«Введение в Тантру»:
МОТИВАЦИЯ БОДХИЧИТТЫ ОТКРЫТОГО СЕРДЦА

Мы уже рассмотрели, как привычная привязанность к объектам чувственного восприятия не позволяет нам пережить счастье и ощущение удовлетворенности, к которым мы стремимся. Если мы искренне полны решимости достичь высшей степени человеческого удовольствия, то в таком случае нам следует предоставить своему уму необходимое для этого пространство через развитие подхода отречения. То есть для того, чтобы получить возможность опыта истинного удовольствия, мы должны отказаться от привычной погони за удовольствиями. Подобным образом, до тех пор пока мы одержимы заботой только о собственном счастье, нам никогда не удастся пережить высшего счастья полностью просветленного ума. Другими словами, если мы хотим достичь высочайшей из существующих целей, то нам следует культивировать в себе высочайшую из существующих мотиваций, обращающих нас на путь духовного развития.

В буддийской терминологии такой мотивацией является бодхичитта. Это импульс к достижению полного просветления (бодхи, или буддовости), чтобы принести максимальную пользу другим чувствующим существам.

Лишь через преданное служение на благо всех существ, иначе — через культивацию открытости сердца Бодхичитты — мы сможем пережить опыт высшего счастья.

Подход настойчивой бодхичитты — это мощная энергия, способная полностью трансформировать наш ум. Мы можем проследить истинность этого на собственном опыте; это не что-то, требующее слепой веры. После того как мы взрастим в своем сердце бодхичитту, все хорошее, что есть в жизни, начнет притягиваться к нам, как к магниту. Различные блага начнут сыпаться на нас, подобно дождю. В данный же момент, поскольку наше сердце полно самообожания, единственное, что нам пока удается, — это сплошные невзгоды. Но, взрастив в себе бодхичитту, мы привлечем к себе хороших друзей, хорошую пищу — все хорошее.

Как сказал Далай-лама, если хочешь быть эгоистом, будь по крайней мере мудрым эгоистом. Под этим странно звучащим советом он имел в виду то, что бодхичитта некоторым образом напоминает чрезмерно развитый эгоизм: посвящая свою любящую доброту другим, взамен получаешь столько счастья, сколько бы не смог приобрести никаким иным способом. Как правило, в нашей жизни не так уж много счастья, оно как бы ускользает от нас. Так что, если мы хотим быть счастливыми, единственное, что нам остается сделать, — это посвятить себя беззаветному служению на благо других.