Который час? — СЕЙЧАС!

И в чем же состоит это заблуждение? Всего лишь в том, что время существует. Мы думаем, будто наше прошлое и будущее действительно существуют. Как правило, люди очень сопротивляются мысли о том, что ни будущего, ни прошлого нет. Все дело в том, что мы никогда по-настоящему не задумывались об этом. Однако придется задуматься — если ты хочешь обрести устойчивую безмятежность.

Позволь задать тебе один вопрос. Переживал ли ты когда- либо опыт, который не протекал бы сейчас? У тебя могут быть воспоминания об опыте, но это только воспоминания — возникшая в настоящем мысль о прошлом. А событие может произойти только в настоящем. Прошлое прошло. Оно не существует. Будущего здесь нет. Оно никогда не наступает. И не может наступить — на то оно и будущее. Таким образом, если прошлого не существует и будущего не существует, тогда нам остается только… СЕЙЧАС. В действительности сейчас существует лишь в силу того, что мы распознаем будущее и прошлое. Когда прошлое и будущее меркнут перед умственным взором, остается сейчас. Сейчас может существовать лишь тогда, когда есть не-сейчас. Однако давай пристальнее рассмотрим феномен времени, как оно отражено в уме.

Ты скажешь: «Вне всяких сомнений, каждый опыт, какой у меня был в жизни, произошел до момента сейчас». Что ж, это верно, что у тебя есть воспоминания об опыте, и воспоминания говорят, что он состоялся в прошлом. Но воспоминание — это мысль. И ее ты думаешь сейчас. Возьми на прокат видеодиск, принеси его домой и поставь в свой проигрыватель. Где-то посреди фильма нажми кнопку «пауза» на дистанционном пульте. То, что ты видишь на экране, — один застывший кадр. Если бы у тебя был дистанционный пульт для ума и ты нажал бы на нем кнопку «пауза», то увидел бы отдельную мысль. Ту мысль, которая есть у тебя сейчас. Существует только сейчас. Никакого времени, помимо сейчас, никогда не было и не будет.

Все это немного сбивает с толку? Не возникает ли у тебя ощущение, что все, только что прочитанное, в общем-то верно, но ты не можешь до конца это осмыслить? Возможно, у тебя даже возникает почти неощутимое шевеление где-то глубоко внутри, как будто ты спал, а сейчас начинаешь пробуждаться? На то есть веская причина. Мы задали уму задачку, которую он не может решить. Скорее всего, это не первый случай, когда твоему уму не хватает мыслей. Эйфория от новой любви или великолепный закат — вневременные явления, запредельные для ума. А то, что за пределами ума, не может быть понято им. Он не может дотянуться туда отсюда. Чтобы решить такую задачку, нужно выйти за пределы ума. За пределы психологического времени.

К счастью, ты уже знаешь, как это делается. Помнишь, как ты спрашивал себя :«Откуда придет моя следующая мысль?» Помнишь тот зазор, который образуется, когда мысли останавливаются? Ты наблюдал отсутствие мышления. Иными словами, ты выходил за пределы ума.

Выходя за пределы ума, ты останавливаешь время. Так получается потому, что время создано умом. Остановив время, ты освобождаешься от иллюзии прошлого и будущего. Когда ты свободен от прошлого и будущего, ты прекращаешь страдания.

Что за великолепное открытие есть ты!

Давай модернизируем знаменитую Платонову метафору с пещерой [9] и заодно несколько разовьем свою собственную метафору с кинопроектором. Предположим, что ты родился и рос в кинозале. На экран постоянно, без перерыва проецируются фильмы. Если фильм добрый и веселый, ты счастлив. Если фильм грустный, ты плачешь. Весь твой мир вращается вокруг созерцания заснятых на пленку пейзажей, актеров и событий. Для тебя они не игра света и тени на экране, а несомненная реальность.

Предположим, что однажды ты нашел буквально у себя под рукой какой-то тумблер. Когда ты щелкаешь тумблером, фильм прекращается. Теперь перед тобой только пустой освещенный экран, и ты обнаруживаешь кое-что интересное. Ты осознаешь, что пустой экран был всегда. Если бы не он, ты вообще не мог бы видеть движущиеся картинки.

В тот период, когда «фильм выключен», ты купаешься в чистом белом свете, отраженном от экрана. Тебя не отвлекают сцены из фильма, и ты остро осознаешь собственное тело и действия. Пустой экран не отвлекает твое сознание от того, кто ты есть на самом деле. Что за дивное открытие — ты!

Тебе открылась тайна жизни. Ты — не фильм. Ты — нечто вне фильма. Ты реален. А фильм — иллюзия. Вы никогда не были чем-то единым. Затем ты снова щелкаешь тумблером, и фильм продолжается. Но теперь-то ты уже понимаешь, что не являешься частью фильма. Ты больше не веришь, будто участвуешь в нем. С пробуждением этого знания твои страхи и тревоги тают словно иллюзии — каковыми они и являются. Теперь кинофильм становится для тебя всего лишь развлечением. Ты от всей души наслаждаешься сюжетом, но при этом сохраняешь отстраненность. В конце концов, ведь ты в полной безопасности сидишь в своем кресле. С осознанием экрана приходит осознание Истинного Я.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ

Как работает время

Наше ощущение защищенности напрямую связано с тем, как мы воспринимаем время. А наше восприятие времени зависит от того, насколько мы осознаем свое Истинное Я.

Психологическое время субъективно и обусловленно. Психологическое время — причина всех человеческих проблем.

Психологическое время — это иллюзия движения.

Ум, твердо сосредоточенный на настоящем, пребывает в покое.

Лишь ты знаешь свое время. Никто другой не может разделить с тобой ощущение времени. Ник го другой не разделяет с тобой иллюзию, которую ты знаешь как свою жизнь.

Наше будущее и прошлое не существуют нигде и никогда, кроме как сейчас в уме.

Осознание Истинного Я разрушает иллюзию времени. Когда ты осознаешь свое Истинное Я и освобождаешься от времени, ты освобождаешься от страдания.