Н. Махардж: Об отношениях тела и духа?
27–е февраля, 1981
Спрашивающий: Не мог бы Махарадж сказать что–нибудь об отношениях тела и духа?
Махарадж : Вы должны узнать свою собственную сущность. Ваше тело не является вашей подлинной природой. Тот принцип, благодаря которому вы можете знать свое « Я есть » – вот ваша настоящая природа.
С. Какую ответственность я несу в отношении других людей?
М: Вся ваша ответственность основана на учениях, которые вы получили в мире, – но что собой представляет это «я», которое принимает любую ответственность? Это то, что вы должны понять в первую очередь. Вы отождествляете себя с телом, – это нельзя назвать знанием себя.
С. Я не всегда чувствую себя телом. Когда я бываю неподвижен и сосредоточен, то я чувствую, что я нечто большее, чем плоть и кровь. Это новое осознание для меня.
М: Пришли ли вы к заключению, что нет разницы между теми и другими группами людей?
С Кроме того, что некоторые люди слишком жадны и амбициозны. Мне нравится посещать разные страны и общаться с людьми всевозможных характеров и обычаев.
М : Зачем ходить куда–то? Сюда вам тоже не нужно приходить. Пребывайте в тишине, в мире, неподвижности. Тут не занимаются куплей-продажей. Это знание «Я есть», без всяких концепций, вызвано или имеет своей причиной сознание, и это тот самый покой, которой исходит от этого места.
С. Вот почему так ценно быть рядом с Махараджем.
М: Я не могу много говорить. Не задавайте мне вопросов. Если хотите, можете отправиться в другое место..
С Я был с Махараджем прежде – и я чувствую громадный эфект от этих посещений. Я многое понял.
М : Что бы ни думал или чувствовал переживающий, – это все находится в сознании; это не реально.
С . Для меня это сложно выразить.
М : Нет индивидуальности, которая смотрела бы на другую индивидуальность; есть лишь переживание присутствия. Кроме этого нет ничего. Это состояние сознание, познающее то, что происходит в сознании, признается как временное состояние. Чередующиеся состояния пробужденности и сна, а также ощущение присутствия – все это временные состояния, посещающие меня. Я не являюсь ни одним из состояний. Все они приходят спонтанно и так же уходят. Нет того, кто может как-то контролировать их. Является ли какое–либо из этих состояний вашей истинной природой?
С . Состояние присутствия – это то, что, как мне кажется, я есть.
М : Разве это остается постоянно? Вы должны понять, что истина не подвержена изменению. Истина постоянна и неизменна, какие бы комбинации из этих трех состояний ни приходили к вам, или в их отсутствие. Все, что временно или ограничено во времени не может быть истиной .
Это хорошо, покуда это продолжается, что вы себя идентифицируете с чувством присутствия, – но поймите то, что и это не есть ваша сущность, и это временно.
Важнейшее для вас – это « Я есть ». Просто оставайтесь этим – и все необходимые руководства придут.
2–е марта, 1981
С. Махарадж сказал, что раньше он считал себя отдельной личностью, а потом перестал так думать – ибо это значило бы отождествлять себя с телом. Но ведь тело продолжается и после – я имею в виду, что оно продолжает существовать и когда тот, кто внутри, сознает, что не является им. Махарадж сказал, что с того момента, как начала проявляться его болезнь, последние следы индивидуальности стерлись в нем.
Махарадж: Каков ваш вопрос?
С. Настолько ли сильна эта идентификация с телом – я хочу сказать… является ли это привычкой считать себя телом, даже когда вы знаете то, что выходит за его пределы?
М : Это не отождествление личности – не то, как вы это представляете. Тело – это средство для выражения сознания, для ощущения себя. Пока существует сознание, ему нужен инструмент; если тела нет, сознание не может существовать в той же форме. Утрачено лишь чувство, что вы существуете как отдельная сущность.
Джняни подобен нерожденному ребенку, а сознание – это ребенок, который рожден, и этот ребенок болен. Это материальное, объективное тело больно. Но джняни не может быть болен. Этот инструмент тела |указывает на себя| сломан и это вызывает дисбаланс – я не могу правильно говорить и ходить.
Лишь покуда вы имеете тело, вы можете знать, кто вы есть. Это применимо и ко всем остальным существам. Когда есть тело, знание « Я существую » , тоже присутствует.
С. Как Предельное – я не могу сознавать свое бытие?
М : Свидетельствование этой « Я естьности » и происходит для Абсолюта.