«Введение в Тантру»:
ОТКРЫТИЕ СЕРДЦА,ЭГОИЗМ ИЛИ ПОСВЯЩЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ

До сих пор мы описывали духовный путь с точки зрения раскрытия собственного потенциала. Когда мы понимаем, что привычный способ отношения к объектам желаний не позволяет нам вырваться из круговорота постоянной неудовлетворенности, наше стремление привести в движение более глубокий уровень своего существа начинает возрастать. Наша цель — познать состояние покоя и счастья, которое было бы постоянно и надежно, не зависело бы от смены обстоятельств и не было бы подвластно течению времени. Но даже такое возвышенное стремление освободиться из приносящего нам разочарования цикла желаний и неудовлетворенности по-прежнему несет в себе черты незавершенности. Почему? Да потому, что оно главным образом связано с заботой только о собственном благополучии.

Возможно, что прежде наши желания ограничивались обладанием объектами чувственного восприятия, но теперь — по развитии некоторого духа отречения — они стали направлены на осуществление нашего глубинного потенциала. Однако акцент остается прежним: "Хочу это, не хочу то".

Ограниченная озабоченность своим собственным благополучием делает для нас невозможным осуществление огромного потенциала нашего человеческого ума и сердца. Эта эгоистичная озабоченность выражается в том, что мы дорожим благополучием всего лишь одного существа — себя самих, — ставя его превыше благополучия бесчисленных существ, делящих с нами проблемы жизни. Этот в крайней степени ограниченный взгляд неизбежно заставляет наше сердце закрыться. И после этого мы — пусть даже подсознательно — начинаем считать себя пупом земли. Проблемы других нас уже не заботят.

До тех пор пока мы будем концентрировать свое внимание исключительно на собственном счастье — будь оно временным или постоянным, — нам никогда не удастся пережить опыт неизмеримости истинно открытого сердца. Единственный путь к достижению полного просветления — это путь освобождения себя от ограничений такого узкого подхода, ограничений, связанных с самообожанием. В учениях всех достигших высокой степени духовного развития личностей — учителей прошлого — ясно говорится о том, что такая ограничивающая привычка к самообожанию приносит нам лишь духовное удушье. Если мы действительно стремимся к осуществлению своего высшего потенциала — или даже если мы просто хотим достичь некоторой степени удовлетворения своей повседневной жизнью, — то нам следует преодолеть это самообожание и как можно более полно посвятить себя служению на благо других. Это единственный путь к полному раскрытию сердца. Единственный путь к обретению опыта бесконечного счастья.

Бодхичитта — посвящение себя служению на благо других — означает, что, создав внутри себя определенную атмосферу позитивной энергии, мы становимся исполнены решимости разделить свое счастье с другими. Согласно буддийской психологии, мы никогда не достигнем состояния полного удовлетворения, не владея подходом настойчивой бодхичитты. Вместо этого, мы по-прежнему будем испытывать скуку и одиночество. Как пишет Панчен Лама в своем труде по тантризму, носящем название "Подношение духовному мастеру": "Самообожание является причиной всех несчастий и неудовлетворенности, в то время как отношение ко всем живым существам, по сути своей подобным вашей родной матери, как к чему-то более дорогому вашему сердцу, чем вы сами, — основой для всех осознании и знания. Поэтому, да удостоюсь я вдохновения сменить свое самообожание на заботу обо всех остальных". Это не какая-то сложная философская теория, а очень простое утверждение. Чтобы увидеть, является ли самообожание причиной нашей растерянности и разочарований, нам нужно просто взглянуть на свой жизненный опыт.

Продолжая мысль, Панчен Лама предлагает нам обратить пристальное внимание на то, как Будда Шакьямуни распорядился своей жизнью. Полностью отказавшись от привязанности к самому себе, он посвятил себя целиком служению другим. В результате этого он обрел непревзойденное блаженство полного просветления. А теперь посмотрим на самих себя. Мы одержимы собой, собой и только собой, и в результате мы приобрели непрекращающиеся страдания и разочарования. Это очень простое, прямолинейное сравнение, и нам не нужно полагаться на авторитет Панчена Ламы или кого-либо еще, чтобы усмотреть в нем истину. Все требующиеся нам доказательства присутствуют в нашей собственной жизни и жизни других людей. Тщательно проверьте, и станет ясно, что ограниченный эгоизм всегда ведет к разочарованиям, в то время как открытое сердце бодхичитты, посвящение себя другим приносит счастье и ощущение благополучия.