«Введение в Тантру»:
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ САМООБОЖАНИЯ

Не следует думать, что бодхичитта — это "религиозный" подход, нечто такое, что мы должны просто принять на веру. Это в высшей степени сострадательный образ мышления, являющийся результатом ясного понимания и Проникновения в составляющую нашу собственную суть реальность (а также реальность других). Когда мы заботимся только о себе, проблемы кажутся непреодолимыми. Когда мы поглощены мыслями о себе, наш ум полон беспокойства и тревоги. "Быть может, у меня подкачала внешность", "Быть может, я никому не нравлюсь", "Интересно, получится ли это у меня". И так далее. Все, имеющее отношение к собственному "я", становится проблемой и поводом для беспокойства, ставит под угрозу наше благополучие.

Единственный путь освободиться от невротической одержимости собой — это открыть свое сердце другим. Когда мы искренне озабочены благополучием кого-либо еще, нас во многом перестают волновать собственные проблемы, по крайней мере на какое-то время. И по мере того как жалость к себе сменяется состраданием к другим, мы открываем внутри себя тайную сокровищницу силы и мудрости. Можно сказать, что обладание такой сострадательной бодхичиттой уже само по себе является разновидностью опыта просветления. Когда мы создаем в своем сознании свободное пространство, мы, если можно так сказать, приобретаем намного более универсальный характер. То есть вместо того, чтобы быть погребенными в своей обычной суетной реальности, мы перемещаемся в более просторную сферу всеохватывающей заботы о других. Это автоматически избавляет нас от многих проблем.

Так, мы нередко поднимаем шум из-за незначительных событий в нашей жизни, превращая мелочи в серьезные проблемы. Но, когда мы взрастим в себе универсальный подход бодхичитты, эти маленькие заботы утратят свое значение и перестанут нас беспокоить. Когда тяжелая ноша заботы о себе самих наконец спадет с наших плеч, мы узнаем вкус свободы, сопутствующей полной духовной самореализации. Опыты, подобные этому, вдохновляют, убедительно демонстрируя практическую, повседневную ценность практики и трансформирования сознания.