно передавались в устной форме, её развитие было бессистемным. Разные учителя учили разным методам, так что до своей систематизации йога была собранием разнообразных, не связанных друг с другом техник, пронизанным всевозможными личными верованиями и суевериями. Именно здесь авторы древних текстов сыграли величайшую роль, собрав воедино и обобщив все эти разнородные идеи. Одним из самых выдающихся авторов был Риши Патанджали, который незадолго до рождения Христа написал текст под названием Йога Сутры,  до сих пор считающийся классическим и авторитетным трактатом по раджа йоге. Всего в ста девяносто шести шлоках Патанджали рассмотрел основы философии, предысторию, методы и достижения раджа йоги. В определённом смысле можно сказать, что он был в большей степени составителем, чем автором, поскольку собрал все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединил их во всестороннюю и гармоничную систему. Он, несомненно, не изобретал пути раджа йоги, ибо её составляющие, по существу, были известны с начала ведического периода, за тысячи лет до него.

В этой книге на высоком научном уровне освещён весь круг проблем раджа йоги, от моральных предписаний до физического и ментального аспектов и, наконец, самореализации. Некоторые лаконичные замечания Патанджали относительно ума намного опережают даже современные психологические представления. Фактически, в современной психологии наблюдается тенденция к адаптации и внедрению древних идей йоги, в частности тех, что выдвигал Патанджали.

Основной фундамент йоги, в её сегодняшнем виде, был уже заложен к тому времени, когда Патанджали закончил писать Йога Сутры.   Предстояло появиться ещё многим текстам и усовершенствованиям, но структура йоги была в общих чертах определена; требовалось лишь заполнить оставшиеся пробелы. Это делали, главным образом, многочисленные комментаторы, которые вновь и вновь интерпретировали традиционные тексты. Нередко это вместо ясности вносило ещё большую путаницу, поскольку появление множества различающихся комментариев приводило к спорам и домыслам. Тем не менее, некоторые из этих учёных всё же пролили определённый свет на традиционные тексты йоги. В качестве примера можно назвать Шанкарачарью, который лично прокомментировал двенадцать различных Упанишад и Бхагавад Гиту,  а также написал множество оригинальных книг по йоге, в том числе Вивекачудамани   (Драгоценная вершина мудрости), Апарокшанубхути   (Непосредственный опыт реальности) и Атмабодхи   (Познание Я). Эти трактаты сами по себе были шедеврами. Шанкарачарья сам активно занимался практикой йоги и знал её важность на собственном опыте. В отличие от многих других, он не довольствовался чисто интеллектуальным анализом учения йоги без непосредственного личного опыта.

Были и многие другие люди, которые вносили важный вклад в развитие йоги и которых мы должны упомянуть. Так, хотя бхакти йогу практиковали на протяжении всех эпох с момента зарождения учения йоги, в средние века её развитие получило особенно мощный толчок, благодаря таким практикам, как Кабир, Тулсидас, Чайтанья Махапрабху, Нам Дев и многие другие. Все они писали прекрасные поэтические произведения, которые даже сейчас воспламеняют сердца своим чувством преданности. Люди, подобные Кабиру, не только выражали свою пылкую любовь в поэзии, но и дополняли стихи ясными практическими советами относительно пути бхакти йоги и других путей.

На протяжении столетий было написано множество текстов по хатха‑йоге. Из них наиболее известны Хатха‑йога Прадипика, Шива Самхита, Гхеранд Самхита  и ряд других. В этих текстах подробно описаны асаны, пранаяма и другие практики хатха‑йоги, наряду с техниками выполнения мудр, бандх и т.д. Однако во всех книгах подчёркивается, что практики хатха‑йоги предназначены не только для обеспечения телесного здоровья. Они служат средством достижения более высоких идеалов, для чего, в первую очередь, требуется здоровое тело. Развитию йоги способствовали многие мудрецы и практики, в том числе, древние йоги Горакхнатх, Матсиендранатх, Джанака, Яджнавалкья, Аштавакра, Вьяса и множество других, равно как и более современные йоги — Рамакришна, Вивекананда, Рамана Махариши, Свами Шивананда и наш гуру Свами Сатьянанда. Этот перечень можно продолжать бесконечно. Количество книг по йоге исчисляется тысячами. Например, Аштавакра Гита  представляет собой возвышенное произведение, содержащее изречения йогов, находившихся в состоянии глубокой медитации; об Ану Гите,  составляющей часть Махабхараты, говорят, что она является дальнейшим разъяснением Бхагавад Гиты, которое Кришна даёт своему ученику Арджуне; в Брахма Сутрах  предпринята попытка обобщить в сжатом виде суть Упанишад; в Вьясабхасья   даётся великолепный комментарий к Йога Сутрам  Патанджали; в Бхакти Сутрах,  написанных Нарадой, содержатся правила практики бхакти йоги, и т.д. И этот список с каждым годом всё увеличивается.

Мы дали лишь краткий очерк происхождения и развития йоги. Можно было бы рассказать гораздо больше, но для этого не хватает места, поскольку потребовалось бы множество томов. Кроме того, люди, искренне интересующиеся историей и литературой йоги, могут предпринять шаги, чтобы самостоятельно отыскать нужные книги. Для тех, кто хотят идти по пути йоги, такие глубокие знания не обязательны. Книги, о которых мы упомянули, содержат основную суть учения йоги, и их нетрудно найти каждому, кто захочет ознакомиться с оригинальными текстами. Однако, для личного роста с помощью йоги, чтение всех этих книг необязательно, ибо йога — это, на сто процентов, практика. Все её техники подробно описаны в современной литературе по йоге, с ними можно ознакомиться в ашрамах и школах йоги, или изучить под руководством знающего гуру (и это наилучший способ).