Н. Махардж: Из чего создано тело?

 26 декабря, 1980

Махарадж:   Из чего создано тело?

В. Это проявление сознания.

М :   Разве тело не состоит из пяти элементов? Вам известно, что вы существуете; разве это знание не опирается на пять элементов?  Сознание не может быть познано без тела. Оно зависит от формы.

В . Вы хотите сказать, что без тела я бы не знал то, что Я есть?

М . Да, верно. Если говорить о вашем собственном опыте, а не о том, что вы слышали или прочитали, –могли бы вы узнать, что вы существуете, без вашего тела?

С . Я существую и без тела.

М :   Забудьте о том, что вы где–то прочли. Если у вас нет опыта пребывания в теле, есть ли у вас опыт бытия вообще?

С . Я не очень хорошо говорю по-английски, и может, я не могу хорошо это выразить, но – я знаю, что Я есть!

М : До того, как вы родились, чувствовали ли вы, ощущали, было ли вам известно, что вы есть? Джнани свободен, ибо он знает, что тело состоит из пяти элементов и его функционирование полностью зависит т природы пяти элементов. Я вижу это тело, но мне нет дела до того, чем оно занято. В нем нет ничего, с чем я мог бы себя отождествить. Эссенция этой смеси пяти элементов есть чувство бытия, существования. Все они пришли и смешались случайным образом, я не участвовал в этом. Чувство моего присутствия зиждется на теле; но я не тело и не это сознательное присутствие.

В теле имеется этот тонкий принцип « Я есть » ; этот принцип свидетельствует все происходящее.  Вы не есть слова, которые вы повторяете.  Слова  приходят из пространства, они не ваши.  Таким образом, вы и это «Я есть » – разные вещи.

С . Что тогда это «Я»?

М : Кто спрашивает?

С . Здесь никого, нету «Я»?

М : Кто спрашивает об этом?

С . Есть ощущение чего–то, я не знаю, что это такое…

М:   Если у вас есть чувство чего-то, о котором вы говорите,  – может ли оно быть истиной? Когда это сознание уходит в забвение, в сон, – кто останется, чтобы объявить о том, какое это состояние?

С. Я не знаю.

М : Когда вашей « Я есть-ности»   нет, вы не знаете себя. Когда вы начинаете сознавать, что вы есть, вы делаете много ошибок, много плохих вещей. Когда же вас нет, вы не знаете себя, тогда нету и речи о плохих действиях.

С.: Присутствует ли «Я есть » все время, пока мое тело тоже здесь?

М:   « Я есть » отсутствует лишь в состоянии самадхи – когда ваша ограниченная самость сливается с Самостью. Во всех других случаях, оно здесь.  У реализованного человека « Я есть » тоже присутсвует – но он не придает ему большой значимости. Джнани не подвержен влиянию концепций.

С. Существуют ли между мной и Вами, Махарадж,  взаимоотношения? Я чувствую, что я должен быть рядом с вами.

М :   Сама мысль – это и есть отношение.

С. То, насколько сильно мне хочется быть здесь,  заставляет меня спрашивать себя снова и снова – думает ли Махарадж о своих преданных учениках?

М : Я думаю о них больше, чем вам кажется.