Избавиться от пристрастия к желанию

Итак, мы разобрались, как образы (поступающие от наших чувственных органов, или сформированные мыслями) порождают в памяти активность, которая, в свою очередь, порождает желание. Затем желание создает чувства и мысли, побуждающие нас к действию. Чувства, мысли и действия открывают ум для получения новых образов — и цикл начинается заново. Мысли и действия нацелены на то, чтобы утолить желание. Но этого не происходит.

Ум, практикующий автомыслие, — это мастерская эго. В таком уме образы, поступая в память, сразу попадают под влияние эго. Словно злой волшебник, эго образами в памяти мастерски создает иллюзию — новое желание. Эти желания (например, «Хочу больше денег» или «Хочу, чтобы меня любили») усиливают я и ослабляют Я. Каждое желание подтачивает нашу способность пребывать в гармонии с миром.

А сейчас отвлечемся на минутку, чтобы сформулировать различие между желанием и предпочтением. Предпочтение — это то, что ты предпочитаешь. Допустим, что из двух цветов — синего и зеленого — ты предпочитаешь синий. А желание — это эмоция, движимая эго. Это то, что кажется тебе необходимым, чтобы некая часть тебя стала более завершенной. Желания происходят из воспоминаний и несут с собой целый сонм вспомогательных мыслей и эмоций. Если ты когда-нибудь покупал ненужную или непомерно дорогую для тебя вещь, то хорошо знаешь разницу между предпочтением и желанием. Предпочтение чисто и просто. Желание запутанно и туманно. От предмета предпочтения легко отказаться. Желание подразумевает томление и сильную тягу.

Образы не обязательно порождаются чувственными ощущениями или являются результатом действия. Они могут быть сформированы самим желанием. Если желание не исполняется, оно создает образы, к реализации которых ты будешь стремиться в будущем. Если желание исполняется, оно создает новые образы, которые порождают более смелые и сильные желания. Независимо от того, можешь ли ты удовлетворить желание, автомыслие продолжает создавать новые желания.

Мы оказались в замкнутом круге, который нельзя разорвать, воздействуя на какую-то одну его часть. Попытки взять под контроль свои желания, или образы, или то, как на них реагирует память, — все это тщетно. Оставленный без наблюдения ум находится во власти эго. Эго больное, но не глупое. Эго заставляет тебя отождествиться со своим я и внушает, что у тебя есть совершенно отдельная и независимая от всего мира личность. Однако если ты ставишь знак равенства между собой и своим прошлым опытом, то ты и эго — одно. Я увидел врага, и он — это я. Это блестяще. И это безумно.

Нам нужно контролировать вовсе не желание. Желание — это всего лишь симптом автомыслия. Желание возникает тогда, когда мы не удовлетворены тем, что имеем. Ощущение беспокойства во всех его бесконечных проявлениях побуждает ум искать успокоения где-то. Твой ум может отправиться в прошлое — во времена, когда дела обстояли лучше. Он может вспомнить, сколь прекрасна была жизнь, когда ты впервые влюбился, или как много денег ты зарабатывал в такой-то компании до того, как тебя «сократили». Или же твой ум может устремить взгляд в будущее, когда ты надеешься найти более внимательную и преданную возлюбленную или лучше оплачиваемую работу.

Как там говорят? «Любовь за деньги не купишь». За деньги не купишь необусловленную любовь. Необусловленная любовь — это эйфо-чувство, неподвластное ни деньгам, ни другим средствам манипуляции. Однако обусловленные любовные взаимоотношения очень часто вращаются вокруг денег. Самая распространенная причина проблем в любовных взаимоотношениях — именно деньги. (Подробнее об этом в главе тринадцатой «Совершенные взаимоотношения».)

Почему нас одолевает чувство, будто в жизни чего-то не хватает. Что гонит наш ум в в будущее или заставляет его беспомощно соскальзывать в прошлое? В момент своего зарождения эго отделяется от своего истинного Я и сразу же утрачивает поддержку творческого сострадания со стороны этой всеобъемлющей целостности. Оно глубоко переживает свою утрату и пытается обрести завершенность при помощи накопления вещей — машин, домов, идей и людей. Эго набирает все больше и больше в надежде обрести Наибольшее — то, что оно утратило в самом начале, когда отделилось от Истинного Я.

Из расщепленного сердца эго прорастает желание. В поисках целостности эго напрягает ум и так, и этак. «Так» эго затрачивает энергию на то, чтобы собрать побольше вещей и усилить свою власть. А «этак» оно затрачивает огромное количество энергии на попытки защититься от иллюзорных монстров, которых оно же само и создало.

Эго нуждается в обретении завершенности. Но у него есть проблемы. Единственный путь к целостности для него лежит через самоуничтожение. Оно не хочет отказываться от своего трона власти, но в то же время ощущает позыв склониться перед Истинным Я. Не удивительно, что самое распространенное слово для описания нашего времени — «стресс». Сонмы индивидуальных эго толкают друг друга локтями, борясь за место на вершине кучи, состоящей из них же, — в результате образовалась такая давка, что мы оказались на грани спонтанного самовозгорания. Теперь ты видишь, в чем дилемма эго. Оно одержимо неутолимым желанием. Когда ты отождествляешь себя с эго, эта проблема становится и твоей.

Отождествляя себя с эго, мы испытываем смутную неудовлетворенность из-за отделенности от своего внутреннего источника. Это может проявляться как общее ощущение бес-

Если ты присутствуешь в Сейчас, тебе удается соскочить с крючка эго. В такие периоды спокойного внимания, когда ты «следишь за мышиной норкой», ты достигаешь цели, стоящей за всеми желаниями. Каждое желание порождено потребностью эго в завершенности. Во время наблюдения ты завершен. Мысли, и чувства, и действия — вторичны. Каждый твой жизненный выбор отражает предпочтение, а не желание. Поскольку ты осознаешь целое, у тебя нет желания обрести часть. Части находятся в твоем распоряжении и становятся источником творчества и радости. Нет нужды отчаянно стремиться к мимолетному счастью. Твои желания исполняются в тот самый миг, когда возникают.