Н. Махардж: Опыт происходит там, где есть изменения

8–е января, 1981

Махарадж :   Внешне вы можете выдавать себя за джяни – но у джняни нет страха.

Спрашиватель:   Он есть Предельное?

М ,   Предельная стадия – это стадия, в которой это тело, эта форма и имя полностью завершены. И, когда нет формы, цвета, имени, социального положения, кто останется, чтобы задавать какие-либо вопросы?   Все происходящее принимается вами с позиции отождествления с телом, а тело ограничено во времени.

С.   Я пережил это, и это было не бытие…

М: Что вы смогли понять из своего опыта?  Каково значение переживания?

С. Это не просто чей-нибудь опыт.

М : Всякий опыт происходит там, где есть изменение.  Если перемен нет, то не может быть и переживания.

С . Это было не переживание, это было состояние бытия–небытия.

М : То, о чем вы говорите, что это есть и что этого нету, – это опирается на слова или все же на опыт? Я не собираюсь играть в прятки со словами .   То, о чем вы говорите, – это переживание или только слова?

Это похоже на то, что вы что-то услышали или прочитали – и теперь вы просто повторяете слова из прочитанного. Это так, или вы говорите об опыте, который действительно происходил с вами?

С . Как я говорил уже, это не было чьим–то опытом.

М:   Сначала я думал, что я – это тело; потом   у меня был опыт, что я не есть тело, но сознание; после это сменилось опытом, что сознание тоже не я, и нет ни формы, ни индивидуальности, – нет ничего.  Вы говорите об этом опыте?

С. Это опыт, что тела нету, ничего нет.., что я есть, и в то же время меня нету.

М : Что это, чего больше нет?

С. Сознания тела. Больше нет центра, и мысли приходят как бы не из телесного центра…

М :   Если мысли не приходят из отделенности, индивидуальности, тела – тогда как они могут приходить?   Отождествляете  ли вы сейчас себя с мыслями?   Думаете ли вы, что суть мыслей и вы – это одно и то же?

С. Нет.

М: Что же тогда произошло? Что изменилось?

С. Изменилось то, что центр, который был в сознании, ушел, его нет,  чувства «Я есть » больше нет.

М . Скажите мне что-то об этом центре.

С. Сперва был центр тождествелнности с телом, – теперь его нет. Я его не чувствую. Теперь нету четкой грани, нет отдельной сущности.

М: « Я есть » означает знание, что вы существуете.

С. Теперь это нечто неограниченное.

М : Знание « Я есть » не имеет никаких границ?

С. Да, это так.  Спасибо вам. Сейчас я должен идти.

М . Когда он говорит «Я делаю то» или «Я делаю это», это значит –  это значит «Я – это знание, что я есть». Сознание присутствует. Потому что лишь если тела нету, сознание может отсутствовать.  Находясь в глубоком сне, мы не сознаем свое тело, – мы начинаем сознавать его, лишь проснувшись  – когда сознание появляется. Поэтому, когда я говорю это, я имею в виду это сознание, которое   является мной, но не является телом, так как оно приходит позже..

Болезнь – это явление в сознании, а я не есть сознание.  Я не есть « Я-естьность » . Какая бы это ни была болезнь, она находится на територии сознания.   Лишь благодаря сознанию болезнь может быть пережита. Когда я окажусь в состоянии Предельности, после того, как сознание будет окончательно погашено, вот ЭТО и будет состояние полного совершенства.

Когда я перестану ощущать признаки болезни? Точно как садящееся солнце, угасает сознание – и лишь это полное здоровье, только в этом состоянии прекращается всякая болезнь. Но пока сознание присутствует, переживается и болезнь. Что есть мое удовольствие, мое счастье? Не что иное как это « Я есть » , это сознание.

Ваши представления о знании – это все можно схватить, можно почувствовать и положить в карман. Знание , о котором я говорю, иного рода. Я знаю , что я сам есть это знание, – так что я могу надеяться посредством него получить ?