Дживамукти Йога: Треугольник воина. Тройная устремленность воина-йога: истина, любовь и красота.

 

Нади образуют сеть, которая связывает тонкое тело с физическим и с телом блаженства. Как вы помните из второй главы, существует пять оболочек души: физическая, витальная, эмоциональная, интеллектуальная, а также тело блаженства. Витальное, эмоциональное и интеллектуальное тела вместе образуют тонкое тело, а нади — его нервная система. Считается, что в тонком теле есть 72 000 каналов-нади. Для йога наиболее важны три основных нади, которые исходят из основания позвоночника:

Сушумна-нади идет от основания позвоночника прямо вверх, к макушке головы. По сушумне течет одухотворяющая энергия маха-прана, а ее символ — река Сарасвати.

Пингала-нади идет вправо по спирали вокруг сушумны и заканчивается в правой ноздре. Пингала ассоциируется с солнцем (ха), огнем, мужской энергией (ян), священной рекой Ямуной и рассудком.

Ида-иадп идет влево по спирали вокруг сушумна-нади и заканчивается в левой ноздре. Иду символизирует луна (тха), вода, женская энергия (инь), священная река Ганга и интуиция.

Когда прана свободно течет через нади, все три священных реки сливаются в аджня-макре, центре третьего глаза. Это и есть хатха-йога — союз солнца и луны.

 

Если из-за авидьи (неведения) нади засорены, то третий глаз закрыт. Напряженные мышцы — один из примеров того, как проявляется авидья. Например, растягивание правой стороны тела в триконасане («треугольнике») может помочь нам почувствовать, как прана безо всяких помех и ограничений течет от правой ноги к правой руке. Если мы осознаём этот тонкий поток праны, напряжение ослабевает и неведение начинает исчезать. Асаны помогают нам раскрыть нади, чтобы прана могла течь свободно.

Бахъя-абхъянтара-стамбха-вриттир деша-кала-санкхъябхих пари-дришто диргха сукшмах

(ЙС, 2.50)

Модификации пранаямы суть следующие: внешняя, внутренняя и

полная задержка дыхания. Они продолжительны или кратки и

видоизменяются согласно пространству, времени и числу.

Пранаяма — прекрасная настройка праны, повышающая частоту ее нибраций. Патанджали определяет пранаяму как регулирование вдоха, выдоха и остановки дыхания. Суть в том, чтобы заменить неосознанный способ дыхания осознанным.

Обычно прана циркулирует по телу в пяти направлениях, причем каждому из них свойственны различные функции. Эти пять ветров праны называют пятью видами вайю.

Прана-вайю занимает пространство от диафрагмы до основания горла. Она исходит из сердца и управляет дыханием, сердцебиением, кровообращением и речью.