Дживамукти Йога: Комплекс средней/высокой сложности 3

Ежедневное выполнение асан, подобно глубокому ночному сну, помогает нам вновь соединиться со своей истинной природой. И подобно глубокому сну, асаны очень освежают. Но они могут потребовать от нас силы воли, потому что сталкивают нас с нашими ограничениями. Большинство из нас упрямо держится за эгоцентричные мысли, сосредоточенные на «я-мне-мое». Неподатливость тела, которую мы чувствуем в процессе выполнения асан, -это реакция ума на ложное отождествление с ограничением формы.

Встретившись со своими ограничениями, люди могут демонстрировать очень бурную реакцию. На занятиях некоторые ученицы падают на пол с рыданиями и прекращают заниматься; другие ученики свирепеют и силой преодолевают ограничения, травмируя себя; некоторые сжимаются в страхе и не позволяют себе подойти вплотную к ограничениям.

Но решить проблему несложно: не отождествляйтесь с ограничениями, с которыми вы сталкиваетесь во время выполнения асан или в повседневной жизни. На ложе из гвоздей йог чувствует каждый гвоздь, но его ясный взгляд показывает, что он не отождествляется с этим ограничением: он един со своим бессмертным и безграничным «Я». Просто дайте себе возможность подвергнуться воздействию смены форм различных асан, которые являются специально подобранными ограничениями, и используйте дыхание, чтобы справиться с тенденцией реагировать отрицательно.

Если вы поймаете себя на мысли «Я не могу это сделать», «Терпеть этого не могу!», или «Я такой слабый -все делают эту позу лучше меня», или даже «Ха! Я классно делаю эту асану», просто будьте свидетелем этих эгоистичных мыслей и опять вернитесь к дыханию. Вновь посвятите свои усилия осознанию Божественного «Я», пребывающего за пределами мыслей, и служению делу достижения высшего сознания всеми существами.

В 1979 году на одной из лекций Рам Дасс рассказал замечательную историю (основанную на поучениях китайского Третьего Патриарха) о том, как не иметь привязанностей:

Большой путь нетруден для тех, кто не имеет привязанностей.

Взгляните на свою жизнь, и посмотрите» сколько у вас привязанностей. Разве вы не предпочитаете удовольствие, а не боль? Жизнь, а не смерть? Друзей, а не одиночество? Свободу, а не заключение? Любовь, а не ненависть? Каковы ваши привязанности? За что вы цепляетесь? Вы увязли в противоположностях? Именно об этом и говорит Третий Патриарх: «Стоит сделать лишь крошечное различение, как тут же небо и земля бесконечно разойдутся». Бы провели крошечное различие — и уже создали ад. «Если ты желаешь видеть истину, не имей мнений «за» или «против». Сталкивать то, что ты любишь, с тем, что ты ненавидишь, — это болезнь ума». Готовы ли вы так жить? Теперь понимаете, как вы должны всё принимать, чтобы жить по этой философии?

Это самая строгая философия из всех, известных мне. Но я предпочитаю иметь рядом с собой такого строгого друга, чтобы он напоминал мне, как часто я «имею мнения»: «Это должно быть так, а то должно быть эдак, и я хочу, чтобы каждый был таким и делал так, а не лучше ли если … ?» Вместо того, чтобы просто принимать жизнь, мы полны мнений. «Не иметь мнений» не означает, что у нас их нет; это значит, что мы к ним не привязаны. Это не означает, что у пас нет предпочтений; это значит, что мы не привязаны к своим предпочтениям. Мне может нравиться синее, а не зеленое, и когда есть выбор, я могу выбрать синее, — а не зеленое, но если синего нет — ну что ж, хорошо и так.

«Ну что ж» — помните исюрию «Ну что ж»? Жил-был монах, и жил он в монастыре на холме. Девчонка в соседней деревне забеременела от рыбака. Она не хотела, чтобы у рыбака были в деревне неприятности, поэтому она сказала: «Это сделал монах из монастыря». Когда ребенок родился, жители деревни принесли его в монастырь. Они постучали в ворота, монах открыл дверь, и они сказали ему: «Это твой ребенок, вот и расти его». Монах ответил: «Ну что ж». Он взял ребенка и закрыл дверь. Я думаю, в этот момент у парня вся жизнь перевернулась, но его единственная реакция была: «Ну что ж».

Через девять лет эта девушка лежала при смерти. Она не хотела умирать, не признавшись в том, что случилось, и поэтому она рассказала; «Знаете, я говорила неправду. Это был не монах, а рыбак».

Жители ужаснулись! Они побежали в монастырь и постучали в дверь. Монах открыл ворота, рядом с ним стоял девятилетний ребенок. Жители сказали: «Произошла ужасная ошибка. Оказывается, это не твой ребенок. Мы заберем его назад в деревню и будем его растить, а ты можешь вернуться к своей монашеской жизни». И монах ответил: «Ну что ж». Он был настолько в «здесь и сейчас», что, какие бы новые перемены ни пришли, он отвечал: «Ну что ж».

Если вы обратились к йоге из мелких эгоистичных побуждений, вы будете все время связаны своими представлениями о том, что вы можете и чего не можете. Отпустите их и предпринимайте все свои усилия ради безграничного внутреннего потенциала. Посвятите себя счастью всех существ.

Сосредоточьте внимание на непрерывном, экономном дыхании, соединенном с движением. Устремите свой ум к Богу. Если вы сможете это делать во время выполнения асан, то вы создадите випьясу счастья и удовлетворенности, которая будет непоколебима перед лицом любых жизненных влетов и падений.

Вам могут нравиться наклоны вперед и не правиться прогибы назад, или наоборот. Но если вы будете выполнять и те, и другие с одинаковым усердием, вы обретете свободу от тирании мыслей. Если вы способны воспринимать приятное и неприятное несколько отстранение и стать выше обычной реакции па них, тогда йога возможна. Ну что ж