Н. Махардж: Опыт происходит там, где есть изменения
8–е января, 1981
Махарадж : Внешне вы можете выдавать себя за джяни – но у джняни нет страха.
Спрашиватель: Он есть Предельное?
М , Предельная стадия – это стадия, в которой это тело, эта форма и имя полностью завершены. И, когда нет формы, цвета, имени, социального положения, кто останется, чтобы задавать какие-либо вопросы? Все происходящее принимается вами с позиции отождествления с телом, а тело ограничено во времени.
С. Я пережил это, и это было не бытие…
М: Что вы смогли понять из своего опыта? Каково значение переживания?
С. Это не просто чей-нибудь опыт.
М : Всякий опыт происходит там, где есть изменение. Если перемен нет, то не может быть и переживания.
С . Это было не переживание, это было состояние бытия–небытия.
М : То, о чем вы говорите, что это есть и что этого нету, – это опирается на слова или все же на опыт? Я не собираюсь играть в прятки со словами . То, о чем вы говорите, – это переживание или только слова?
Это похоже на то, что вы что-то услышали или прочитали – и теперь вы просто повторяете слова из прочитанного. Это так, или вы говорите об опыте, который действительно происходил с вами?
С . Как я говорил уже, это не было чьим–то опытом.
М: Сначала я думал, что я – это тело; потом у меня был опыт, что я не есть тело, но сознание; после это сменилось опытом, что сознание тоже не я, и нет ни формы, ни индивидуальности, – нет ничего. Вы говорите об этом опыте?
С. Это опыт, что тела нету, ничего нет.., что я есть, и в то же время меня нету.
М : Что это, чего больше нет?
С. Сознания тела. Больше нет центра, и мысли приходят как бы не из телесного центра…
М : Если мысли не приходят из отделенности, индивидуальности, тела – тогда как они могут приходить? Отождествляете ли вы сейчас себя с мыслями? Думаете ли вы, что суть мыслей и вы – это одно и то же?
С. Нет.
М: Что же тогда произошло? Что изменилось?
С. Изменилось то, что центр, который был в сознании, ушел, его нет, чувства «Я есть » больше нет.
М . Скажите мне что-то об этом центре.
С. Сперва был центр тождествелнности с телом, – теперь его нет. Я его не чувствую. Теперь нету четкой грани, нет отдельной сущности.
М: « Я есть » означает знание, что вы существуете.
С. Теперь это нечто неограниченное.
М : Знание « Я есть » не имеет никаких границ?
С. Да, это так. Спасибо вам. Сейчас я должен идти.
М . Когда он говорит «Я делаю то» или «Я делаю это», это значит – это значит «Я – это знание, что я есть». Сознание присутствует. Потому что лишь если тела нету, сознание может отсутствовать. Находясь в глубоком сне, мы не сознаем свое тело, – мы начинаем сознавать его, лишь проснувшись – когда сознание появляется. Поэтому, когда я говорю это, я имею в виду это сознание, которое является мной, но не является телом, так как оно приходит позже..
Болезнь – это явление в сознании, а я не есть сознание. Я не есть « Я-естьность » . Какая бы это ни была болезнь, она находится на територии сознания. Лишь благодаря сознанию болезнь может быть пережита. Когда я окажусь в состоянии Предельности, после того, как сознание будет окончательно погашено, вот ЭТО и будет состояние полного совершенства.
Когда я перестану ощущать признаки болезни? Точно как садящееся солнце, угасает сознание – и лишь это полное здоровье, только в этом состоянии прекращается всякая болезнь. Но пока сознание присутствует, переживается и болезнь. Что есть мое удовольствие, мое счастье? Не что иное как это « Я есть » , это сознание.
Ваши представления о знании – это все можно схватить, можно почувствовать и положить в карман. Знание , о котором я говорю, иного рода. Я знаю , что я сам есть это знание, – так что я могу надеяться посредством него получить ?