Н. Махардж: Быть подобным пространству

  22-июня, 1981  (вечер)

Махарадж :   Переживание и переживающий, то и другое исчезнет.  Я не буду развивать это далее. Изменения проявляются в сознании, и таким образом сознание становится тоньше и тоньше. Формы стираются. Первый шаг на пути к духовности – развить убеждение о том, что «я не являюсь мужчиной или женщиной».

Обращая внимание вовне на свет и звуки, все практикующие испытывают определенные духовные переживания, и это само является ограничением. Они начинают сравнивать свои опыты с опытами других, они хвастаются ими. Такие ученики считают себя очень продвинутыми. Они привязаны к переживаемым ими явлениям светы, звука и т.п., потому что они отождествляют себя с телом. Им нужна форма, определяемое,  – и они упиваются теми переживаниями, которые предоставляют им форму и все, что может быть определено.

Вам нужно быть подобным пространству. Если вы будете обращать внимание на внешние вещи, явления, это уведет вас от себя. Если вы пространство,   но не тело, – на этой стадии тело не существует как тело, потому что нету никого, кто использует тело как тело.   В чидакаше вы нуждаетесь в мире и цените мир как наименование и форму, но бывает, что имя и форма исчезают, растворяются. Это состояние манакаш – когда все формы растворяются.   Вы цените форму, подобную тому или этому. Когда этой направленности на форму, на определяемость нету, когда отсутствует ум, – это подобно пространству.

Чиддакаш – это грубый материал, благодаря которому вы можете наслаждаться всяким переживанием и всем, на что устремлен ваш взгляд. По мере процесса утончения, формы растворяются в манакаше; больше нету наименований и нет форм. Наслаждение внешним и процесс функционирования ума прекращаются – то и другое возвращается в чиддакаш. Когда манакаш и чиддакаш становятся неподвижны, это только пространство, и вы есть это пространство.

Чувство « Я есть » ощущается благодаря этому внешнему телу.  Когда тела нет, « Я естьность » все–таки остается – только без чувства «Я есть».    Я есть превосходящий всё.