Глава 8. КАК ПРЕВЗОЙТИ СЧАСТЬЕ

Когда есть наблюдение, а следовательно, нет движения мысли — просто наблюдение за всеми движениями страха, — страх полностью исчезает.

Дж. Кришнамурти

Эго и прекращение страха

Давай вернемся к океану тишины — Я Есть. Представь себе первые слабые движения — что-то вроде конвекционных потоков в разогревающейся воде. Я Есть обретает форму. Идет сотворение ума. Я осознает Себя как Движение ума — все прекрасно. Но если Я (вездесущее Истинное Я) забывает Себя и сохраняется только осознание ума, зарождается первичная проблема. Когда ум забывает свой источник, он считает себя совершенно одиноким. Вспыхивает первая искра страха. Эту искру страха мы называем эго. Именно отсюда нам следует начинать свое исследование того, как функционирует страдание.

Страх рождается при отделении от Истинного Я. Когда ум забывает Себя (свое Истинное Я), власть над ним переходит к эго. Ум проявляет такие характеристики, как мышление, чувства и очень абстрактное качество — ощущение защищенности. Эго думает, что оно жаждет власти «…над птицами небесными, и над зверями» [11]. Короче говоря, эго хочет быть Истинным Я. Оно тратит всю свою энергию и ресурсы на защиту и завоевания. Поскольку «всё» бесконечно и необъятно для эго, оно никак не может утолить свой голод, хотя и пожирает вещь за вещью. В этом — первичная ошибка эго и причина всех форм страдания. Увы, эго обречено на ужасные страдания даже тогда, когда считает себя преуспевающим.

Эго никогда не успокаивается. Ему незнакомо сколько- нибудь продолжительное чувство удовлетворенности. Оно никогда не чувствует себя целостным. Эго копит вещи, чтобы заполнить пустоту, порожденную отделением от Истинного Я. Поиски среди вещей тщетны. Ибо безмятежность не обрести через вещи.

Эго живет в страхе. Оно боится, что при слиянии с Я его собственное существование прекратится. Страх является одновременно его бедой и его топливом. Эго отделяет себя от своих врагов, чтобы можно было распознавать и побеждать их. Идея о принципиальной возможности господствовать порождает ложное ощущение контроля над ситуацией. Эго разделяет и властвует, а затем попадает в свою собственную ловушку. Чем больше завоеваний, тем больше разделения. С усилением чувства разделения возрастает и страх. Эго — это утопающий, который хватается за соломинку, но при этом убеждает своего потенциального спасителя, что у него все под контролем.

Это простое заблуждение — источник конфликтов во всем мире. Интеллект — часть ума, которая принимает решения. Под влиянием эго интеллект выбирает путь разделения. Объект стремлений эго — стать авторитетом для себя самого. Оно говорит: «Да будет воля моя». Когда Декарт говорил: «Я мыслю, следовательно, существую», — он тем самым усугублял этот раскол между умом и Творцом ума, и это очень серьезная ошибка. Ум под контролем эго не завершен. Он не видит картину в целом.

Даже когда эго счастливо, оно беспокоится

Целостность недоступна для эго. Осознание Истинного Я открывает нас для целостности — для восприятия картины, — а эго прекратило с Ним всякое общение. Эго начинает вести себя, как хулиган на школьном дворе: блефует и хвастается. Подобно всем хулиганам, эго исполнено страха. Оно одиноко.

Когда эго ощущает свою отделенность от Истинного Я, каждая мысль, чувство, слово и действие направлено на воссоединение с Ним. Но тут возникает дилемма. Эго не хочет отказываться от своего мнимого суверенитета. Поэтому оно тщится сложить головоломку-мозаику целостности, насильно соединяя фрагменты своей жизни. Оно имеет хорошую работу, создает семью, читает книги по духовному развитию, но так и не находит ту нить, на которую можно было бы все это нанизать. Даже тогда, когда эго счастливо, оно беспокоится о том, что это счастье не будет длиться долго. Погоня за счастьем и удовольствиями — слабая компенсация за радость и безмятежность, от которых оно отказалось, чтобы отделиться от Я. В отчаянных поисках завершенности эго превращается в хищника. Облаченное в тело из пульсирующих эмоций, оно набрасывается на мир, обнажая острые, как ножи, клыки логики и аналитического мышления. Но в мире Единства законы Дарвина не срабатывают. Истинная сила скрывается в способности сдаться миру, а эволюция означает возвращение к первобытной невинности.