Когда обретаешь Я-осознание

Когда ты полностью примешь тот факт, что не контролируешь свою жизнь, и комфортно расположишься в уютном кресле Истинного Я, твоя жизнь останется практически такой же, как сейчас, но в то же время глубочайшим образом изменится. Итак, ты обретешь Я-осознание (то есть осознание своего Я) — но что это означает в терминах повседневной жизни? Давай разберемся.

Как ты будешь себя вести, когда обретешь Л-осознание? Ответ: в соответствии со своими генетическими склонностями и воспитанием. Совершенно верно: в основном ты будешь вести себя так же, как и до пробуждения Я-осознания. Возможно, ты станешь немного мягче, добрее, человечнее. Однако не стоит возводить свое Истинное Я на пьедестал, отделяя его от всего остального мироздания. Именно элемент некой обычности — я бы даже сказал обыденности — заставляет Я засиять в полную силу.

Мне знакомы Я-осознающие ворчуны, курильщики,храпуны и толстяки. (Это все не в одном человеке сразу.) Они любят вкусную еду, секс, деньги, быструю езду и телевизор. Короче говоря, эти люди ничем не отличаются от всех остальных, помимо одной тонкой, но фундаментальной черты: они в полной мере принимают жизнь. Но человеку, объятому страданиями, трудно оценить эту черту по достоинству. Нам проще заметить что-то внешнее, что-то бросающееся в глаза — именно поэтому люди с таким почтением относятся к вкрадчивым и кротким святошам. Людям кажется, что такое поведение является продуктом Я-осознания. Однако это не так, — не так, как мы обычно думаем. Существует расхожее заблуждение, что просветленный говорит неспешно, ходит неторопливо, всегда улыбчив, не подвержен настроениям, безразличен к деньгам и невосприимчив к переменам погоды. Да, такие просветленные существуют, но я готов поспорить, что они были неторопливыми и улыбчивыми и до того, как всей душой приняли всё, что есть. Мы все знаем людей, которые от природы человеколюбивы и щедры — просто такие уж они есть, так проявляется их малое я. И, когда они обретают Я-осознание, все эти качества остаются при них — разве что чуть-чуть усиливаются.

Склонность ставить просветленных людей выше себя, приписывая им некоторые идеализированные черты характера, порой играет с нами злую шутку. Такое отношение заставляет опустить руки тех искателей, которые пытаются подражать этим уникальным душам, но не преуспевают. Между тем спокойные и кроткие Я-осознающие ничем не лучше своих деятельных и шустрых сотоварищей. Однако мы отворачиваемся от вторых и признаем лишь первых, делая из них некий плакатный образец просветленности. При этом представители обоих типов в равной мере способны стать Я-осознающими личностями, и их поведение при этом будет определяться генетической предрасположенностью и влиянием среды. Тем из нас, кто все еще вовлечен в отчаянную борьбу со своим характером, следует уяснить это и отбросить свои предрассудки в отношении просветления. Причем это нужно не просветленным, а самим же ищущим. Людей,уже достигших Я-осознания, не слишком волнуют предрассудки окружающих.

В своей книге «Приглашение к пробуждению» Я-осознающий Тони Парсонс предостерегает: «Нам следует отбросить все свои косные представления о просветлении, — например, веру в то, что оно наделяет человека безупречной праведностью и чистотой, а также дарует блаженство. Жизнь идет своим чередом. Порой я сержусь или нервничаю… Но когда это ущербное состояние прекращается, я быстро возвращаюсь к всеобъемлющему приятию, когда любое ощущение разделенности улетучивается».

Пробудившись для осознания своего Истинного Я, ты все равно ощущаешь гнев,тревогу и другие человеческие эмоции. Ведь ты остаешься человеком! На тебя распространяются все физические и психологические законы, управляющие людьми. Твое тело-ум продолжает чувствовать все, что ты чувствовал и прежде, — только теперь ты безусловно принимаешь эти чувства как нечто тебе неподконтрольное — естественное проявление того, что есть.

Когда обретешь Я-осознание, тебе может показаться забавным, что очень многие люди не замечают этого. Поскольку их взгляды сосредоточены на будущем или прошлом, им сложно разглядеть нынешнюю благодать, которую дарует им мироздание в твоем лице. В конце концов, задумайся о том, сколь многие люди не оценили значения человека по имени Иисус, когда Он жил среди них… Тогда как одни ищут спасителей, а другие стараются развенчать претендентов на эту роль, ты просто принимаешь и тех, и других, и третьих как естественные проявления того, что есть.

Это ставит перед нами любопытный вопрос. Можешь ли ты поступать плохо, когда осознаешь свое Истинное Я ? Ответ — «да» и «нет». С точки зрения непосвященных — ответ «да». Они везде видят хорошее или плохое. Так получается потому, что они делят весь мир — вещи, людей и события — на полезное и вредное. Но поскольку ты осознаешь свое Истинное Я, твой ответ «нет». Ты видишь только гармонию. При таком взгляде на вещи сможешь ли ты сделать что-то плохое? Вселенная просто не допустит этого.

А сможет ли кто-то навредить тебе, когда ты осознаешь свое Истинное Я7. И опять ответ — «да» и «нет». Очевидно, что тебе можно нанести физический ущерб и даже психологическую травму. Но вред при этом наносится твоему я. Даже обретя Я-осознание, ты все же сохраняешь тонкую скорлупу я. Это — то, что ты считал своей настоящей сущностью, когда жил во фрагментарном мире. Скорлупа я подобна пластмассовому колокольчику. Она вибрирует словами и делами человеческими. Однако ее перезвон слаб и беден. Он не пробуждает в тебе таких сильных страстей, как жажда мести, жадность или чувство вины. Отзвуки прошлого лишь на миг тревожат тишину твоего слияния с миром. И боль не может надолго проникнуть в глубины этой тишины.

Малому я может быть причинен вред, но это лишь на миг пробуждает тебя для осознания, что ты все еще функционируешь в теле-уме, которое подвержено действию всех законов — природных и человеческих. Ты испытываешь гнев, чувство вины, тревогу и всевозможные желания. Но они — лишь оттенки букета в вине. Они эфемерны. Они пробуждают тебя для переживания радости и глубины человеческого бытия.

В этом состоянии доминирует твое приятие всего, как оно есть. В любых как будто бы обидных словах или враждебных действиях ты видишь отражение совершенства. Нет нужды противостоять совершенству. Но если твое генетически уникальное и сформированное под влиянием среды тело все же предпринимает защитные действия — в этом тоже отражение совершенства. Когда ты принимаешь тот факт, что ничего не контролируешь в мире, тогда твои действия больше не принадлежат тебе — как не принадлежали никогда.

Мы здесь обсуждали, каково это — обладать Я-осозна- нием. Некоторые люди просто спонтанно и мгновенно обретают осознание своего Истинного Я — полное приятие того, что есть. Однако большинство Я-осознающих душ целенаправленно шли к этому состоянию в течение некоторого времени. Было бы несправедливо оставлять тебя с ощущением, что внутренний свет просто включается внутри нас одним щелчком. В большинстве случаев Я-осознание включается как бы при помощи реостата — постепенно разгораясь в течение некоторого промежутка мнимого времени. Не могу не подчеркнуть, что это — иллюзия, однако я считаю нужным описать эту иллюзию ради тех из нас, кто пока еще «ни рыба, ни мясо» — то есть пребывает в состоянии между полным невежеством и полным Я-осознанием.

Когда мы начинаем принимать наш мир, как он есть, происходят некоторые очень интересные вещи. Например, твоя жизнь становится более непринужденной и в то же время более сложной. Трудности обостряют твое осознание чистого бытия. Когда осознание чистого бытия обостряется, твоя внутренняя жизнь вступает в битву с внешней. Аллегорическое описание этой борьбы между я и Я дано в последней главе Бхагавадгиты (18:37). Именно об этом феномене говорит, наставляя Арджуну, Господь Кришна: «То, что вначале имеет вкус яда, но в конце оказывается нектаром, — это блаженство, рожденное умом, пребывающим в мире с самим собой».

Иисус тоже предупреждал об этом духовном препятствии: «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем» (Евангелие от Фомы 1). Это очень сильные слова, предупреждающие о потрясениях, связанных с обретением Я-осознания. А уж Христос наверное знал о разного рода потрясениях и испытаниях.

Давай внимательно рассмотрим, что предлагает нам Иисус. Итак, нам предлагается искать, пока мы не найдем. Тут все просто. «Найти» означает осознать то, что есть. Далее Иисус говорит, что, найдя, мы будем «потрясены». А вот на это «потрясение» нам нужно взглянуть несколько внимательнее.

Ты можешь сказать, что в твоей жизни было довольно потрясений и ты не намерен пополнять их список. «Знаешь, Фрэнк, — проворчишь ты, — когда я буду готов к новым потрясениям, то извещу тебя первым». К счастью, Христос говорит здесь не об обычных наших повседневных потрясениях. Наши бытовые проблемы суть результат автомыслия — мы видим части там, где правит Целое. Иисус же говорит о других потрясениях, которые приходят, лишь когда мы начинаем принимать то, что есть. И в чем же разница?

А разница в следующем. Потрясения, являющиеся результатом автомыслия, лишь влекут за собой новые потрясения. Внутримыслие успокаивает бурные воды потрясений — однако при этом само же раскачивает лодку. Те потрясения, о которых предупреждает Христос, — результат очищения. Если говорить об организме, то это можно сравнить с отказом от кофе или сигарет. В течение некоторого времени ты чувствуешь себя неважно — пока тело избавляется от токсинов и восстанавливает поврежденные органы и системы. Затем, когда токсины выйдут, ты станешь чувствовать себя даже более счастливым и здоровым, чем прежде.

А те проблемы, о которых говорит Иисус, являются следствием очищения более высокого порядка. Когда через приятие того, что есть, ты «находишь», ты перестаешь быть действующим лицом и становишься инструментом, посредством которого осуществляется действие. Эго исключается из уравнения.’С позиций чистого бытия твои действия не порождают новых потрясений. Когда ты совершаешь действие в состоянии автомыслия, оно всегда создает дисгармонию. Это чистая правда. В состоянии автомыслия даже действия, в которых мы склонны видеть лишь доброту и заботу, неизбежно ослабляют, вместо того чтобы нести силу. То же самое действие, выполненное в состоянии внутримыслия, всегда способствует гармонии.

Подчеркну, что внутримыслие, или Я-осознание, — это не процесс, а образ восприятия. Это сдвиг от неприятия до полного приятия жизни в том виде, в каком она являет себя.

По мере того как Я-осознание в тебе укореняется и ты все в большей мере принимаешь то, что есть, многое в твоей жизни начинает меняться. Вспомни, как ведут себя железные опилки, попадая в поле мощного магнита. Нечто подобное произойдет и в твоей жизни, пока будет крепнуть твоя безмятежность. Опилки,, составляющие твою жизнь, — люди, вещи и события — все они придут в движение, и поначалу вокруг тебя может воцариться хаос. Родные, друзья и сотрудники могут почувствовать, что твоя безмятежность подрывает их собственные усилия по взращиванию своих страданий. Как именно они отреагируют, зависит от обстоятельств момента, — но какая-то реакция последует. Другим просто покажется, что ты ведешь себя непривычно и странно. Возможно, они не найдут слов, чтобы объяснить, в чем дело, однако твоя метаморфоза будет внушать им беспокойство. Все они — железные опилки в твоем поле порядка.

Автор книги «Священные воды» Фрэнк Хьювет (также известный под именем «Кума») [21] писал: «Если ты хочешь, чтобы в твоем мире стало светлее, будь готов и к тому, что станет жарко». Альберт Эйнштейн, который тоже шел этой непростой дорогой, говорил: «Гиганты духа всегда встречают ожесточенное противодействие со стороны бездарей».