Н. Махардж: Существует ли в сознании одновременно действие и свидетельствование?
17–е января, 1981
Спрашивающий: Существует ли в сознании одновременно действие и свидетельствование?
Махарадж : Все находится в поле сознания.
С . Все, что происходит в мире, делается через сознание? Это касается и действия пяти элементов?
М : Сумма пяти элементов – это и есть сознание.
С . Правда чудесно, когда сознание восхваляется сознанием?
М : О да. Чем бы вы ни были, только вы это знаете. В теле присутствует только знание и никакой личности. В практических целях вы пользуетесь различными словесными указателями.
С . Что касается тела, почему это сознание говорит: «Я», «ты» и так далее?
М : Сознание одно, но оно проявляет себя во многом – и потому мы пользуемся этими словами : «Я, «ты» и прочими.
С . Мое сознание соответствует этому телу, поддерживается этим телом – не каким-нибудь другим.
М : В вашем сознании присутствуют все тела.
С. Махарадж имеет в виду, что я не нахожусь в теле, но тело находитсЯ во мне.
М: Если вы – писатель, то ваше перо потенциально содержит какое–то количество книг. Так что вы скажете: в какой момент вы осознаете, что вы есть?
С. Когда появляются тело и сознание.
М : Все, что осталось теперь от моей духовности, это ничего. Даже слова «ничего» больше нету – поэтому нет никакой духовности.
Предположим, мне не нравится это тело и даже это витальное дыхание – но тело здесь, оно дышит и значит сознание, «Я есть», присутствует. Они функционируют сами по себе, должен ли я беспокоиться об этом? Все играет свою игру – позвольте это. Пока это познавание, «Я есть», присутствует, будет и это притяжение для других. Это познавание основано на теле, которое суть пища; когда тело распадается – где будет это «Я есть»?
Нет такой вещи как духовность; что есть, так это жизнь в словах – в этой бесконечной пьесе пяти элементов. Вы не лучше растения. Так же, как растет трава, растут и человеческие существа. Готов ли кто-то из вас согласиться с этим? Рождение – это материальный аспект. Когда нет никого и ничего, кроме вас, вы не можете этого почувствовать; но когда появляется чужеродный элемент, в тот же миг начинается страдание. Этот чужеродный элемент налагается на вашу исконность, и потому вы страдаете.
Вы не станете погружаться в то, что вы есть. Потому что вы все интеллектуалы – вы готовите деликатесы из своего интеллекта и потом с удовольствием вкушаете это. Когда вы доходите до духовности, вы и тут применяете свой интеллект , создавая деликатесы из своих разнообразных концепций – и потом смакуете их.
Постарайтесь ухватить суть того, что я сказал. То, что весь ваш опыт мира – это не более чем результат чьей-то забавы; теперь это стало для вас источником горя.
С. Возможно ли оставаться в состоянии без слов?
М ? Можете ли вы жить без слов? Слова вам необходимы.
С. Мы – заложники наших же концепций.
М : Просто посмотрите на то, что было рождено. Вы есть; раз вы есть, то есть ваши отец и мать. Это появляется одномоментно. Вы есть благодаря их действиям и, в то же время, вы имеете родителей. Без их тел, чем бы они были? Подумайте, чем бы они могли бы, если бы не их тела? Забудьте на время о том действии, из–за которого вы здесь; сосредоточьтесь на том, чем являются ваши родители. Как результат этих двух присутствий, появилось третье – « Я есть » . Теперь вы яснее видите ваши концепции о родителях?