Дживамукти Йога: 11 Нада: нерожденный звук

 

Тасья вачаках пранавах

Постоянно повторяйте ОМ; Бог это ОМ, высшая музыка.

Патанджали. «Йога-сутры» (1.27)

Хатхайога-прадипика» утверждает, что самадхи достигается тогда, когда йог слышит анахата-наду («нерожденный звук»). Одна из целей хатха-йоги -услышать этот беззвучный звук, который есть Ом, начало и конец всех звуков и музыки сфер. Чтобы осуществить это, йог должен сначала развить способность слушать. Благодаря медитации способность слушать и воспринимать развивается настолько, что мы начинаем слышать внутри себя тончайшие звуки.

Однажды учитель хотел показать своим ученикам преобразующую ценность глубокого слушания, и он привел их к месту кремации. Там он подобрал три черепа. Взяв первый, он продел прутик в отверстие, где когда-то было ухо; прут прошел насквозь и вышел с другой стороны. Учитель сказал: «Это человек, который одним ухом слышал об Истине, но был слишком ленив, чтобы размышлять над услышанным. У него в одно ухо входило, а в другое выходило».

Учитель поднял другой череп и продел прутик в отверстие уха. Прут застрял в середине черепа и стал двигаться вверх. «Этот человек, — сказал учитель, — не только слышал Истину, но и размышлял над нею».

Когда же учитель воткнул прутик в третий череп, прут вошел в ухо, стал двигаться вверх к мозгу, а затем опустился в сердце. «Вот это череп человека, который не только слышал Истину и размышлял о ней, но и позволил ей проникнуть в сердце. Этот человек развил глубокое понимание, которое ведет к достижению Бога».

Звук является сущностью любой энергии. Первая вибрация (нада) — это «нерожденный звук», который возник сам по себе, а не в результате соударения двух предметов. И изначальная тончайшая вибрация по-прежнему звучит в любом из звуков, возникших впоследствии.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Евангелие от Иоанна (1:1)

Нада-йога является йогой глубинного внутреннего вслушивания. Нада — санскритское слово, которое означает «звук». Родственное слово нады переводится как «река» или «ручей»; также оно может иметь значение «стремительный» или «звучащий». Нади — это тонкие каналы, через которые течет сознание.

Много ссылок на нада-йогу содержится в «Хатхайога-прадипике», в которой большая часть четвертой главы (где речь идет о самадхи) посвящена именно нада-йоге.

Намах Шивая Гураве Нада-бинду-калатмане, Ниранджана-падам яти Нитьям ятра праянах.

«Хатхайога-прадипика» (4.1)

В работе «Нада-йога» Шри Брахмананда Сарасвати так интерпретировал этот стих:

Приветствую Наду — внутреннего советчика, который является внутренней сущностью жизни и дарит счастье всем! Это внутренний гуру, который появляется как нада (звук), бинду (точка бессмертия) и кала (время). Тот, кто предан внутреннему гуру (наде, внутренней музыке), обретает высшее счастье.

Прежде чем приступить к нада-йоге, йог занимается прать-яхарой, обращая органы чувств вовнутрь и, насколько возможно, отключаясь от внешних образов и звуков. Первая стадия пратьяхары состоит в том, чтобы обрести неподвижность и успокоиться, наполнить органы чувств внутренним покоем.

Сделать это нелегко, поэтому для начала развивают утонченную способность слушать внешние звуки. Углубив свою способность слушать внешние звуки, вы можете применить ее к внутренним звукам.

Слушать -значит воспринимать. Восприимчивость очень важна для йога, потому что просветление не является чем-то, чего можно достичь силой. Это то, что принимают. Самадхи нельзя обрести посредством усилия. Оно возникает спонтанно; это дар, который приходит тогда, когда душа готова его получить.

Стать восприимчивым, способным принимать — значит уподобиться ребенку, о котором заботятся. Интересно, что ухо, как физический орган, имеет сходство с человеческим зародышем. Ушная раковина имеет и другие замечательные особенности: ни в каком другом органе тела в период созревания эмбриона не содержатся все три типа клеток:

Эктодерма, из которой образуется мозг и нервная система;

Эндодерма, которая формирует органы пищеварения;

Мезодерма, которая превращается в кости, мускулы и кровеносную систему.

И это одна из причин того, что ухо -идеальное место для иглоукалывания

Кто имеет уши слышать, да слышит.

Евангелие от Матфея (11:15)

Зрение линейно и легко вводится в заблуждение. Уши слышат звук со всех сторон, необычайно точно воспринимая такие детали, как едва заметные различия в высоте звука и гармониках. Уши воспринимают более тонкие различия, чем глаза, которые поглощены грубыми деталями прямолинейного восприятия.

В книге «Мир — это звук, нада-брахма» Джоа-хим-Эрнст Брент пишет: «Все мы знаем выражение «оптический обман». Таких обманов существует множество, и их описания можно найти в любом учебнике по физиологии. Однако нет выражения «акустический обман». Акустические иллюзии встречаются довольно редко, и это происходит вследствие того, что уши дают нам более правильную информацию о действительности».

Взгляд постоянно скользит по объектам и ищет, на чем бы остановиться. Однако Бога нельзя охватить взглядом, потому что Он вездесущ. Но Бога можно услышать (если мы умеем слушать).

Большинство из нас пользуются зрением гораздо чаще, чем слухом. Бхагаван Шри Раджниш называл эту одержимость зрительным восприятием — «фотоманией». Он говорил: «Восемьдесят процентов пашей энергии поглощают глаза. Другие органы чувств испытывают недостаток энергии, ибо им остается всего лишь двадцать процентов. Глаза стали Адольфом Гитлером. Если дело касается ваших органов чувств, вы отвергаете принципы демократии. Не стоит проявлять слишком большой интерес к изображению, иначе вы будете все более и более утрачивать способность воспринимать реальность».

Мы можем закрыть глаза (и периодически закрываем их), но мы не можем закрыть уши. Мы слышим до рождения и продолжаем слышать после смерти. Когда мы умираем, первым исчезает обоняние, потом вкус, зрение, а затем осязание. Но слух остается долгое время и после смерти. Вот почему очень важно, чтобы близкие люди покойного продолжали с ним разговаривать.

Об этом знали древние тибетцы. Тибетская «Книга мертвых» в оригинале носит название «Бардо Тодол», что означает «Освобождение посредством слушания в промежуточном состоянии». Впрочем, профессор Колумбийского университета Роберт Турман, специализирующийся на индо-тибетском буддизме, замечает: «Выражение «освобождение посредством слушания» является не совсем точным и может дать неверное представление о вложенном в название смысле. Точнее было бы сказать не «слушание», а «изучение». Ближе всего было бы санскритское слово шравапа, но, к сожалению, в нашем языке нет точного его перевода».

Шравапа — это слушание, в котором слушатель не просто слушает, но полностью понимает то, что слышит, в результате чего учится и познает. Чтобы услышать, нужно слушать, а слушание начинается с обретения покоя. Не успокоившись, вы не сможете ничего получить. Освободитесь от желания схватить мысль, образ или звук и придать им смысл. Освободившись от концептуализации, вы ощутите необыкновенный покой — как перед рассветом.

Итак, желающий полностью овладеть йогой должен внимательным умом исследовать паду и освободиться от всех мыслей.

«Хатхайога-прадипика» (5.93)

Чтобы развить способность слушать, начните слушать хорошую музыку. Вкладывайте больше энергии в развитие слуха, а не зрения. Выключите телевизор. Наденьте наушники и включите стерео. Современная музыка содержит те же вселенские знания, которые столетиями пробуждали сердца, -надо лишь позволить себе их услышать.

Не анализировать музыку, а чувствовать ее — этс одна из возможностей обойти склонный к размышлениям ум и приблизиться к сердцу. Но будьте разборчивы, следите за тем, что входит в вашу жизнь через уши. Хотя сущностью звука является Ом, все же полезно выбирать музыку, которая приводит вас в спокойное и счастливое состояние.

Когда человек подчиняется звукам музыки и позволяет ее приятным, мягким, жалобным напевам… проникать к себе в душу и посвящает все время слушанию чарующих протяжных звуков песни, то она, воздействуя сначала на его энергию и деятельный ум (если таковой у него есть), успокаивает и размягчает его подобно тому, как железо, раскаленное в печи, становится пригодным к обработке. Но если он упорствует и не разрушает эту магию, то на следующей стадии ум плавится и растекается пока дух полностью его не покидает. И вот его умственные сухожилия (если можно так выразиться) уже подрезаны, и он становится тем, кого Гомер называет «слабый воин».

Платон. «Республика»

Благодаря музыке вы можете испытать счастье, ревность, агрессивность, покой, подавленность и воодушевление. Древнеиндийские музыканты хорошо это знали. Исполняя некоторые раги, они могли сделать так, чтобы пролился дождь или зацвели цветы. Они знали, какие сочетания звуков вызывают у слушателей нужный эмоциональный отклик. А самые мудрые музыканты занимались сочинением музыки, которая могла бы родить божественную любовь.

Хорошая музыка бросает вызов думающему уму; хорошая музыка вообще не имеет точного смысла. Поскольку музыка способна вывести за пределы думающего ума, хорошая музыка может помочь достичь расширенного состояния сознания. Слушая возвышенную музыку, вы можете подготовиться к нада-йоге.

Только у плохой музыки есть смысл.

Алан Уотс

Слышится звук нерожденного резонанса (анахата-шабда); квинтэссенция этого звука (высший) объект (сознание). Ум соединяется с этим объектом знания и растворяется в нем. Это высшее состояние Вишну (стхити).

«Хатхайога-прадипика» (4.100)

В 1960-х годах, когда «Битлз» решительно привнесли индийскую музыку и духовность в поп-музыку, мы увидели, как музыка повышает уровень сознания. В битловский фильм «Help» вошла сцена с индийскими музыкантами. В песнях «Norwegian Wood» и «Rain» Джордж Харрисон играет на ситаре. «Битлз» даже включали в свои песни санскритские мантры. Так мантра Джайя гурудэва звучит в песне «Across the Universe» из альбома «Let It Be», а мантра Гуру Брахма, Гуру Вишну, ГуруДэва Махешвара — в альбоме Джорджа Харрисона «All Things Must Pass». Те же «Битлз» познакомили Запад с Рави Шанкаром, и благодаря им он стал знаменитым.

Индийская музыка высокодуховна. Рави Шанкар говорил: «Согласно нашей традиции, звук является Богом — Надабрахмой. То есть звуки музыки и вызванные ею переживания являются ступенями познания «Я». Мы считаем музыку своего рода духовной дисциплиной, которая поднимает внутреннее бытие до состояния божественного покоя и блаженства». Во многих странах Востока и Африки музыка и танец считаются средствами развития духовности; в нашей же культуре музыка стала товаром.

В книге «Будь здесь и сейчас» Рам Дасс писал: «Это случилось тогда, когда музыка была осквернена и стала использоваться для развлечения и удовольствия. До этого она была средством общения с Духом».

Однако стремление к единению с Божественным в нашей культуре было столь велико, что проявилось в музыке джаза и лирике рока. Еще до открытия фестиваля в Вуд-стоке великий джазовый саксофонист Джон Колтрэйн показал связь музыки и духовности в своем монументальном альбоме «Love Supreme» («Любовь Всевышняя»).

Когда [Колтрэйн] погрузился в индийскую и африканскую культуру, он стал воспринимать музыку как средство достижения просветления, а не как вещь в себе. Его стремление расширить музыкальные горизонты превратилось в процесс духовного развития, его игра и сочинительство в исследование души и духа вместе со зрителями, которые стали скорее активными участниками, чем пассивными наблюдателями.

«Мир по Джону Колтрэйну» (из серии «Мастера американской музыки»)

 

Увлечение Колтрэйна восточной философией распространилось на джаз, рок и фолк-музыку. Такие идеалы, как любовь, мир и отказ от насилия, воспевали и музыке Элис Колтрэйн, Сан Ра, Фароа Сандерс, Орнетт Колеман, Майлс ДэвЙС, Дон Черри, оркестр Махавишну, группы «Сантана» и «Битлз». Эти идеалы распространялись также благодаря лирике Джими Хендрикса, «Битлз», Джорджа Харрисона, Ван Моррисона, Боба Дилана, Доиована и других. Знакомство с индийской музыкальной традицией действительно изменило облик американской популярной музыки.

Слова, звуки, речь, люди, память, мысли, Страхи и эмоции, время -все связано… Все создано из одного… все создано в одном.

Да будет благословенно имя Его.

Волны мыслей, волны сердца, все вибрации — Все пути ведут к Богу. Благодарю Тебя, Боже.

Его путь… Он так прекрасен… Он так милосерд, Он милостив — благодарю Тебя, Боже.

Одна мысль может вызвать миллионы отзвуков И они все возвращаются к Богу… именно так.

Благодарю Тебя, Боже.

Не знай страха… верь… Благодарю Тебя, Боже.

В мире много чудес. Бог -это все.

Его путь… Он так чудесен.

Мысли -действия -вибрации —

Все они возвращаются к Богу… Бог жив. Бог есть.

Бог любит.

Да предстану я пред Тобой.

Мы все как один — в Его милости.

То, что мы существуем, свидетельствует о Тебе, о Боже.

Благодарю Тебя, Боже.

Джон Колтрэйн. «Любовь Всевышняя»

В индийской музыке мы слышим стремление души воссоединиться с источником радости — с Богом. Индийская музыка является образцом того стиля, который, как объясняет Билл Лэсвелл, «основан на слушании и повторении услышанного с тем, чтобы войти в состояние транса».

Когда бы ни соединились две ноты, они создают настроение. Настроение, возникающее в результате взаимодействия нот, составляет рагу. Para — это то, что окрашивает ум. Состояние ума слушателя окрашено музыкой, и сама по себе музыка строится на основе взаимоотношений.

Взаимоотношения, выраженные этой музыкой, совсем не похожи на то, о чем поется в мирских «песнях о любви»; они вызывают у слушателя более глубокие эмоции, чем обычные песни. Это истинная любовная песня — песнь Божественной любви, «Любви Всевышней». Слушая подобную музыку, мы готовимся к тому, чтобы погрузиться внутрь, войти в более тонкую и широкую сферу радости.

Великий трубач Дон Черри (с которым мы имели счастье играть, когда он входил в состав нашей группы «Audio Letter»), выдающийся духовный музыкант, был предан идее видеть все как Единое. У него не было никаких сомнений в том, что музыка — это Бог и что Бог — это звук. Дон любил повторять высказывание суфийского мастера Хазрат-Инайят-хана:

Все религии учат, что начало мироздания — звук. За той малой картиной, которую мы называем музыкой, стоит музыка Вселенной. Наше восприятие музыки, наша любовь к музыке показывает, что в глубинах нашего существа есть музыка. Музыка стоит за устройством всей Вселенной. Музыка — это не только высшая цель жизни, но и сама жизнь. Мы чувствуем тягу к музыке потому, что вся наша жизнь состоит из музыки. Каждый человек — это музыка, вечная музыка, несмолкающая день и ночь; и благодаря интуиции вы можете эту музыку слышать.

Музыка всегда была неотъемлемой частью дживамукти-йоги. Особенно мы любим сопровождать наши занятия музыкой, которая возникла в результате влияния индийской музыки на американскую. Примером может служить индо-футуристический сплав звукорежиссера Билла Лэсвелла, который собрал вместе таких западных джазовых музыкантов, как Фароа Сандерс и Орнетт Колеман, и таких индийских мастеров, как Закир Хуссейн и Устад-Султан-хан. Это сотрудничество дало поистине замечательные результаты: записанная музыка одухотворяет и побуждает слушателя заглянуть внутрь себя.

Такие композиторы и музыканты, как Лэсвелл, Габриэлл Рот, Джа Уоббл, Аниса и Родерик Ромеро, Дэва Премаль и Митен Син Динсмор, Чеб и Саббах, Арджун Спиннер, Ва, Кришна Дас, Джай Уттал, Бхагаваи Дас и Майк Даймонд, создают восточно-западный синтез, который, волна за волной, оживляет атмосферу танцевальных клубов и центров йоги во всем мире. Музыка, пробуждающая такую преданность Божественному, — это настоящий хин, и прекрасно, что благодаря ей вы чувствуете себя хорошо. Билл Лэсвелл говорил: «Это музыка, исполненная в духе преданности; это не музыка

ради стиля. Пакистанский кавали (исполнитель духовных песнопений) Нус-рат-Фатех-Али-хан говорил, что поет для Бога. Он пел не для аудитории. Могли быть и слушатели, но они были там, чтобы свидетельствовать что кто-то поет во имя Бога. В этом различие».

Итак, слушать замечательную вдохновенную музыку — это первый шаг к тому, чтобы развить способность слышать. В качестве следующего шага нужно научиться пропускать через тело и ум внешние звуки так, чтобы они не затрагивали вас.

Давайте попробуем. Сядьте удобно и закройте глаза. Сидите неподвижно, ничего не делайте; только слушайте. Обычно, услышав что-то, мы перестаем слушать и оценивающий ум классифицирует это как хорошее или плохое. Но как только мы начинаем оценивать, мы перестаем слушать. Если мы думаем, что знаем, то перестаем учиться.

Попробуйте просто быть свидетелем внешних звуков, не называя их, не наделяя их положительным или отрицательным качеством. Позвольте им звучать. Слушайте тиканье часов, звук голосов в соседней комнате, движение на улице -слушайте все, не делая никаких исключений. Дайте возможность всем звукам проходить через ваше тело и ум.

Мантра это священный слог (например, Пранава ОМ) или ряд слов, начинающихся с ОМ, которые повторяют и над которыми размышляют ради просветления, духовного раскрытия.

Свами Туриясангитананда (Элис Колтрэйн)

Теперь вы готовы слушать то, что внутри. Подобно тому как мантра используется в пранаяме, чтобы считать продолжительность дыхания, мы можем использовать мантру и в нада-йоге, чтобы развить способность слушать. Корневые звуки мантр не отягощены каким-либо рациональным смыслом; они имеют вибрирующее сущностное значение.

Выберите мантру. Например — со ‘хам: вдох — со, выдох — хам. Или — Ом Шри Дургаяй намах: вдох — Ом Шри, выдох —Дургаяй ламах. Или —Шри Кришна шаранам мама: вдох — Шри Кришна, выдох — шаранам мама [37] . Или — Не моя воля, но Твоя да будет: вдох —Не моя воля, выдох — но Твоя да будет. Повторяйте мантру про себя, сочетая слова с входящим и выходящим дыханием. Совсем не обязательно разделять мантру между вдохом и выдохом: можно повторять всю мантру на вдохе, а затем всю мантру на выдохе.

Какие бы мысли или образы ни появлялись в уме» дайте им возможность приходить и уходить, не обращайте на них внимания. Вместо этого полностью сосредоточьтесь на внутреннем звучании мантры.

Работайте над собой до тех пор, пока ваше внимание, сосредоточенное на мантре, перестанет отвлекаться на какие-либо мысли, чувства или ощущения. Тогда позвольте звукам мантры проникнуть внутрь, а потом затихните. Прекратите повторять мантру и слушайте, как она звучит сама.

Вы произносите мантру (внешне или внутренне) только для того, чтобы включилось осознание всеприсутствия мантры. Эти священные мантры пронизывают внешнюю и внутреннюю атмосферу. Они продолжают звучать с певцом или без него. Мантры — это тонкие формы Бога.

Я есть Ом.

Кришна в Бхагавад-гите (10.25)

Рецитация (внутренняя или внешняя) мантры называется джапой. Когда джапа начинает приносить плоды, йогу уже не нужно продолжать повторять мантру: мантра будет звучать в йоге.

Это случится лишь после того, как на смену гордыне и высокомерию придет смирение. Если тело и ум йога настроены должным образом, мантра начинает звучать, словно йог превратился в ее инструмент. Это происходит только после правильной и оченьдлительной практики в течение многих лет и даже жизней. Именно об этом говорится в красивой истории, которую Шьям Дас приводит в своей книге «Жизнеописания великих бхактов Индии»:

Как-то вечером два бхакта отправились в путь, чтобы доставить некие изделия в храм Кришны, который находился по другую сторону реки Ямуны. Дело было поздним вечером и невозможно было достать лодку. Один из бхактов по имени Чачаджи объяснил собрат}’ «Куда бы я ни поставил ноги на поверхность воды, ты должен ступать точно в то же место. Тогда ты сможешь идти по воде, и мы оба пересечем реку и доставим изделия в храм».

И Чачаджи пошел по воде, яко по суху. Делая каждый шаг, он произносил имя Шри Кришны. Другой бхакт ступал точно туда, куда ставил ноги Чачаджи, но, когда они дошли до середины реки, подумал: «Почему я должен ставить ноги туда, куда Чачаджи ставит свои? Я повторяю имя Шри Кришны точно так же, как и он».

И как только он поставил ногу туда, куда не ступала нога Чачаджи, он стал погружаться в воду. Чачаджи воскликнул:

— Я же сказал тебе ставить ноги луда, куда я ступаю. Почему ты ступил не туда?

— Я думал, что поскольку тоже произношу имя Шри Кришны, то могу ставить ноги на воду везде, где хочу.

Чачаджи объяснил:

— Шри Кришна слышит, как я повторяю Его имя, но тебя Он еще должен услышать.

Чачаджи схватил его за руку и вытащил из воды, и они оба благополучно перешли на другой берег. Прибыв в храм, они передали нужные изделия настоятелю. И тогда бхакт рассказал учителю обо всем, что произошло.

— Чачаджи сказал мне, что Шри Крипта слышит его воспевание, но мое еще только должен услышать. Как это понимать? — спросил он.

Гуру объяснил:

— До тех пор пока Шри Кришна полностью не принимает душу, память и садхана у нас остаются незрелыми. Только тот, у кого преданность сильна, может вкусить плод бхакти. Чачаджи произносит мантру непрерывно. Ты сам мог убедиться в его совершенстве.

— Смогу ли я еще увидеть величие того, как произносит мантру Чачаджи? — спросил бхакт.

— Зайди в его дом, и он снова покажет тебе, — ответил гуру.

Когда бхакт вошел в дом Чачаджи, то увидел, что Чачаджи спит, но услышал, как имя Шри Кришны звучит в каждой клеточке его тела.

Чтобы поток звука свободно струился по телу йога, нади должны быть чистыми и незаблокированными. Чтобы очистить нади, поток звука можно направить в чакры (энергетические вихри), очищая их. В этой технике очищения вы сосредоточиваете внимание на каждой чакре, повторяя соответствующую ей биджа-мантру — сущность звука каждой чакры.

Биджа означает «семя». Если создать для этого звука-семени нужные условия, он подействует как вибрационный ключ, открывающий чакру, с которой связан.

Сначала пропойте биджа-мантру вслух, затем -про себя, сосредоточившись на соответствующей ей чакре. Заключительная стадия состоит в том, чтобы слышать звук каждой биджа-мантры, медитируя на чакры. Услышав должный звук, перемещайтесь на следующий уровень сознания, поднимаясь к аджня-чакре.

<table

Традиционно на начальных стадиях нада-йоги ученик старается изолировать себя от внешних звуков. Для ослабления влияния внешних отвлекающих факторов «Хатха-йога-прадипика» рекомендует сложить пальцы в йоии-мудру (шанмукхп-мудру), закрывая уши, глаза, нос и рот пальцами и направляя внимание вовнутрь (см. фото в начале этой главы). Вы можете также просто завязать глаза и вставить в уши затычки. Выберите один из этих методов, помогающих направить чувства внутрь.

Вы услышите звук. Услышав, не анализируйте его, не оценивайте, просто слейтесь со звуком. Вслушивайтесь в звук внутри звука. Продолжайте погружаться внутрь за каждым услышанным вами звуком. Услышьте внутри головы звук, который сильнее других. Отпустите все остальные звуки. Слушайте только это внутреннее звучание. Пусть оно заполняет все ваше сознание до тех пор, пока внимание не сольется со звуком.

Затем вы заметите другой, более тонкий звук; повторите процесс. Продолжайте погружаться все глубже и глубже, открывая все более и более тонкие слои звуков, пока не достигнете самой глубинной нады: Прапавы, Ом.

В «Хатхайога-прадипике» описываются звуки, которые йог может слышать в процессе занятий нада-йогой. Нет никаких правил, определяющих, какие из этих звуков, сколько звуков или в каком порядке йог может слышать. Шри Брахмананда Сарасвати описывает эти звуки в своей книге «Нада-йога»:

Джхин джхин -нала: звук, похожий на стрекотание сверчков и цикад; подобные звуки можно услышать вечером в саду, когда насекомые поют.

Вамши-нада: звук флейты, но частотой и тембром он отличается от флейты, звучащей в оркестре.

Мегха-нада; грохочущий звук, напоминающий раскаты грома во время грозы. Поэтому он называется надой грома. Он часто сопровождается треском, настолько сильным, что медитирующему может показаться, что его кости смещаются или даже ломаются. Тем не менее благодаря этому звуку мы ощущаем новую наэлектризованную атмосферу.

Джхарджхара-нада; звук, похожий на барабанный бой.

Бхрамари-нада: звук, напоминающий жужжание пчел; он довольно музыкальный и звучный, как у некоторых жуков и шмелей.

Гханта-нада: этот звук можно сравнить со звоном церковных колоколов. Туры-нада: звук, подобный звону гонга или больших звенящих тарелок.

Бхери-нада: напоминает звуки литавр, трубы, других духовых инструментов и флейты с высоким звуком.

Мриданга-нада: звук, похожий на бой большого и малого военного барабана.

Тантры-нада: в этом состоянии можно услышать различные струнные инструменты, напоминающие звучание скрипки, виолончели, ситара, вины и арфы.

Для йога мир вибрирует, и энергия его звучания движется во всех направлениях. Очень трудно заметить вибрации на таком глубинном уровне. Для этого нужны убежденность и отвага. Быть йогом -значит выйти за пределы условных отождествлений «мое, твое, ваше» и войти в сердце, наполненное бескорыстной Любовью.

Время и язык -это тоже условности. По общему согласию люди решают говорить на одном и том же языке. Даже время определяется но местным, национальным и международпым соглашениям. Йог же ищет сущность, выходящую за пределы всех этих соглашений.

Например, глубинное время (кала) есть пульсация. Мы чувствуем пульсацию при ходьбе, в движении дыхания, в биении сердца и циркуляции крови, а также в электрических импульсах, проходящих через нервную систему. Если мы возьмем за основу эти изначальные ритмы и каждый день будем наблюдать их суточные колебания, то время вернется к своей обычной утилитарной роли и больше не будет доминировать в нашем существовании.

Нада-йог стремится к тому, чтобы вибрировать вместе с внутренним пульсом самой жизни. С помощью различных методов йоги можно обнаружить в теле и уме места диссонанса и дисгармонии. Средства йоги -это техника настройки тела, превращающая его в инструмент Божественной воли. С помощью нада-йоги ум йога сосредоточивается на внутреннем звуке Ом -на биджа-мантре аджня-чакры. Подобно кобре, привлеченной музыкой флейты, кундалини (сознание), слыша Ом, перемещается в центральный канал (сушумну). Вибрация Ом, исходящая из аджня-чакры, притягивает кундалини вверх, и она начинает подниматься к высшим уровням сознания.

Нада-йог — виртуоз жизни, добродетельный друг, тело-ум которого с помощью звука настраивается в унисон с Источником. Когда оболочка настроена на Ом, открывается истинная цель жизни: подчинить свою эгоцентричную волю безграничному царству бескорыстной Любви. И благодаря этому нада-йог становится воплощением добро ты: тем, кто освобождает бесчисленное множество существ.

Велико опьянение деньгами, физической властью и силой,родовитостью, славой и положением. Это наивысшее опьянение относительного мира. Но оно не сравнится с бесконечным счастьем анахата-нады, ведущей нас туда, где нет времени и пространства и все временные опьянения исчезают, как бесполезные.

Кабир