Н. Махардж: Об отношениях тела и духа?

   27–е февраля, 1981

Спрашивающий: Не мог бы Махарадж сказать что–нибудь об отношениях тела и духа?

Махарадж :   Вы должны узнать свою собственную сущность. Ваше тело не является вашей подлинной природой. Тот принцип, благодаря которому вы можете знать свое « Я есть » – вот ваша настоящая природа.

С. Какую ответственность я несу в отношении других людей?

М:   Вся ваша ответственность основана на учениях, которые  вы   получили в мире, – но что собой представляет это «я», которое принимает любую ответственность? Это то, что вы должны понять в первую очередь. Вы отождествляете себя с  телом, – это нельзя назвать знанием себя.

С. Я не всегда чувствую себя телом. Когда я бываю неподвижен и сосредоточен, то я чувствую, что я нечто большее, чем плоть и кровь. Это новое осознание для меня.

М:   Пришли ли вы к заключению, что нет разницы между теми и другими группами людей?

С   Кроме того, что некоторые люди слишком жадны и амбициозны.  Мне нравится посещать разные страны и общаться с людьми всевозможных характеров и обычаев.

М : Зачем ходить куда–то? Сюда вам тоже не нужно приходить. Пребывайте в тишине, в мире, неподвижности. Тут не занимаются куплей-продажей. Это знание «Я есть», без всяких концепций, вызвано или имеет своей причиной сознание, и это тот самый покой, которой исходит от этого места.

С. Вот почему так ценно быть рядом с Махараджем.

М: Я не могу много говорить. Не задавайте мне вопросов. Если хотите, можете отправиться в другое место..

С   Я был с Махараджем прежде – и я чувствую громадный эфект от этих посещений. Я многое понял.

М :   Что бы ни думал или чувствовал переживающий, – это все находится в сознании; это не реально.

С . Для меня это сложно выразить.

М :   Нет индивидуальности, которая смотрела бы на другую индивидуальность; есть лишь переживание присутствия. Кроме этого нет ничего. Это состояние сознание, познающее то, что происходит в сознании, признается как временное состояние.  Чередующиеся состояния пробужденности и сна, а также ощущение присутствия – все это временные состояния, посещающие меня. Я не являюсь ни одним из состояний. Все они приходят спонтанно и так же уходят. Нет того, кто может как-то контролировать их.  Является ли какое–либо из этих состояний вашей истинной природой?

С . Состояние присутствия – это то, что, как мне кажется, я есть.

М : Разве это остается постоянно?  Вы должны понять, что истина не подвержена изменению. Истина постоянна и неизменна, какие бы комбинации из этих трех состояний ни приходили к вам, или в их отсутствие. Все, что временно или ограничено во времени не может быть истиной .

Это хорошо, покуда это продолжается, что вы себя идентифицируете с чувством присутствия, – но поймите то, что и это не есть ваша сущность, и это временно.

Важнейшее для вас – это « Я есть ». Просто оставайтесь этим – и все необходимые руководства придут.

  2–е марта, 1981

С.   Махарадж сказал, что раньше он считал себя отдельной личностью, а потом перестал так думать – ибо это значило бы отождествлять себя с телом. Но ведь тело продолжается и после – я имею в виду, что оно продолжает существовать и когда тот, кто внутри, сознает, что не является им. Махарадж сказал, что с того момента, как начала проявляться его болезнь, последние следы индивидуальности стерлись в нем.

Махарадж:   Каков ваш вопрос?

С. Настолько ли сильна эта идентификация с телом – я хочу сказать… является ли это привычкой считать себя телом, даже когда вы знаете то, что выходит за его пределы?

М :   Это не отождествление личности – не то, как вы это представляете. Тело – это средство для выражения сознания, для ощущения себя.  Пока существует сознание, ему нужен инструмент; если тела нет, сознание не может существовать в той же форме.   Утрачено лишь чувство, что вы существуете как отдельная сущность.

Джняни подобен нерожденному ребенку, а сознание – это ребенок, который рожден, и этот ребенок болен. Это материальное, объективное тело больно. Но джняни не может быть болен. Этот инструмент тела |указывает на себя|  сломан и это вызывает дисбаланс – я не могу правильно говорить и ходить.

Лишь покуда вы имеете тело, вы можете знать, кто вы есть. Это применимо и ко всем остальным существам. Когда есть тело, знание « Я существую » , тоже присутствует.

С. Как Предельное – я не могу сознавать свое бытие?

М :   Свидетельствование этой « Я естьности » и происходит для Абсолюта.