Н. Махардж: Как сделать ум бдительным?

  14-е июня, 1981

Спрашивающий: Постоянная ежедневная деятельность отупляет ум. Мне хотелось бы знать, как сделать ум бдительным.

Махарадж :    Я не говорю об уровне тело–ума и о том, что происходит в мире. Я говорю лишь о вашей подлинной природе, а ваша подлинная природа – это ощущение присутствия, которое у вас есть сейчас.  Это ваше сознание.  Если сознание отсутствует, мир не существует для вас. Тогда нет ничего. Мир существует для вас, только когда вы сознательны. Таким образом, сознание, ощущение вашего присутствия – вот то, о чем я могу говорить.

Когда приходит это ощущение присутствия, то что бы вы ни делали и какие бы у вас ни были отношения с миром – это меня не заботит. Чувство присутствия, это сознание, – разве оно не предваряет все остальное, что есть здесь?   Даже когда вы думаете о чем–то – спросите себя, могла бы прийти хоть одна мысль, если бы вы не были сознательны? Так не является ли это ощущение присутствия, сознание, первичной вещью, без которой ничто иное не могло бы произойти?  Ничто – ни мысли, ни концепции – не могут появится сами по себе.   Никакая активность не возможна, если этого ощущения присутствия нету. Ощущению присутствия не требуется никакой активности ума, чтобы знать, что вы есть. Вам нет нужды спрашивать себя:   «Присутствую ли? Сознателен ли я?»  Это интуитивное чувство присутствия – вы знаете, что вы присутствуете, что вы есть.

Это чувство присутствия нельзя определить как «Я присутствую» или «Ты присутствуешь» кто-то другой – как отдельная сущность. Чувство присутствия есть чувство присутствия как таковое. Из–за того, вы идентифицируете себя с телом, вы уверены, что однажды родились и в какой–то момент умрете .  То, что рождено, – это основное чувство присутствия как таковое. Чувство присутствия, которое спонтанно пришло, так же спонтанно  уйдет.   Ощущение индивидуальности создается лишь отождествлением с телом. Чувство времени, продолжительности, происхождения событий во времени – все это может быть лишь при наличии сознания. Если нет сознания, может ли быть ощущение времени?

Мы имеем фитиль и топливо – только так у нас может быть свет. Таким образом, свет зависит от того, есть ли топливо.  Так появляется фактор времени. Чувство присутсвия, или сознание – это все. Вам нужно узнать, как оно возникает и сколько продолжается.   Так же, как пламя будет продолжаться, лишь пока есть топливо для него, так же сознание будет присутствовать пока есть топливо, топливо телесного бытия, которое состоит из пяти элементов, аккумулированных в еде. Если пища не будет регулярно поставляться в тело, оно не сможет продолжать существовть, а если тело не будет продолжаться, тогда не будет продолжаться и сознание. Таким образом это сознание будет зависеть от того, как долго присутствует тело. Попытайтесь увидеть, как сознание возникло – сам источник сознания.

Что такое тело? Тело – всего лишь аккумулятор воды и пищи. Вода и пища – это определенно не вы, – а сознание это и есть природа воды и пищи. Это значит, вы – нечто отдельное и от тела,  и от сознания. Покуда тело здесь, тот, кто считает себя индивидуумом,   владеет лишь одним капиталом в виде  чувства присутствия, сознания. Относитесь к этому как к самому Богу и поклоняйтесь чувству присутствия, – и, когда вы станете едины с чувством присутствия, тогда все, что требуется для духовного знания, прийдет самой собой.

Если у вас есть какие–нибудь проблемы и вопросы – вы обнаружите, что эти проблемы и вопросы основаны на вашей идентификации с телом и умом– с представлением себя как некой отделенной сущности. Если этой отождествленности нет, тогда никакие вопросы не будут возникать. Вы приходите к этому заключению.