Дживамукти Йога: Скрутка риши (мудреца). Святые и мудрые знают, что з нание о йоге рассеяно во асем сотворенном мире.

Нади-шодхана — хорошая подготовка к медитации. Она выполняется только в позе сидя и со всеми бандхами:

1. Сядьте в падмасану, сиддхасану или вирасану.

2. Закройте глаза. Смотрите пристально на аджня-чакру.

3. Левая рука на левом колене ладонью вверх или вниз; большой и указательный пальцы соединены в чин-мудре.

4. Выполните вишну-мудру, прижимая указательный и средний пальцы правой руки к правой ладони.

5. Выдохните через обе ноздри, затем выполните мула-банд-ху и сохраняйте ее в течение всего упражнения.

6. Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки и вдохните через левую ноздрю на 4 счета. Сделайте джаландхара-бандху, подняв грудь, чтобы в нее упирался подбородок.

7. Закройте обе ноздри и задержите дыхание на 16 счетов. Затем отпустите джаландхара-бандху.

8. Уберите большой палец и выдохните через правую ноздрю на 8 счетов. Выполните уддияна-бандху и джаландхара-бандху.

9. Закройте правую ноздрю; задержите дыхание на выдохе на 12 счетов. Затем отпустите уддияна- и джаландхара-бандхи.

10. Откройте правую ноздрю; вдохните на 4 счета. Выполните джаландхара-бандху.

11. Закройте правую ноздрю; задержите дыхание на вдохе на 16 счетов. Затем отпустите джаландхара-бандху.

12. Откройте левую ноздрю; выдохните на 8 счетов. Выполните уддияна-бандху и джаландхара-бандху.

13. Закройте левую ноздрю; задержите дыхание на выдохе на 12 счетов. Затем отпустите мула-бандху, уддияна-бандху и джаландхара-бандху (в указанном порядке). Вдохните и восстановите нормальное дыхание.

Это один круг нади-шодханы. Сделайте по крайней мере 2 круга, медленно и постепенно увеличивая время до 20 минут. Всегда начинайте и заканчивайте дыханием через левую ноздрю.

Изначальная энергия всемогуща и вездесуща. У всех видов энергии есть одна общая черта: они имеют характер вибрации.

— Шри Брахмананда Сарасвати. «Нада-иога»

Наши действия рождаются из бессознательных рефлексов и мыслей, которые в свою очередь зависят от наших эмоций. Если прана становится эмоцией, она может нести гнев или любовь. Она окрашивается действующими в нас Гунами (агентами иллюзии: саттвой, тамасом и раджасом). И когда чувства начинают влиять на мысли, прана полностью меняет свое изначальное состояние. Наши мысли и бессознательные рефлексы становятся действиями — со всеми вытекающими отсюда кармическими последствиями.

Дживамукти Йога: Стол сапожника. В присутствии йога сапожник скромно выполняет свою работу.

Однако с помощью регулярных занятий пранаямой мы учимся ощущать бескачественную форму праны, которая не подвержена влиянию трех гун. Если мы соприкасаемся с этой правой, то она возвращает нас к Сат-чшп-ананде — Метине (сат), Знанию (чит) и Счастью (ананда).

Такой переход от действия к чистой энергии, от бессознательного к сознательному, от низкого к высокому символизируется цветком лотоса, который вырастает из ила и тянется к Свету. Са-хасрара-чакру, расположенную на макушке головы, называют ты-сячелепестковым лотосом. И подобно лотосу, который открывается солнцу, она открывается Свету космического сознания.