«Введение в Тантру»:
ОБРАЗЫ ЦЕЛОСТНОСТИ

Тантра учит нас не только тому, как извлекать пользу из обычных приятных переживаний. Она также показывает нам, как развить в себе более глубокое, интенсивное и в конечном итоге приносящее большее удовлетворение ощущение блаженства, чем то, которое обычно доступно через физические органы чувств.

В настоящее время мы ищем удовольствия, как правило, не внутри себя; наше внимание направлено на внешние объекты наших желаний. Когда мы не можем найти или удержать эти желанные объекты, то испытываем жестокое разочарование, и чувствуем себя глубоко несчастными. К примеру, многие из нас заняты поиском мужчины или женщины своей мечты — кого-то, кто станет для нас источником безграничной радости и счастья. Однако, сколько бы новых друзей и подружек ни прибавлялось в нашей коллекции, эти мечты остаются всего лишь мечтами.

Мы не понимаем одного: внутри каждого из нас скрывается неиссякаемый источник как мужской, так и женской энергии. Многие наши проблемы возникают именно потому, что мы либо не знаем о своем внутреннем потенциале, либо стараемся его подавить. Мужчины пытаются скрыть свою женскую сущность, а женщины опасаются проявления мужской энергии. И в результате этого мы чувствуем себя отрезанными от нечто такого, в чем испытываем острую необходимость. Мы не чувствуем в себе целостности и поэтому с надеждой обращаемся к другим людям, пытаясь отыскать в них те качества, которых нам не хватает для ощущения внутренней полноты и завершенности. Это приводит к тому, что на нашем поведении в значительной мере сказываются неуверенность в собственных силах. В действительности, все мировые проблемы, начиная от состояния тревоги конкретной личности и кончая войнами между нациями, берут свое начало в этом ощущении отсутствия целостности.

В случае необходимости великие йоги и йогини могут провести годы в полном уединении, не испытывая при этом чувства одиночества. Мы же чувствуем себя страшно одинокими, когда расстаемся с другом или подругой всего лишь на один день! Почему же между нами и йогинами существует такая огромная разница? Это связано с нашей внутренней мужской и женской энергией. До тех пор, пока эти два вида энергии будут отчуждены друг от друга и несбалансированы, мы будем отчаянно нуждаться в обществе других людей и не сможем достичь чувства удовлетворенности. Однако если бы наши внутренние мандалы мужской и женской энергии были завершены, то тогда бы мы уже никогда не испытали боль одиночества.

Тантра предлагает человеку действенные методы, с помощью которых он может войти в контакт со своей изначальной целостностью. Тантрийское искусство изобилует мощными символами единства и завершенности, характеризующими наш полностью осуществленный потенциал. Изображение мужского и женского божеств, слившихся в любовном объятии (рассматриваемое некоторыми ранними толкователями тибетского буддизма как признак дегенерации) на самом деле на символическом уровне обозначает внутреннее единство присущей нам мужской и женской энергии. В более глубоком смысле это объятие символизирует цель высших тантрийских практик: зарождение и развитие состояния ума, для которого характерны утонченность восприятия и ощущение блаженства; при этом сама природа данного опыта обусловливает создание им условий для постижения природы абсолютной реальности и освобождения человека от всех заблуждений и страданий. На этом уровне мужская фигура символизирует переживание безграничного блаженства, в то время как женская — мудрость недвойственности. Таким образом их союз не имеет ни малейшего отношения к удовлетворению чувственных потребностей, а указывает на полностью интегрированное состояние благодатной мудрости, несоизмеримо превосходящее и выходящее за пределы обычных желаний чувственного характера.

Для тех, кто уже созрел для восприятия подобной информации, может оказаться достаточно одного лишь взгляда на такой образ, чтобы в них начался процесс воссоединения мужского и женского начал, присущих человеческой природе. Однако для того чтобы такая связь восстановилась, необходимо пресечь влияние чересчур ориентированное на интеллектуальное, понятийное освоение реальности ума. Именно такого рода стремление к концептуализации в значительной мере обусловливает наше чувство отчуждения от внутренней реальности. И это является одной из причин, почему символы и образы — такие, как те, что используются в тантрийском искусстве и визуализации, — при знакомстве с составляющей суть нашего человеческого существа природой могут оказаться намного более эффективными, чем слова.