Голографическая DVD -модель
DVD — это плоский диск. Он производит двухмерные образы. А что, если бы мы сумели сделать шарообразный DVD , производящий трехмерные изображения? Это были бы голограммы. Голограмма — это трехмерное изображение, создаваемое при помощи лазера. Три пространственных измерения (длина, ширина и высота) плюс время составляют то, что Эйнштейн называл пространством-временем. Пространство-время — это место, где мы живем. Место, где мы передвигаемся и манипулируем вещами. Наши умы думают и чувствуют в пространстве-времени. Наши мысли и чувства ярки и сильны, они свободно плавают в реке времени. Это и есть жизнь. А какой еще она могла бы быть? Я серьезно: какой еще она могла бы быть?
Вместо плоского диска с данными, или информацией, на поверхности мы могли бы иметь наполненную информацией сферу. И информация была бы голографической. Это означает, что каждый фрагмент информации был бы соединен со всеми остальными фрагментами. Вернее, каждый пакет содержал бы одну и ту же информацию, но в разных формах. А если быть совсем точным, то информация везде была бы совершенно идентичной до тех пор, пока на ней не сосредоточился лазерный луч нашего сознания. Только тогда информация проявлялась бы и интерпретировалась таким образом, чтобы оптимально соответствовать нашим потребностям.
Озадачен? Читай дальше. Когда понимаешь технологию изготовления голограмм, то понять такой голографический взгляд на вещи даже проще, чем наш общепринятый, линейный. В нашем привычном мире все пакеты информации предстают в виде отдельных форм — стул, шоколадное драже, лист фикуса. Они никак не связаны друг с другом, кроме как через твое взаимодействие с ними. Когда ты сидишь на своем любимом стуле под старым фикусом и ешь шоколадное драже, эти в общем-то совершенно не связанные друг с другом объекты образуют некое единство. Стоит тебе покинуть комнату, и общность между ними снова исчезает. Их взаимосвязь определялась тобой — твоими потребностями. С голограммой совсем другое дело.
Самое интересное в голограмме то, что каждый пакет информации содержит в себе все данные обо всех других ее информационных пакетах. Если ты разрежешь надвое фотографию своего несравненного шнауцера по имени Джинджер, то на каждой половинке снимка окажется по полшнауцера. Но если ты разделишь надвое голограмму с изображением Джинджера, то оба кусочка будут содержать в себе по изображению целого шнауцера — только меньшего размера. (Такой метод размножения домашних животных позволяет не только сэкономить на услугах чистопородного кобеля, но также исключает «отбраковку» в помете.) На двухмерном изображении информация локализована и подвержена разделению и фрагментации. Целостность голографического изображения нарушить невозможно, на сколько бы частей ты ни делил носитель.
То же самое можно сказать и о нашей жизни, как она отображена на носителе сознания. Скованное цепями пространства-времени двухмерное сознание подвержено разделению и фрагментации. Фактически, это вполне можно сказать о нашей жизни. Голографическое же сознание всегда остается целостным. Голографическое сознание — это именно то, что нам нужно. Возможно, ты задаешься вопросом, откуда у меня эти экстравагантные идеи? Что ж, давай разбираться.
Одна рыба, две рыбы, красная рыба, синяя рыба
В 1982 году физик Ален Аспект обнаружил, что субатомные частицы — например, электроны — взаимодействуют друг с другом на огромных расстояниях в миллионы световых лет. Но по-настоящему удивительно то, что взаимодействие осуществляется мгновенно, даже если частицы находятся на противоположных концах Вселенной. Между тем Эйнштейн в свое время продемонстрировал, что взаимодействие на сверхсветовых скоростях невозможно. Как же это получается? Дэвид Бом предположил, что эти взаимодействующие субатомные частицы на самом деле являются не отдельными объектами, но разными проявлениями более тонкой системы, состоящей из энергии-разума. А различными объектами они являются лишь в нашем восприятии.
В качестве иллюстрации он привел следующий образ. Представь себе, что в соседней комнате находится аквариум с одной рыбкой. Тебе не говорят, сколько рыбок в аквариуме, но кто-то установил две видеокамеры, чтобы ты мог видеть то, что происходит внутри него. Одна камера расположена напротив передней стенки аквариума, а вторая — напротив боковой. Глядя на свои мониторы, ты думаешь, что видишь двух рыб, а не одну. Тебе так кажется потому, что одну рыбку ты видишь спереди, а другую сбоку. Однако вскоре ты обнаруживаешь, что две рыбки движутся синхронно. Они одновременно опускаются на дно и взмывают к поверхности, а когда одна рыбка поворачивается к тебе передом, другая тут же поворачивается боком. И ты приходишь к выводу, что рыбы каким-то образом общаются (взаимодействуют) друг с другом. Бом предположил, что в случае мгновенного взаимодействия элементарных частиц мы наблюдаем одну и ту же частицу под разными углами. Если бы Вселенная была по своей природе линейной вселенной, то это было бы невозможно из-за ограничений, которыми скован единичный наблюдатель во времени-пространстве. Такого наблюдателя ограничивает узкое, как лазерный луч, сознание. Если же Вселенная подобна голограмме, тогда такого типа наблюдение возможно — как и многое, многое другое.
Рискуя заставить доктора Бома перевернуться в гробу, я позволю себе развить аналогию с аквариумом, чтобы рассмотреть еще один очень важный момент. Давай установим еще одну камеру — над аквариумом. Вернее, даже не камеру, а сонар. Ты видишь пляску звуковых волн на своем мониторе, но не знаешь, что они отображают эхо, отражающееся от рыбки. У тебя возникают предположения, что третья камера сломалась или ее работе мешают какие-то электростатические помехи… Вот такая ситуация: поставили камеру под другим углом, пустили звуковые волны, вместо видео, — и ты озадачен. На твой взгляд, изображение на третьем мониторе не имеет ничего общего с рыбой. Теперь добавим рентгеновскую и инфракрасную камеры под другими углами, и ты всплеснешь руками в полной растерянности. А развеселый ученый в застиранном лабораторном халате, попивающий кофе в уголке, утверждает, что у тебя есть только одна рыбка и все камеры дают тебе одну и ту же информацию, просто под разными углами и по-разному отфильтрованную.
— Ах вот как! — восклицаешь ты, после чего в комнату вбегает второй ученый и пытается оторвать твои пальцы от горла первого ученого.
Все полученные тобой данные были о рыбе. Информация приходила к тебе разными путями, но вся она касалась одной-единственной рыбы. Твое линейное сознание разделило данные на отдельные пакеты. Когда ученый объяснил, как на самом деле обстоит дело, разрозненные части головоломки встали на свои места. И в нашей повседневной жизни разные объекты, и люди, и идеи, и время, и пространство — все они кажутся нам отдельными друг от друга, как взаимодействующие на огромном расстоянии электроны или рыбки на мониторах. Но это не так. Твоя жизнь — голограмма. Внутри тебя содержатся все миры Вселенной. Позволь пояснить.
Вращаясь, DVD подставляет лазеру все новые пакеты информации для прочтения. Мы уже говорили, что лазер символизирует наше индивидуальное сознание. И еще мы отмечали, что нам кажется, будто это мы движемся через жизнь. Это ощущение движения через время возникает потому, что наше сознание подобно лазеру. Оно сосредоточено строго на том, что находится перед нами. Стремительное движение информации через наше сознание порождает иллюзию времени. Но на самом деле времени и пространства не существует.
Темная комната
Давай переместим тебя в другую комнату — на этот раз абсолютно темную. Но у тебя есть фонарик. Ты его включаешь и осматриваешь обстановку. Первое, что ты видишь, — это синяя китайская ваза. Потом луч выхватывает из темноты книгу, затем картину, подсохший бутерброд с ореховым маслом и повидлом, рядом дистанционный пульт от телевизора. Предположим, этот процесс занял минуту. И тут луч твоего фонарика нащупывает… меня! После того как ты переводишь дыхание, я спрашиваю, что ты только что делал и сколько времени у тебя ушло на это. Ты рассказываешь, что вначале увидел вазу, потом книгу, потом картинку и, наконец, бутерброд рядом с пультом. Твое сознание шарило по комнате, следуя за лучом, в течение одной минуты. Когда фонарик осветил бутерброд, ты не думал о книге. Стояла ли книга по-прежнему на полке? Откуда ты знаешь? С практической точки зрения, как только твое сознание отвлеклось от книги, она перестала существовать. (Бьюсь об заклад, ты никак не ожидал, что «вопрос о падающем дереве» снова поднимет свою уродливую голову на страницах этой книги, верно?) Твое линейное сознание отказывается от одного объекта ради другого. А голографическое сознание воспринимает сущность всего одновременно. Это и есть чистое осознание.
В нашей аналогии голографическое сознание можно уподобить свету лампы под потолком: стоит ее включить и она осветит всю комнату сразу. Чистое осознание и есть этот свет. Ваза, и книга, и картина и ОМП-бутерброд проявляются в одном месте (в комнате) одновременно. И не только эти предметы. Даже если ты сосредоточишься на каком-то одном объекте, твоему взгляду будут доступны и все остальные предметы. Тебе не нужно переводить луч своего сознания- фонарика от вещи к вещи. Ты фактически пользуешься сфокусированным сознанием в поле общего осознания. В результате ты пребываешь всюду одновременно. Включив свет, ты выключил время и пространство.