Дживамукти Йога: 2 Корни йоги…Назад к источнику

Если бы все философское и литературное наследие Индии вдруг исчезло, но остались «Йога-сутры» Патанджали, то со временем утраченные традиции могли бы возродиться.

Пандит Ушарбудх Арья. «»Йога-сутры»Патанджали»

Санскритский термин «йога» встречается уже в Ведах — древнейшем из известных священных текстов, имеющем доисторическое происхождение. Живший несколько тысяч лет назад индийский философ Патанджали не изобрел йогу, а упорядочил сведения о ней в трактате «Йога-сутры».

На Западе некоторые сторонники йоги считают ее вполне научной, подразумевая под этим, что она хорошо систематизирована и практична. Но на самом деле йога гораздо шире науки, основанной всего лишь на обобщении информации, поступающей через пять органов чувств. Телескоп и микроскоп -это просто продолжение глаза. Автомобили и ракеты -удлинение рук и ног. Компьютеры -увеличение информационного объема мозга. Эти научные инструменты расширяют возможности органов чувств, но они все равно ограничены рамками технологий и материалов, а также нашей способностью понимать увиденное.

Наука помогает нам анализировать различия между вещами. Йога же стремится не разделять, а соединять. Методы йоги являются инструментами, которые позволяют нам получить опыт, выходящий за пределы возможностей пяти органов чувств.

Йога -это вторая и наиболее древняя из шести философских систем Индии, которые еще называются даршанами («точками зрения»). Даршаны чаще рассматриваются не сами по себе, а как взаимодополняющие концепции.

Сгруппированные попарно согласно их свойствам, эти шесть систем таковы: йога и санккъя (самые древние), вайшешика и нъяя, пурва-миманса и веданта. Вместе с глубокими философскими традициями буддизма и джайнизма они составляют полную картину индийской философии.

Йога, санкхья и веданта заняты в основном духовной целью человеческого существования. Пурва-миманса ограничена главным образом ритуалами, которые рассматриваются как предварительное средство восхождения по духовной лестнице, а вайшешика и ньяя дают анализ Вселенной, основываясь преимущественно на эмпирических наблюдениях.

Вместе эти шесть систем содержат в себе философию и религию, объясняют мир и высшую реальность, а также предоставляют средства духовного освобождения. Йога, благодаря своей практичности, связывает их вместе — недаром основатели всех этих систем были йогами.

Каждый из основателей представил свою философскую систему в виде сутр, кратких мудрых изречений, которые ученики могли заучивать наизусть, слушая учителей. Слово «сутра» означает «нить», и каждая сутра связана с другими подобно нитям ткани.

Сутры обычно очень кратки (они редко составляют полное предложение) и недвусмысленны, однако существуют разные уровни их понимания. Приведем пример из «Йога-сутр» Патанджали.

Ишварапранидханад ва (ЙС, 1.23) [13]. Всецело отдавая себя Богу, достигаешь единства с Богом.

Подобные сутры впоследствии подробно разъяснялись различными комментаторами, которые хотели донести до нас их истинное значение. Согласно индийской философии, авторами «Йога-сутр» и других священных текстов йоги были риши — мудрецы, которые посредством йоги достигли состояния самадхи (союза с Божественным) и принесли нам информацию, которая стала основой таких индийских наук и искусств, как математика, астрономия и поэзия. Патанджали также известен как автор работ по аюрведе (целостной медицинской системе) и санскритской грамматике.

Выдающийся комментатор «Йога-сутр» Вьяса считается таким же мудрецом-риши, как и сам Патанджали. Комментарии Вьясы настолько сжаты, что к ним, в свою очередь, тоже были написаны комментарии.

Некоторые ученые полагают, что Патанджали родился около 300 г. до н. э., но полностью в этом никто не уверен.

Считается, что он был воплощением змея Адишеши («Бесконечного») -тысячеголовой кобры, которая является правителем змей, охраняет тайные сокровища Земли и служит ложем богу Вишну.

Согласно легенде, Вишну (хранитель Вселенной) как-то заметил, что люди Земли слишком увлечены мирскими делами и утратили способность экстатического единения со Всевышним. Вишну не хочет, чтобы люди были несчастными, поэтому, отдыхая на ложе (роль которого играет змей Адишеша), он составил определенный план. Вишну предложил Адишеше воплотиться на Земле в образе мудреца и сформулировать (в виде кратких формул, которым можно следовать) метод достижения самадхи. Легенда гласит, что Патанджали и есть тот мудрец. Он подарил человечеству ключи от счастья — «Йога-сутры», которые служили людям тысячи лет назад и были вновь открыты в наше время.

Нам, современным йогам, очень радостно осознавать, что мы можем пользоваться «Йога-сутрами». Но слова «Йога-сутр» сами по себе не раскроют вам смысл жизни. Все мистические тексты подобны музыкальным нотам: если вы их читаете и играете, то получается музыка. Но, чтобы слышать музыку, вы обязательно должны их играть. Подобным образом, Патанджали не описывает самадхи; он дает инструкции, и если они выполняются, вы получите переживание, которое невозможно описать в словах.

Патанджали называет пять препятствий на пути к достижению самадхи. Эти препятствия — клеши, которые и сегодня мешают нам так же (если не больше), как мешали индийцам, стремившимся к просветлению в далеком прошлом:

1. авидъя: неведение и неистинное знание

2. асмита: эгоизм

3. рага: чрезмерное влечение к приятному

4. двеша: чрезмерное отвращение к неприятному, ненависть

5. абхинивеша: страх смерти

Ложное знание (авидья) главная причина всякого страдания.

Рамамурти Мишра (Шри Брахмананда Сарасвати) [14]

Все пять клеш исходят из первой (авидьи). Первую половину своей жизни мы тратим на развитие своей личности, а во второй половине ее защищаем. (Еще бы! Ведь мы так много над ней работали: «Конечно, я упрямый, ведь я — «телец»!»). Развивая все большую привязанность к сотворенной нами личности, мы начинаем считать ее своим истинным «я». И она начинает формировать наше тело и ум. Эта ошибка и является авидьей — незнанием своей истинной природы, которая есть бессмертное, неизменное «Я».

Если вы привязаны к личности, вас очень легко задеть. Например, если кто-нибудь неправильно вас понял, вы воскликнете: «Я думал, ты меня понимаешь!» Из-за этого личность коснеет и начинает ограничивать ваши возможности. И в следующий раз вы ловите себя на мысли «Я совсем не такой» или «Это совсем не мое», осознавая, что не

должны вести себя в соответствии с личностью, которую сами же и создали. Расслабьтесь (это значит — отпустите свое отождествление с телом и умом)!

Чтобы избавиться от клеш, Патанджали рекомендует состоящую из восьми ступеней систему йоги, которая называется аштанга-йога или раджа-йога [15] . Каждая ветвь древа раджа-йоги представляет собой очищающее средство йоги:

1.яма: ограничение, воздержание

2. нияма: соблюдение предписаний

3. асана: поза, место

4. пранаяма: управление «силой жизни»

5. прапгъяхара: отвлечение чувств от их объектов

6. дхарана: сосредоточение

7. дхъяна: медитация

8. самадхи: блаженство, сверхсознание

С помощью этих компонентов йоги мы стремимся очистить тело и ум, чтобы освободить себя от клеш и достичь самадхи — невероятного блаженства и самопознания. Такие техники, как асана и пранаяма, выносят на поверхность наше неведение, наши опасения и привязанности. Осознавая их, мы можем позволить этим клешам уйти.

Методы йоги — психотерапевтические средства. Медитация позволяет нам наблюдать ум, следить за своими привычками, предпочтениями и неврозами, помогает проникнуть в душу и подсознательный ум. Психотерапевтический аспект йоги возникает вследствие того, что она начинает очищать и гармонизировать тело, эмоции и ум, наполняя их духом. Однако психология как наука уступает йоге, потому что в психологии просветление и освобождение не считаются целью, достойной реализации или хотя бы рассмотрения.

Даже так называемая глубинная психология и парапсихология с точки зрения психологии йоги недостаточно глубоки, чтобы принести человеку освобождение. Устранение посредством психоанализа возникших в детстве комплексов может позволить человеку решить многие проблемы жизни, но он все равно остается очень далек от реальности своего «я». Он будет по-прежнему ощущать себя смертным и материальным существом. Целью психоанализа не является духовное освобождение от цепи относительного существования.

-Рамамурти Мишра (Шри Брахмананда Сарасвати) [16]

Первая обязанность тех, кто действительно хочет заниматься йогой, состоит в том, чтобы выбросить из сознания — с такой искренностью, силой и настойчивостью, на которые вы только способны, — даже тень страха. Чтобы идти по пути, нужно быть бесстрашным и никогда не скатываться до этого мелкого, слабого, противного образа самоуничижения, которое есть страх.

-Мать (Мирра Ришар). «Путь, освещенный солнцем»

С чего же начать исследование своей истинной природы? Начните с первой сутры Патанджали:

Атха йоганушасанам (ЙС, 1.1). Итак, приступим к йоге — той, которую я наблюдал в естественном мире.

Эта сутра всегда вдохновляла нас, потому что она подразумевает: все, что нам нужно узнать для возвращения к своему естественному состоянию, находится перед нами. Нужно только увидеть. Это очень впечатляет. Но как нам соединить видимое с невидимым?

Мы можем начать с наблюдения за собой во время выполнения асан. Например, в йоге есть упражнение, которое называется сету-бандхасана (буквально — «построение моста»). В нем вы отрываете таз от пола, медленно поднимаете его, стоите, опираясь только на ноги и голову, и чувствуете, что ближний берег соединяется с дальним. Вы не просто стоите и смотрите на другой берег — вы становитесь связующим звеном. Мост связывает, соединяет разделенные части. И если разъединяет иллюзия, значит, мост должен стать разрушителем иллюзий.

Возможно, выполняя сету-бандхасану, вы заметите, что, когда ноги начинают уставать, ваш ум приходит в возбуждение. Может быть, вы также обратите внимание на то, что, если, напрягая ноги, углубить дыхание, то ум постепенно успокаивается. Вы начинаете ощущать тонкие изменения сознания.

Так йоги учатся входить в более глубокие состояния сознания и управлять умом — наблюдая по совету Патанджали, как йога проявляется в естественном мире.

Во второй сутре Патанджали определяет, что такое йога.

Йогаш читта-вритти-ниродхах (ИС, 1.2).

Йога достигается, когда прекращается отождествление с колебаниями ума. йога: единение с Источником всего читта-вритти: движение (от слова вритти — вихрь) мыслевещества, изменения читты, ума (от чит — воспринимать) ниродха: прекращение, растворение

Мы все находимся во власти колебаний ума. Наши мысли могут волновать нас, радовать и мучить — но они не могут привести нас к состоянию йоги. Чтобы достичь этого состояния, Патанджали советует позволить вниманию отделиться от колебаний ума, выйти за пределы мышления, к более высокому состоянию сознания.

Наша главная обязанность выйти за пределы мыслей.

Свами Нирмалананда. «Безмолвный мудрец говорит»

В философии веданты санскритское слово Брахман используется для обозначения того, что является реальным. Согласно веданте, реален только Брахман. Это высшая и неизменная реальность. Реальным может быть только то, что не меняется ни при каких обстоятельствах.

Эта концепция порождает интересные вопросы:

Реально ли наше тело? Реален ли наш ум? Реален ли этот мир?

По веданте они таковыми не являются, потому что реально только то, что остается неизменным независимо от времени и пространства.

При обсуждении йоги полезно основываться на философии веданты, потому что веданта представляет собой логическое развитие йоги. Философия йоги двойственна: есть вы и есть Бог, хотя вы и можете достичь состояния йоги (единства с Богом). Веданта же развивает идею единства с Богом дальше, до философии недвойственности, в основе которой лежит концепция единства: вы есть Бог и Бог есть вы. Эта идея выражена в изречении Чхандогья-упанишады Тат твам аси («Ты есмь То»), являющемся основополагающим принципом ведантической мысли.

Брахман -это Бог, источник Вселенной; это сама любовь; безграничная, нескончаемая радость.

В Тайттирия-упанишаде сказано, что Любовь есть источник всего. Из Любви все возникло, и к Любви все вернется вновь.

Брахман проявляет себя в виде физической Вселенной посредством энергии майи (от ма — «измерять»). Майя обычно переводится как «иллюзия», потому что нельзя измерить вечное и бесконечное. Пытаясь измерить бесконечное, люди создали концепцию времени, а там, где есть время, появляется относительная Вселенная. Майя, измерение, метр, материя, музыка — все это связанные понятия, существующие во времени и пространстве.

Все наше представление о реальности перевернулось вверх дном. Бог, которого считали плодом воображения, оказался единственной реальностью, а вся Вселенная, несмотря на ее необъятность и прочность, проекцией природы такого Бога.

Дипак Чопра. «Как познать Бога»

Майя породила эту Вселенную. Майя — мать материальной Вселенной; она странная, таинственная и неописуемая. Майя скрывает истинный характер единого Брахма-

на, который абсолютен и безусловен, и она заставляет Его проявляться как множественное. Веданта наделяет майю двумя способностями:

скрывать и прятать (результат действия майи называется авидьей, которая у Па-танджали упоминается как первая из клеш);

проявлять и проецировать (способность творить).

Майя проявляет эти способности посредством трех качеств (гун). Качества, признаки — это ограничения, и если вы их устраните, иллюзия исчезнет. Например, если у вас есть «реальное» здание с фундаментом, стенами и крышей и вы что-либо из этого уберете, то дома больше не будет. Не обладая такими признаками, здание не может существовать.

Итак, все аспекты материальной реальности можно описать следующими тремя качествами (гунами):

Саттва: легкость, чистота, покой, доброта, равновесие. Саттва опутывает привязанностью к счастью и удовольствию.

Раджас: деятельность, страсть, рост, изменение, эволюция. Раджас опутывает привязанностью к деятельности.

Тамас: темнота, инерция, тяжесть, сопротивление, инерция. Тамас опутывает привязанностью к заблуждению и неведению [17] .

Гуны можно сравнить с тремя грабителями, которые подстерегают путника в лесу. Тамас, один из грабителей, хочет убить человека и забрать его деньги. Второй грабитель, Раджас, убеждает сообщников привязать руки и ноги путника к дереву и украсть все деньги и имущество. Через некоторое время возвращается Саттва, третий грабитель, который отвязывает человека, выводит его из леса и показывает дорогу к дому. Здесь Саттва прощается с путником, потому что, будучи грабителем, боится полиции и не может его сопровождать.

Тамас хочет уничтожить человека; раджас связывает его с миром и отнимает у него духовные сокровища; саттва выводит на путь к свободе. Тамас преодолевается раджа-сом, а раджас -саттвой. Но если человек стремится к полной свободе, ему нужно преодолеть в конечном итоге и саттву. Истина пребывает за пределами трех гун.

Важно поближе познакомиться с данными тремя терминами, потому что это полезный способ классификации людей и вещей. Например, людей, ищущих духовности, можно характеризовать так:

сапгтвичные: стремятся к истине, уверены в себе; раджасичные: зависимы, имеют привязанности; тамасичные: жаждут власти, склонны к обману.

Саттвичным людям не нужно ничего лишнего. Они дисциплинированны. Поэтому их считают лучшими учениками. Саттвичные ученики видят в учителе возможность единения с Богом. Их не волнует, обращает ли учитель на них внимание. Им нужна только истина.

Давным-давно жил великий учитель, которого считали воплощением Шивы. Его звали Дакшинамурти, и он учил в полном молчании. В поисках истины он сидел в пещере, в состоянии глубокой медитации. У него было трое учеников. И все, что он сделал как учитель, — соединил большой палец с указательным в чин-мудре. Когда ученики увидели его жест, они поняли, постигли свое «Я»! Это пример саттвичного учителя и очень зрелых саттвичных учеников.

Ученики с преобладанием раджо-гуны, напротив, недостаточно дисциплинированны; они говорят больше, чем делают. Раджасичные люди — это скорее не ученики, а последователи, которым не хватает настойчивости для упорного труда по раскрытию | своей внутренней сущности. Они иногда становятся очень фанатичными и стараются подражать внешним проявлениям своего учителя. Если отношение учителя к ним меняется, они могут очень расстроиться.

Природу таких учеников характеризует слово «привязанность». Они привязаны к видимости, внешнему эффекту. Раджасичность — это также привязанность к действию. Такие люди неспособны к медитации и служению. Раджасичность может быть просто стадией, которую вы пройдете в начале своей садханы (духовной практики).

Тамасичным ученикам неинтересно постоянно трудиться, придерживаясь садханы, — они ленивы. Они могут начать учиться, но потом легко вновь откликаются на призыв своих старых привычек и склонностей. Они любят портить учителю жизнь, отнимая его время только для того, чтобы посмотреть, как у них это получится. Они могут даже попробовать понравиться учителю, имитируя интерес к духовному знанию. Обычно они любят внимание, праздность и секс. Конечно, у них должен быть какой-то интерес к постижению Бога, но тамасичная склонность к инертности обычно преобладает и создает им и учителю массу проблем.

До самого освобождения все мы — индивидуальные души (дживы), связанные майей, — состоим из сочетания трех гун. Йога является средством освобождения джи-вы из порабощенности майей. Такое освобождение называется мукти, а того, кто освобождается, называют дживанмуктой.

В соответствии с Гунами существует три типа джив:

правахи (тамас): очень мирские; не интересуются освобождением и просветлением; заняты познанием мира.

маръяда (раджас): интересуются освобождением; чувствуют, что должен быть «какой-то путь».

Души типа «марьяда» ищут систему, которой можно было бы придерживаться. Мирская жизнь их не удовлетворяет; они желают заглянуть за поверхностный уровень явлений.

пушти (саттва): пушти означает «поддержка». Это души, наполненные благодатью, которых лелеет благодать Бога. Они не стараются найти способ освобождения; в этом они всецело полагаются на Бога.

Когда джива наконец понимает, кем является на самом деле, слово «джива» теряет свой смысл. Осознавшая себя душа становится Атманом. Атман видит все. Это внутренний свидетель. Это чистое сознание в состоянии абсолютной радости. Он нерожденный и бессмертный, не подвержен росту и увяданию, а также трем гунам. Неизменный и вечный, Он не разрушается, когда гибнет тело. Атман — это «Я семь».

Когда дживы познают свою истинную природу, они больше не отождествляют ее с умом или телом. Они достигли состояния бессмертного Атмана и стали освобожденными существами -дживанмуктами.

Трудно получить человеческое рождение. А чистое рождение со стремлением к познанию и духовным достижениям еще более редко и приходит лишь после тысяч воплощений… Стремись найти настоящего духовного учителя (гуру) и, практикуя йогу, учись различению. Изучай древние духовные тексты; спокойный и чистый, старайся обрести знание Атмана… Но среди средств, используемых в поиске освобождения, главное преданность… Существуют и другие средства, позволяющие пересечь океан мирской жизни и достичь другого берега. Этими средствами пользовались йоги. В древних текстах сказано, что нужные результаты дадут шраддха (вера), бхакти (любовь), дхьяна (медитация) и йога (самодисциплина). Они освободят вас от рабства перевоплощений.

Шанкарачарья. «Вивека-чудамани» («Бриллиант различения»)

Получить человеческое рождение трудно. Вероятность этого события столь же мала, как вероятность того, что тюлень, вынырнувший из океана глотнуть воздуха, попадет носом в спасательный круг, который случайно оказался именно в этом месте. Нам посчастливилось родиться людьми, и мы можем изучить методы, которые тысячелетиями передавались в устной традиции от учителя к ученику. И это древнее знание поможет нам найти, где мы сопротивляемся нашему естественному состоянию, сущность которого — счастье.

Если вы стремитесь к освобождению, то, вероятно, уже практиковали йогу в предыдущих жизнях. Вы не новичок в ней и продолжаете с того места, где остановились раньше.

Говоря, что человеческое рождение является наиболее ценным, мы не отрицаем способность животных достичь просветления. Животные не менее разумны и сознательны, чем люди. Просто в данную эпоху люди (к счастью или к несчастью?) являются доминирующим видом. Жизненный выбор, доступный даже беднейшему из людей, намного больше того, что доступно большинству животных, судьбами многих из которых управляют люди.

Так было не всегда. Например, когда Вишну в одном из самых первых воплощений пришел на Землю, он решил появиться в виде рыбы (Матсъи), потому что преобладающим видом были рыбы. Когда из моря вышли пресмыкающиеся, Вишну выбрал вторым воплощением черепаху, воплотившись как Курма. А когда стали преобладать млекопитающие, аватар появился в виде вепря Варахи.

Будь у вас тело человека или черепахи, оно — сложное средство для движения к просветлению. У нас, как у людей, есть доступ к методам йоги, в которых используется транспортное средство «тело-ум». Все практики йоги направлены на очищение системы «тело-ум», которая на самом деле состоит из пяти тел: физического, витального, эмоционального, интеллектуального и тела блаженства.

С точки зрения йоги очищение означает, что нужно привести все эти пять тел в саттвичное (равновесное) состояние, в котором не доминируют ни тамас (инерция), ни раджас (активность).

Эти пять тел покрывают наше истинное «Я» оболочкой, которую называют упадхи [18] («транспортное средство»). Хорошо иметь тело, потому что оно является транспортным средством сознания. Проблема в том, что мы по ошибке считаем, будто являемся этим транспортным средством. Однако с помощью методов йоги мы можем очистить пять тел, покрывающих «Я», чтобы сквозь них могло сиять Абсолютное сознание — Брахман.

Эти пять тел делятся на три категории: материальное, астральное и казуальное. На звания каждого из тел составлены из двух санскритских терминов. Первая часть обоз начает, из чего состоит тело, а вторая часть (коша) означает «оболочка, покрытие». Каж дое тело можно очистить соответствующими методами йоги.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ТЕЛО

1. Аннамайя-коша (физическое тело)

Аннамайя — пища; коша — оболочка

Способ практического воздействия: поскольку аннамайя-коша состоит из пищи, которую мы едим, она может быть очищена вегетарианской диетой, выполнением асан и крий (методов очищения).

АСТРАЛЬНЫЕ ТЕЛА

2. Пранамайя-коша (витальное тело)

Пранамайя — энергия жизни; коша — оболочка

Способ практического воздействия: пранамайя-коша состоит из энергии жизни (праны), поэтому ее можно очистить выполнением пранаям (дыхательных упражнений) и крий.

3. Маномайя-коша (эмоциональное тело)

Маномайя — эмоции; коша — оболочка

Способ практического воздействия: так как маномайя-коша состоит из эмоций, она очищается посредством карма-йоги (бескорыстного служения), бхакти (преданности Богу), пения, поклонения, а также соблюдения ямы и ниямы.

4. Виджнянамайя-коша (интеллектуальное тело)

Виджнянамайя — интеллект; коша — оболочка

Способ практического влияния: поскольку виджнянамайя-коша состоит из мыслей и идей, очистительное воздействие на нее оказывает сатсанг — пребывание в обществе святых или тех, кто стремится к освобождению. Данную оболочку можно также очистить с помощью изучения священных писаний и санскрита, а также посредством медитации.

КАЗУАЛЬНОЕ (ПРИЧИННОЕ) ТЕЛО

5. Анандамайя-коша (тело блаженства)

Анандамайя —— блаженство; коша — оболочка

Способ практического воздействия: анандамайя-коша очищается экстазом самадхи.

Все эти тела проникают друг в друга. Они все проявляются одновременно, и состояние одного тела влияет на все остальные. Например, ваше эмоциональное состояние влияет на здоровье; еда, которую вы едите, влияет на вашу жизненную энергию. После смерти, когда материальное тело отделяется от астральных и казуального тел, тонкие тела продолжают существовать и перемещаются в новое физическое тело для следующего воплощения.

Вы можете ощутить тонкое тело во время выполнения асан. Это происходит в тех случаях, когда для принятия трудной позы не приходится использовать силу. Например, вы изо всех сил пытаетесь войти в бакасану («позу вороны») [19] , но ваши руки недостаточно сильны. Однако если вы активизируете витальное тело, ноги вдруг поднимаются сами; все получилось — вы летите. В этот момент вы можете почувствовать витальное тело, которое оживляет тело физическое. Асаны могут помочь вам сделать физическое тело здоровым, но на самом деле они нужны для того, чтобы выйти за его пределы. Асаны помогают почувствовать тонкие тела.

В каждый момент жизни мы находимся или в состоянии бодрствования, или в состоянии сна со сновидениями, или в состоянии глубокого сна. Обычный, непросветленный человек не знает других состояний сознания. Йога помогает ре-интегрировать эти три состояния и войти в более глубокое состояние сознания. Через все наши пять тел начинает сиять истина, готовя нас к переживанию первой стадии самадхи.

Итак, будучи непросветленными душами (дживами), мы можем находиться только в одном из трех состояний сознания:

Джаграт (состояние бодрствования, объективная реальность). Это то, что все мы согласны считать реальностью во время бодрствования. В бодрствующем состоянии душа отождествляется не с Атманом, а с эго. Все воспринимается в категориях времени и пространства, которыми майя вводит нас в заблуждение.

Свапна (сон со сновидениями, субъективная реальность). Когда вы видите сон, это именно ваш (а не чужой) сон. Вы существуете в состоянии субъективной реальности, в которой душа продолжает отождествляться с эго, а не с Атма-ном. Время и место по-прежнему присутствуют, хотя они могут восприниматься искаженно. Майя продолжает держать нас в иллюзии.

Сушупти (глубокий сон, бессознательное состояние). В этом состоянии нет сновидений, отсутствует быстрое движение глаз. Джива сливается с Брахманом. Времени не существует. Если вы находились в состоянии глубокого сна, вы просыпаетесь отдохнувшими, и это единственный способ узнать об этом состоянии. Глубокий сон совершенно необходим для поддержания здоровья тела и ума. Человек, лишенный глубокого сна, через некоторое время теряет рассудок и может умереть.

Что заставляет нас пробуждаться, выходить из присущего глубокому сну состояния Единства? Наши незаконченные дела и нерешенные кармические проблемы. Именно из-за них мы начинаем видеть сны, а потом просыпаемся для нового дня.

Как говорит Свами Саччидананда, «если у вас грязное и кривое зеркало, то, глядя в него, вы увидите только грязную кривую рожу. Очистив и починив зеркало, вы увидите чистое и неискаженное лицо. Аналогичным образом, если вы очистите ум, он отразит Истинное «Я», радостное и сияющее».

Когда начинает сиять этот свет, мы мо жем пережить новое состояние сознания, называемое турия. Это слово означает «четвертый», «вышедший за пределы трех». Оно — вне времени и места, и это первая стадия самадхи (сверхсознания). Турия наступает, когда после многих жизней джива наконец пробуждается и понимает, что она не является телом или умом, что она Атман — бессмертная божественная душа.

Один из проблесков такого осознания мы получаем во время физической смерти. Душа оставляет физическое тело, смотрит на него и говорит: «Кто это?» Тогда джива понимает, что не является телом, но еще не знает, кто она есть.

Четыре состояния сознания — джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушунти (глубокий сон) и турия (самадхи) — замечательно отражены в начертании и произношении санскритского слова «Ом». Каждая часть символа «Ом» олицетворяет определенное состояние сознания.

«Ом» во время пения произносится как А УМ. Здесь присутствуют три звука: а, у, м. Каждая составляющая слога вибрирует в разных частях тела и связана с различными состояниями сознания. А расцветает внизу живота и олицетворяет собой джаграт (бодрствование). О вибрирует в солнечном сплетении и сердце и представляет свапну (сон со сновидениями). М возникает, когда мы сжимаем губы вместе, посылая колебания в череп. Этим звуком мы обращаемся к сознанию сушупти (глубокого сна). И наконец, турия присутствует в продолжении вибрации и резонанса, в беззвучном Ом.

Ом — имя Бога. Этот звук един с Богом. «В начале было Слово… и Слово было Бог», — сказано в Библии. Йоги добавляют «Это слово — Ом». Когда мы поем Ом, то посвящаем Богу нашу практику, делая это в самой древней, абстрактной форме. Патан-джали предлагает более конкретный способ единения с бесконечным:

О Ишварапранидханад ва (ИС, 1.23). Всецело отдавая себя Богу, достигаешь единства с Богом.

Ишвара — это основная, и первая из достигаемых ипостасей Брахмана. Ишвара проявляется в форме и обладает качествами майи (иллюзии), но он не связан Гунами (качествами). Ишвара появляется в виде троицы:

Брахма (создатель), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель и преобразователь).

Вишну всегда заботится о благополучии всех существ. В индуизме Иисус (как и Будда) считается одним из воплощений Вишну, поскольку цель жизни обоих этих существ состояла в том, чтобы пробудить сознание людей, облегчив тем самым их страдание. Вишну саттвичен; он — бог Солнца. Его основное качество — свет.

Брахма — это создатель, во многом подобный библейскому Богу Отцу из Ветхого Завета. Брахма

раджасичен; он непрерывно создает, проявляет, в каждый момент времени порождая Вселенную. Если бы не было Брахмы-создателя, Вишну и Шива бездействовали бы, так как им было бы нечего освещать или разрушать.

Шива — тамасичная сила изменений и потрясений; она уравнивает то, что создает Брахма и старается сохранить Вишну. Шива необходим для регенерации и развития. Очень похож на Шиву христианский Святой Дух, пришедший к Деве Марии с вестью, которая перевернула всю ее жизнь.

Нельзя узнать, что такое любовь, не влюбившись. И нельзя узнать, что такое Бог, не представив Бога в образе» с которым мы можем общаться (общаться с пустотой трудно). Бог должен принять образ, похожий на нас, чтобы мы могли направить к нему нашу любовь.

Патанджали говорит, что преданность Богу — необходимый элемент практики йоги. Поэтому в начале занятия дживамукти-йогой, когда ученики стоят, готовые приступить к «приветствию солнца», мы часто предлагаем им сделать паузу и посвятить свои усилия Богу. Бог — это любовь, а любовь — это средство, которое в конечном счете освобождает.

Мы рекомендуем делать такое посвящение, потому что асаны оказывают на человека очень сильное воздействие. Они могут пробудить огромную энергию, и тогда ученик недоумевает: «Что мне делать с этой энергией, пульсирующей во всем теле?» Учитель, преподающий йогу только как упражнение, а не как систему физического, психологического и духовного очищения, предоставляет подопечным поступать как тем угодно. С таким же успехом можно подвести ученика к краю пропасти и сказать: «Вперед, прыгай».

Ученики, которых не научили посвящать Богу энергию, пробужденную асанами, обычно делают одно из двух. Они могут позволить этой силе проявиться в теле и характере и тогда становятся очень сильными и харизматичными людьми. Однако взглянув на их лица, вы увидите страсть, а также гнев, ревность и эгоизм. Эти эмоции вызвала практика йоги, не посвященная Богу.

Другие ученики буквально разваливаются на части, эмоционально и физически разрушаясь в про

цессе занятий. Они скорее всего быстро потеряют интерес к йоге.

Ни один из этих итогов не грозит тому, кто следует совету Патанджали: «Отдай это Богу. Все свои усилия посвяти богопознанию».

Пранидхана означает «посвящение». Ишварапранидха-над ва — посвятить Богу себя, свою практику и все, что с ней связано. Сделайте это. Посвятите плоды своей деятельности Богу, и она наполнится благодатью.

Есть два пути достижения йоги: путь усилия и путь благодати (маръяда-марга и пушти-марга). Морга — «путь». По пути «марьяда» идут души, которые ищут способ достижения просветления, а путем «пушти» следуют те, кто просто отдает себя Богу.

Разницу между марьяда-маргой и пушти-маргой иллюстрирует старая индийская история о маленькой обезьянке и котенке. Если детеныш обезьяны потеряется, он в поисках матери будет бегать вокруг, прыгать с ветки на ветку. Он очень старается ее найти. И когда он наконец находит мать, то хватается за нее и держится изо всех сил, и они вместе качаются на деревьях. Если же потеряется котенок, он сидит на месте. Он не бегает, стараясь найти мать. Котенок сидит и мяукает. Он будет звать, пока мать его не услышит. Мать подбегает к котенку, хватает его за загривок и уносит.

Обезьяныш действует в согласии с марьяда-маргой (путем усилий), а котенок верит матери, непрерывно поет ее имя, и это заставляет ее прийти. Поведение котенка символизирует пушти-маргу (путь благодати).

Состоящая из восьми ступеней система йоги Патанджа-ли является, в основном, марьяда-маргой (путем усилий), но последние две ее ступени — дхьяна (медитация) и самадхи (просветление) — с помощью усилий не достигаются. Они есть результат благодати. Однако подготовиться к получению такой благодати можно, только приложив огромные усилия.

Самадхи.Йога есть самадхи. Бог есть Единое. Йога есть Единое. И это все.

Шри К. Паттабхи Джойс