Высшие взаимоотношения

На первый взгляд кажется, что существует три основных типа взаимоотношений, в которых участвуют люди: взаимоотношения человека с человеком, взаимоотношения человека с природой и взаимоотношения человека с Богом. Во всех трех сохраняется один общий элемент: человек. И в каждом случае ключевым определяющим фактором является именно человек. Даже взаимоотношения между человеком и Богом определяются через ум человека. Но существуют взаимоотношения четвертого типа, и они выходят за пределы ума.

Этот четвертый тип — взаимоотношения Бога с Богом. Возможно, последние слова вызвали у тебя неожиданную реакцию. Возможно, это было ощущение изоляции, или обделенности, или легкого раздражении, или грусти — пусть очень слабое ощущение, но все же. Ведь из взаимоотношений

Бога с Богом человек исключен. А ты — человек. Поэтому ты не можешь участвовать во взаимоотношениях Бога с Богом…

Неверно. На самом деле ты как человек обладаешь врожденным правом жить взаимоотношениями Бога с Богом. Фактически, ты и живешь ими. Секрет в том, чтобы осознать это.

Возможно, ты думаешь, что у меня «не все дома». Спешу заверить, что я оказался в отличной компании. Ощущение, что человек тождествен Богу, возникает из века в век у пророков разных религиозных традиций.

Сам Христос сказал: «где Я, там и слуга Мой будет» (Иоанн 12:26). А Мейстер Экхарт растолковал эту фразу так: «Вот сколь полного единения с Богом достигает душа — не меньшего. И это так же верно, как то, что Бог является Богом».

В своей «А Song for Occupations » Уолт Уитмен писал:

Мы считаем, что библии и религии божественны, — я и не отрицаю,

Я лишь говорю, что все они проросли из тебя и могут прорасти новые,

И источник жизни — не они, источник жизни — ты,

Как листья растут на деревьях, а деревья растут из земли,

Так они растут из тебя.

Писатель и профессор восточной философии Джон М. Коллер очень убедительно показывает, почему человек не может существовать отдельно от Бога. Вот что он пишет: «Если все вещи и явления мира взаимозависимы, тогда любая «прямая» причинно-следственная связь исключается. Не существует никаких независимых сущностей, которые были бы ответственны за существование зависимых. Например, не имеет никакого смысла теистическое представление о том, что некая абсолютно независимая сущность — Бог — создала все, что есть в мире, и Вселенная всецело обязана своим существованием этому Богу… все, что она творит, было когда-то сотворено, и процесс творения не имеет ни начала, ни конца».

Взглянув на вопрос проницательным взглядом современной науки, Эрвин Шрёдингер пришел к выводу: «Субъект и объект суть одно. И нельзя сказать, что барьер между ними обрушился в результате последних достижений физической науки, ибо этого барьера просто не существует».

И наконец, вспомню сказанные сотни лет назад слова Шанкары, в которых отображены иллюзорные взаимоотношения между человеком и Богом, — слова, и ныне побуждающие нас ощутить беспредельность пространства и волнующее чувство непостоянства:

Хотя различий между нами нет, я — часть Твоя,

О            Господи, а не Ты — часть моя;

Как Волна — часть Океана,

Но океан — не часть волны.

Подобно тому как квантовая механика включает в себя ньютоновскую физику, так и взаимоотношения Бога с Богом включают в себя все остальные три формы взаимодействий, сориентированные на человека. Ты видишь, что возможны только одни взаимоотношения — Бога с Богом. Остальные три — лишь иллюзия, разделение, осуществленное для удобства. Взаимоотношения становятся человеческими, когда ими занимается человеческий ум. Они становятся Божественными, когда ум и весь остальной мир находятся под наблюдением. Кто осуществляет наблюдение? Истинное Я. Что такое Истинное Я ? Это ничем не ограниченная Энергия, Разум и Любовь. Истинное Я — это Бог. Наблюдение — это внутримыслие. Бог осознает Бога. Иными словами, Бог осознает, что нее вещи суть не что иное, как Его Истинное Я\

Когда ты смотришь на цветок, то относишься к нему либо как человек к природе, либо как Бог к Богу. Вся разница в том, бодрствуешь ли ты в этот момент. Если твой ум пребывает в состоянии автомыслия, имеют место взаимоотношения человека с природой. Однако если твое внимание сосредоточено на текущем моменте, тогда это Бог воспринимает Бога посредством Бога. Вот и все.

Помнишь опыт первый из первой главы, когда ты останавливал мышление? Вначале ты увидел паузу — промежуток между мыслями. Ум опустел, осталось только осознание. При повторении упражнения пауза стала больше, и ты осознал, что пространство между мыслями не мертво, но исполнено жизни. В тот момент перед тобой встал парадокс. Если ты не думаешь и ум твой опустел, тогда каким образом ты осознаешь отсутствие мыслей? Ты, Чистое Осознание, наблюдал себя же, Чистое Бытие. Истинное Я осознало Истинное Я. В этом едином невинном опыте Бог обнаружил Бога!

Когда мысли прекратились, ты осознал Истинное Я. Когда они начались снова, ты смог продолжать наблюдение. До появления мыслей Истинное Я наблюдало Истинное Я. После появления мыслей Истинное Я по-прежнему наблюдало Истинное Я, только теперь оно обрело форму мыслей. Мысли сформировались из Тишины — из безмолвного Истинного Я. Мысли — это вещи. Другие вещи — деревья, звезды, автомобили — тоже обретшее форму Истинное Я. Когда ты наблюдаешь любую форму с полной осознанностью, ты обнаруживаешь, что ее мерцающая сущность есть не что иное, как Ты — Истинное Я. Это взаимоотношения между Богом и Богом. Не имеет значения, что именно ты наблюдаешь — другого человека, природу или Бога, воплощенного в твоем же образе. Когда ты практикуешь внутримыслие, Бог осознает Бога.

Ангелы смотрят на людей и только качают головами: «Эти «низшие» существа с замутненными заблудшими умами и вульгарными телами, которые наполнены мокротами и газами, способны выйти за пределы даже наивысших небесных сфер и познать непознаваемое». В этом отношении человек уникален. Он способен в течение одной жизни опуститься н a самое дно ада и вознестись над раем. Этот дар крайностей открывает его сознание для наиболее полного опыта мироздания. В конце концов, что знают ангелы о страдании? Стоя ногами в грязи, а головой касаясь облаков, человек пробуждается для всей полноты мироздания.

Просветленная душа движется среди нас, облегчая наше бремя, но при этом не обременяется сама. Она словно легчайшая мысль, парящая над тяготами человеческого бытия. Да, просветленная душа свободна от страдания, но за расширение осознания приходится платить определенную ц ену. После того как страдание уходит, остается своего рода космическая грусть. Ее мир за пределами всех других миров, и все же он слегка окрашен нашим страданием. Все в ней совершенно, помимо того уголка сердца, где живет любовь к человечеству. Она строит взаимоотношения с целым, а не с частями. И она не может полностью освободиться, пока другие страдают. С ее точки зрения совершенные взаимоотношения не могут полностью расправить крылья и отправиться в полет до тех пор, пока бабочка не родится из каждого кокона.

Наша задача во взаимоотношениях состоит в том, чтобы взять на себя ответственность за собственное осознание. Вс e остальное утрясется само. Для большинства поверить в такое — огромный скачок… Между тем для многих это реальность. Нет нужды, чтобы наш партнер начал выдавливать п асту, начиная с нижней части тюбика. Это нам самим нужно научиться осознавать происходящее. Только и всего. Вот так все просто. Совершенные взаимоотношения начинаются с осознания своего Истинного Я и этим же осознанием заканчиваются. Как только пробуждается Я-осознание, путы нашего кокона ослабевают и падают, выпуская в мир полностью осознающую душу.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ТРИНАДЦАТОЙ ГЛАВЫ

Совершенные взаимоотношения

•     Нет двух людей с совершенно одинаковой точкой зрения.

•     Большое Я любит без всяких причин и условий, а малое я ищет причины для любви.

•     Любовь, созданная малым я, — это любовь обусловленная.

•     Твое Истинное Я не позволит обусловленной любви длиться долго.

•     Твои страдания не прекратятся оттого, что ты изменишь свое поведение. Однако поведение изменится благодаря тому, что ты покончишь со страданиями.

•     Взаимоотношения побуждают нас обнаруживать свое Истинное Я в других людях.

•     Когда мы общаемся с обыденным миром как с Богом, мы отказываемся от индивидуальной борьбы ради вселенской гармонии.

•     Если Бог постоянно пребывает во всем, тогда мы — тоже Бог.

•    Совершенные взаимоотношения начинаются с осознания своего Истинного Я и этим же осознанием заканчиваются.