Бог, вмороженный в форму
Все, кого я знаю, поддерживают взаимоотношения как минимум с одним человеком. (Если бы это было не гак, то я бы их не знал.) Межличностные взаимоотношения — основная тема нашей беседы в этой главе. Чтобы вырваться из сети сна, сотканной нашим умом, нам нужно выйти за пределы ума и войти в чистое Истинное Я. Подобным же образом, для того чтобы в полной мере понять взаимоотношения между людьми, нам нужно отвлечься от них и посмотреть на другие взаимоотношения — между человеком и Богом. Когда мы зрим Бога в явлениях повседневной жизни, наша индивидуальная борьба за вселенскую гармонию прекращается. Когда камешек на ладони отражает в себе гармонию сфер, страдание уходит за пределы твоего мира.
Многие из нас ожидают от Бога защиты и помощи. Если наше восприятие более традиционно (то есть опирается на устоявшиеся представления о причине и следствии), мы склонны считать, что Бог обладает тем или иным физическим обликом — как правило, человеческим. Очеловечивая Бога, мы получаем возможность общаться и взаимодействовать с Ним (с Ней) привычным для нас способом. Мы разговариваем с Богом приблизительно так, как разговаривали бы друг с другом. Когда дела идут не так, как хотелось бы, мы просим Нога вмешаться и все поправить. Из опыта нам известно, что некоторые люди защищают нас и помогают нам. Чаще всего это родители, супруги и немногие другие. Нам известно, что э го такое, когда тебя любят необусловленно. Мы также знакомы с любовью, ограниченной теми или иными условиями, и знаем, что даже любящие нас люди способны причинить боль.
Эти человеческие качества мы переносим и на Бога. Многие из нас считают, что наш Бог создал что-то вроде духовной полосы препятствий, где нам надлежит преодолевать боль, страдание и страх. Предполагается, что с их помощью мы должны научиться отличать добро от зла. Теоретически, если мы справляемся хорошо, то получаем награду. А неправильные действия должны принести нам еще больше боли. Однако наш мир изобилует примерами обратного. Разве мы не читали о людях (а возможно, даже знаем их лично), которые ничего хорошего никогда не делали, но все равно процветают? Кто-то скажет, что рано или поздно они все равно получают свое, — но и это не всегда так. В попытках как-то устранить эту несостыковку родилась концепция кармы — вера в то, что добрые действия порождают добро, а злые — зло. Идея кармы подкрепляется и учением Христа: «Что посеешь, то и пожнешь». Такие идеи могут породить в человеке отношение к миру как в басне о лисе и винограде или, наоборот, пробудить уверенность в собственном нравственном превосходстве — в зависимости от личности и от обстоятельств жизни. Кармическая концепция подразумевает, что действия и вещи независимы от Бога и от Истинного Я. Она гласит, что мы можем контролировать свою жизнь посредством собственных поступков. И благие деяния обеспечат нам вхождение на Небеса. Однако в таком подходе к спасению есть серьезный изъян.
Да, это верно, что Христос говорил: «Что посеешь, то и пожнешь». Он же говорил: «Одни только добрые дела не откроют тебе путь на Небеса». В какой-то момент мы совершили индуктивный логический скачок с пресловутой сковороды в духовный огонь. Идея духовного роста, по-видимому, согласуется с достижениями западной науки. Подобным же образом, квантовая теория не отрицает замечательные достижения Ньютона и других светил классической физики. Она включает в себя и развивает их наработки. Оба взгляда на мир дополняют друг друга. Но переключая восприятие с локализованного ньютоновского взгляда на нелокализованный, ничем не ограниченный взгляд квантовой механики, мы тем самым расширяем свое мировоззрение далеко за пределы действия простых причинно-следственных связей.
Чтобы оценить этот сдвиг восприятия с духовной точки зрения, нам необходимо отказаться от формы Бога. Или, точнее, расширить эту форму за пределы бесконечности — за пределы формы. Именно наши «представления» о Боге вморозили Его в эту форму. Конечно, Бог в этой форме присутствует — я не утверждаю, что Его там нет. Но Он есть нечто гораздо большее. Он есть Это. А Это включает Его. По определению, Бог есть везде и во все времена. Любая форма — даже форма Бога — имеет определенные границы. А если Бог пребывает везде и всегда, Он должен присутствовать не только в Своей форме, но и за ее пределами. Если же это не так, значит, Он ограничен, а следовательно, не является Богом.
В этом проблема. Когда мы ограничиваем Бога формой, нам не удается осознать свое высшее величие и значение. В результате мы в своем уме всегда остаемся отделены от Бога и от сотворенного Им мироздания. Но если Бог присутствует везде и всегда, значит, мы тоже — Бог. Как мы можем быть вне Бога? Когда мы отделяем себя от Бога, в глубине нашей души возникает ощущение изоляции и страха. Это ощущение изоляции порождает эго.
Чем сильнее наше ощущение изоляции, тем больше усилий мы вкладываем в поиски Бога. Чем больше усилий вкладывается в поиски Бога, тем сложнее нам Его найти. Гаридас Чаудхури, философ и проповедник мудрости Востока, говорит о тщетности поисков совершенства: «Чем больше мы делаем ударение на совершенстве, тем дальше оно от нас уходит». До тех пор пока мы лелеем идею, что Бог обладает формой, нам не обрести покоя, ибо Бог не имеет формы и в то же время Он есть все формы.
Мы держимся за представления о форме Бога потому, что боимся потерять то, что у нас есть. Уж лучше иметь Божественную формочку, чем вообще ничего. Но так ли это? Чтобы объять Бога во всей Его полноте, нам нужно уподобиться мартышке, перелетающей с ветки на ветку. Нам нужно отказаться от всего, что у нас есть, ради движения вперед. Сама мысль о том, чтобы разжать ладонь и полететь через пустоту, поначалу пугает. Но это лишь вопрос восприятия. Слоит прекратить цепляться за свои представления о форме Бога, и мы обретаем свободу, не вмещающуюся в слова и превосходящую любые ожидания. Мы ничего не теряем. Мы обретаем Вечность.