Починить испорченный ум

Если в моторе твоего автомобиля что-то ломается, ты заменяешь испорченную деталь на новую. Испорченная деталь символизирует нарушение порядка. А новая восстанавливает порядок в замкнутой системе, которую ты называешь мотором. Едва на место старой детали попадает новая, вся система становится более упорядоченной и твой мотор урчит, словно котенок. Когда ты пошел в местный магазин запчастей и вернулся оттуда с новой деталью, ты, фактически, вышел за пределы испорченной замкнутой системы, чтобы починить ее. Ты не мог наладить систему, просто изъяв поломанную деталь, а потом вставив ее же снова. Не было бы никакого толка и в том случае, если бы ты заменил ее другой поломанной. Мотор не заработал бы, да и соседи начали бы тебя сторониться. Так мотор не чинят. А если кто-то и чинит, то ты скажешь, что у него не все дома. И все же именно гак ты поступаешь со своим умом, когда «улаживаешь» какую-нибудь проблему.

Ладно, я понимаю, не существует магазинов, где продают запчасти для ума. Или все же что-то подобное есть? Можем ли мы отправиться за пределы ума и вернуться с какой-то заменой для эго? В некотором смысле — да.

Внутримыслие и есть выход за пределы ума, который при этом продолжает работать. Ты как бы включаешь барахлящий мотор, чтобы выяснить, в чем проблема. И на этом аналогия прекращает действовать. Мы можем выйти за пределы ума и пронаблюдать его работу. Однако нам негде брать новые запчасти. Ты ничего не можешь сделать, чтобы починить поломанный ум. На самом деле, поломанный ум чинится не-деланием. Простое наблюдение за поломанным умом его исправляет!

Вот в чем соль. Мы исправляем положение не при помощи действий. А вернее, благодаря наблюдению ты осознаешь, что все уже исправлено. Когда мы наблюдаем за дьявольскими проделками эго, мы тем самым обеспечиваем, чтобы все эти безобразия больше не сходили ему с рук. Эго действует тайно между теней твоего ума. Эго и само — тень. Наблюдение портит ему всю игру. Направляя внимание на действия эго, ты как будто постепенно включаешь лампочку при помощи реостата. Чем ярче загорается лампочка, тем меньше остается сумрачных мест, и наконец все оказывается залито ярким светом. Чинить больше нечего. Просто усиливай бодрствующее осознание, и ты поймешь, что на самом деле представляют собой все тени: отсутствие света.

Твой ум — это лампа. Электричество, создающее в лампе свет, — осознание. Ответы приходят не из ума. Они приходят из сферы осознания. Осознание — чистое проявление творчества и порядка. Если ты думаешь, что твои ответы приходят из ума, значит, эго выиграло у тебя еще одно очко. Ум превращает осознание в мысль, как лампочка превращает электричество в свет. Свет возникает из-за того, что электричество протекает в лампе. Мысли возникают из-за того, что осознание протекает в уме. Проблемы, стоящие перед человечеством, будут решены при помощи внутримыслия, которое представляет собой просто наблюдение чистого осознания, протекающего через ум.

Меню не тождественно блюду

Когда мы направляем автомыслие на камень, нам кажется, будто мы знаем, что это такое. Мы вешаем на него ярлык «камень» и помещаем его образ в особую папочку с подписью «камни». Снабдив предмет ярлыком, мы считаем, что отныне владеем им. У нас возникает ощущение власти над объектом. Это напоминает мне о представителях некоторых первобытных племен, которые считают, что фотограф отнимает у них душу и заключает ее в плен на фотоснимке. Чем старше мы становимся, тем больше разрастается наша коллекция вещей, снабженных ярлыками. Очень скоро ум начинает скакать по поверхности жизни, как плоский камешек по воде. Ум думает, что знает те вещи, на которых висят ярлыки, а потому не проявляет к ним никакого интереса. Он говорит: «Это я уже знаю. Нет смысла смотреть снова». Эту позицию отлично передает расхожая фраза: «Ну-у-у, э го мы уже проходили»… Верить в то, что мы завладели душой предмета, когда поместили в уме его фотографию, — проявление автомыслия.

Как только объект снабжен ярлыком и сохранен в памяти, он сразу же устаревает и обрастает ложными домыслами, состряпанными в той же памяти. Живя по ярлыкам,™ упускаешь праздник момента Сейчас.

Представь себе, что в ресторане тебе подают роскошное блюдо. Блюдо стоит прямо перед тобой, но ты поглощен тем, что сравниваешь его с меню. «Выглядит не так хорошо, как № 7, — заявляешь ты, — но, несомненно, намного лучше, чем № 14. А в следующий раз я попробую № 43. Просто слюнки текут, когда гляжу на этот номер». Тем временем тебе совсем расхотелось есть настоящую еду, которая стоит на столе. Блюдо остыло и утратило аромат. Холодная пища не сравнится с ментальными фантазиями из меню.

Когда мы практикуем внутримыслие, ярлыки остаются на месте, но они не влияют на то, что мы ощущаем в текущий момент. Иными словами, ярлыки из прошлого не уменьшают радость от наблюдения предмета, как он есть Сейчас.

Посмотри на ребенка, еще не приучившегося навешивать ярлыки. Его ум интересуется всем. Внутримыслие ставит память на паузу, чтобы можно было наблюдать свой ум и объект так, как будто ты видишь их впервые.

Почти к каждой мысли привязано то или иное чувство и наоборот. Отыскав эмоцию, связанную с мыслью, ты обнаружишь мотивы, стоящие за логическими построениями.

Я рассказываю тебе все это не для того, чтобы ты лучше контролировал свою жизнь, но для того, чтобы ты мог наблюдать гений своего Истинного Я, как он отражен в уме. Это воистину замечательный опыт.