Делаем или не делаем?

В моем сознании то и дело всплывает фраза из одной старой песни: «Делаем или не делаем?» ( Do we do or do we don ’ t ?) He знаю, почему эти слова засели у меня в голове, но они всплывают из подсознания всякий раз, когда я обдумываю парадокс пути без пути.

Какой смысл читать эту книгу, если я то и дело повторяю тебе, что пути к безмятежности не существует ? Неужели для этого нужно было написать целый том? Может быть, тебе следовало закончить чтение на первой главе, где я упомянул об этом впервые? Или достаточно было прочесть только последнюю главу и все встало бы на свои места? Это неизвестно, ибо мы наверняка знаем лишь одно: все, что ты сделал, правильно, ибо ты это сделал. Никогда не случалось так, чтобы сделанное тобой не было безупречно в данной ситуации — независимо от того, что думаешь об этом ты сам, твоя мать или твой начальник.

Следовательно, ты не можешь поступить неправильно. Хорошо и плохо — понятия относительные и произвольные; все зависит от толкования. Не существует безусловного зла, и, когда ты признаешь совершенство того, что есть, вопрос о том, хорошо ты поступаешь или плохо, вообще не стоит. Это еще одна степень твоей свободы. И не последняя.

Если ты не можешь поступить плохо, то не может и никто другой. И вместо того, чтобы натужно пытаться следовать наставлению «любить ближнего своего», при этом закипая злобой всякий раз, когда тебе приходится убирать во дворе после соседской собаки, — ты исполняешься любви, абсолютной и непринужденной. Проблемы возникают тогда, когда локализованное я принимает вещи на свой счет. Тогда твой сосед поступает плохо, и его собака… и вообще всякий, кто станет спорить с тобой, поступает плохо и заслуживает твоего гнева.

Если же ты сдаешься тому, что есть… тебе все равно приходится чистить газон, однако ты не принимаешь происшедшее на свой счет. Помни: нам не дано узнать, какая цепь событий преподнесла тебе этот маленький подарок. Но ты можешь знать, что за ним стоит разум и любовь всего мироздания. Этот дар — из твоих же рук, а также из рук твоего соседа, и из рук… вернее, ну, скажем, из лап его собаки.

Десять Заповедей предписывают: делай то, не делай этого. Твои родители, школьные учителя, приятели, родственники и сотрудники постоянно твердили: делай то, не делай этого. Даже Кинслоу наставлял тебя, что делать, а чего не делать, а теперь вообще советует не делать ни того, ни другого. Десять Заповедей и все остальные дают тебе относительные советы — дескать, следование им может вывести тебя за пределы мира относительности и привести к безмятежности.

Затем Кинслоу утверждает, что никакие техники не дадут тебе безмятежности. «Боже правый,у меня совсем голова кругом идет», — говоришь ты, бессильно падая на колени перед алтарем недоумения. Крепись, мой друг. Тебе вот-вот откроется последний фрагмент головоломки безмятежности.

Да, это верно, что не существует техник, которые позволяли бы обрести устойчивую безмятежность… в случае,если не считать техникой « не-делание ». Обычно мы определяем «технику» как способ что-то делать. Однако проблема поиска безмятежности состоит в том, что мы можем обрести ее лишь тогда, когда перестаем делать что бы то ни было для ее обретения. Мы не должны ни искать ее, ни желать ее, ни даже думать о ней. Единственная возможность обрести безмятежность состоит в том, чтобы осознать, что ты ничего не можешь сделать, чтобы найти ее. Нужно прекратить усилия и полностью принять свою жизнь как она есть — лишь тогда ты вдруг осознаешь присутствие безмятежности.

Именно в этом, дамы и господа, состоит техника обретения безмятежности. Это техника без техники, путь без пути — разрешение парадокса безмятежности.