Н. Махардж: Из чего создано тело?
26 декабря, 1980
Махарадж: Из чего создано тело?
В. Это проявление сознания.
М : Разве тело не состоит из пяти элементов? Вам известно, что вы существуете; разве это знание не опирается на пять элементов? Сознание не может быть познано без тела. Оно зависит от формы.
В . Вы хотите сказать, что без тела я бы не знал то, что Я есть?
М . Да, верно. Если говорить о вашем собственном опыте, а не о том, что вы слышали или прочитали, –могли бы вы узнать, что вы существуете, без вашего тела?
С . Я существую и без тела.
М : Забудьте о том, что вы где–то прочли. Если у вас нет опыта пребывания в теле, есть ли у вас опыт бытия вообще?
С . Я не очень хорошо говорю по-английски, и может, я не могу хорошо это выразить, но – я знаю, что Я есть!
М : До того, как вы родились, чувствовали ли вы, ощущали, было ли вам известно, что вы есть? Джнани свободен, ибо он знает, что тело состоит из пяти элементов и его функционирование полностью зависит т природы пяти элементов. Я вижу это тело, но мне нет дела до того, чем оно занято. В нем нет ничего, с чем я мог бы себя отождествить. Эссенция этой смеси пяти элементов есть чувство бытия, существования. Все они пришли и смешались случайным образом, я не участвовал в этом. Чувство моего присутствия зиждется на теле; но я не тело и не это сознательное присутствие.
В теле имеется этот тонкий принцип « Я есть » ; этот принцип свидетельствует все происходящее. Вы не есть слова, которые вы повторяете. Слова приходят из пространства, они не ваши. Таким образом, вы и это «Я есть » – разные вещи.
С . Что тогда это «Я»?
М : Кто спрашивает?
С . Здесь никого, нету «Я»?
М : Кто спрашивает об этом?
С . Есть ощущение чего–то, я не знаю, что это такое…
М: Если у вас есть чувство чего-то, о котором вы говорите, – может ли оно быть истиной? Когда это сознание уходит в забвение, в сон, – кто останется, чтобы объявить о том, какое это состояние?
С. Я не знаю.
М : Когда вашей « Я есть-ности» нет, вы не знаете себя. Когда вы начинаете сознавать, что вы есть, вы делаете много ошибок, много плохих вещей. Когда же вас нет, вы не знаете себя, тогда нету и речи о плохих действиях.
С.: Присутствует ли «Я есть » все время, пока мое тело тоже здесь?
М: « Я есть » отсутствует лишь в состоянии самадхи – когда ваша ограниченная самость сливается с Самостью. Во всех других случаях, оно здесь. У реализованного человека « Я есть » тоже присутсвует – но он не придает ему большой значимости. Джнани не подвержен влиянию концепций.
С. Существуют ли между мной и Вами, Махарадж, взаимоотношения? Я чувствую, что я должен быть рядом с вами.
М : Сама мысль – это и есть отношение.
С. То, насколько сильно мне хочется быть здесь, заставляет меня спрашивать себя снова и снова – думает ли Махарадж о своих преданных учениках?
М : Я думаю о них больше, чем вам кажется.