«Введение в Тантру»:
ЖЕЛАНИЕ, РАЗОЧАРОВАНИЕ И САМО-КОНТРОЛЬ

Мы живем в мире желаний. С того момента, как мы утром открываем глаза, и до позднего вечера, когда мы засыпаем (и даже в сновидениях!), нами управляют желания. Каждое из наших чувств испытывает голод по определенного рода "пище". Наши глаза тоскуют по интересным формам и расцветкам; уши хотят слышать приятные звуки; нос жадно принюхивается к "вкусным" запахам и с негодованием отвергает те, которые для него оскорбительны; язык пребывает в поиске новых восхитительных ощущений, а способность осязать заставляет нас стремиться к разного рода контактам. Жажда сенсорной стимуляции настолько прочно укоренилась в нас, что, оказавшись изолированными на продолжительный промежуток времени от зрительных образов, звуков, запахов и т.д., мы невольно начинаем их себе воображать.

Наши желания не ограничиваются тем, что можно увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или пощупать. Наш ум так же жаден до идей, как язык до вкусовых ощущений. Такие абстрактные понятия, как знание, репутация, защищенность и удовлетворенность обладают для нас огромной притягательной силой, будто они — это конкретные вещи, которые можно повертеть в руках и внимательно осмотреть со всех сторон. В действительности, человеческое желание настолько вездесуще, что вряд ли хоть один из наших поступков бывает вызван чем-то иным. Не важно, каков круг наших интересов: будь то, бизнес, спорт или даже духовные искания, нами руководит все то же, принимающее различные формы желание, заставляя добиваться успеха. Желания — это неотъемлемая часть нашей жизни; если бы их не стало, то многие, наверное, сочли бы себя погребенными заживо.

За всеми нашими желаниями кроется стремление быть счастливым. И в этом отношении все люди абсолютно равны и одинаковы: нам всем хочется счастья — пусть мы его и по-разному понимаем, и никто из нас не хочет столкнуться со страданиями и разочарованиями даже в самой легкой их форме. Если мы внимательно изучим свои действия, то увидим, что любое из них вызвано либо желанием пережить приятные ощущения, либо стремлением избежать неприятных.

Однако, несмотря на все наши намерения не знать ничего, кроме счастья, жизнь полна обид и горьких разочарований. Все то, во что мы когда-то вложили столько усилий, однажды вдруг рушится, оказывается кем-то украденным либо попросту перестает доставлять нам удовольствие. Любящий муж или любящая жена в скором времени становится злейшими врагом или, умерев, оставляет без средств к существованию. Работа, о которой мы так мечтали, превращается в одночасье в непосильную ношу, поглощающую все наше время и силы. Наша репутация оказывается подмоченной, гладкая кожа покрывается морщинами, блестящий ум постепенно перестает справляться с поставленными перед ним задачами. Вот такими разными путями счастье ускользает из наших рук. Иногда возникает ощущение, что чем сильнее мы стремимся стать счастливыми, тем хуже для нас все оборачивается. Если посмотреть на жизнь под таким углом зрения, то она покажется бессмысленным бегом по кругу; в поисках счастья блуждая в трех соснах, мы, обессиленные и опустошенные, в итоге оказываемся ни с чем.

Многие философы и духовные учителя дали описание этого замкнутого круга и поделились с нами мыслями о том, как из него вырваться или как хотя бы как противостоять ему. К примеру, Будда Шакьямуни называл это состояние вечной, снова и снова возникающей неудовлетворенности — "сансара" (санскритский термин, означающий: "круг", "кружить"), предложив много различных методик освобождения от нее. В наиболее известном из его учений указывается, что источником всех наших проблем и разочарований является само желание, порожденное неведением. Освобождение, или нирвана, достигается путем полного искоренения сжигающего наше сердце желания.

Поскольку глаза, уши, нос и т.д. представляют собой лазейки для желаний, то тем, кто хочет разорвать цепи и полностью освободиться от колеса страданий, рекомендуется не особенно доверять своим пяти органам чувств. Считается, что они оказывают нездоровое воздействие на работу ума и требуют к себе крайне осторожного отношения. Таким образом, тот, кто идет по пути индивидуального освобождения, отличается исключительной способностью к самоконтролю. Такой человек ставит на подступах ко всем органам чувств по суровому стражу, и тот придирчиво досматривает все, что просится внутрь. Допустим, его глазам предстает волнующее зрелище — скажем, привлекательный мужчина или обольстительная женщина. В таком случае, ему настоятельно рекомендуется проявить бдительность и не попасть под опасные чары. Следуя этому, мы боремся с искушением бежать сломя голову за предметом своего вожделения, становясь таким образом потенциальной жертвой последующих ударов и разочарований. Мы учимся концентрировать свое внимание на тех сторонах объекта, которые приведут к ослаблению нашего желания заполучить его. К примеру, можно уменьшить силу притяжения красивого мужчины или красивой женщины, обратив свое внимание на их неухоженные части тела. Цель уроков такого типа заключается в том, чтобы обуздать желание и не позволить ему смутить наш ум. Планируемым результатом является достижение состояния полного спокойствия и невозмутимости, совершенно не зависящего от переменчивости фортуны.

По сравнению с такой системой, как тантра, которая использует энергию желаний, подобный подход к духовному росту считается менее действенным. Но это не означает, что он не обладает своими достоинствами. Напротив, очень важно знать, когда следует отвлечь внимание от вещей, смущающих наш ум. Однако если мы умеем только избегать того, что вызывает у нас желание, то наша духовная практика будет жестко ограничена, и мы не сможем идти вперед.

Подход тантры резко отличается от описанной выше практики. Вместо того чтобы рассматривать удовольствия и желания только как нечто, чего следует избегать любой ценой, тантра видит в них мощную энергию — незаменимый источник для духовной практики. Поскольку нашей целью является не что иное, как реализация огромного потенциала человеческих возможностей, тантра стремится к трансформации каждого переживаемого нами опыта, каким бы "нерелигиозным" он нам ни казался, — так, чтобы он позволил сделать еще один шаг на пути к достижению освобождения. Именно потому, что наш уровень существования неотделимо связан с желаниями, мы должны использовать колоссальную энергию этих желаний, чтобы трансформировать свою жизнь в нечто трансцендентное, выходящее за рамки привычного окружения.

Таким образом, логика тантры очень проста: наш опыт обычного удовольствия может быть использован как источник энергии, позволяющей нам постичь бесконечную радость абсолютного единства, иными словами "достичь просветления. Тот факт, что усердно развиваемые качества ума остаются прежними по своей сути, а не начинают ей противоречить, совершенно естественно. Это справедливо как для негативных, так и для позитивных сторон умственной деятельности. Так же, как недовольство никогда само по себе не перерастет в удовлетворенность, так и страданиям не суждено естественным образом развиться в ощущение счастья. Согласно тантре, мы не можем прийти к своей цели — безграничному и полному ощущению счастья, — систематически приучая себя все больше и больше страдать. Все обстоит совершенно иначе. Только взращивая в себе ощущение спокойствия и удовлетворенности, мы сможем достичь своей конечной цели, обретя мир и безмятежность в будущем. И аналогично с этим, только умело используя энергию желания и вырабатывая в себе привычку к тому, что можно назвать истинным удовольствием, мы можем надеяться достичь вечного блаженства и радости полного пробуждения.

<