«Введение в Тантру»:
ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО БОДХИЧИТТЫ

Впервые услышав о бодхичитте, некоторые путают ее с сентиментальным, глубоко эмоциональным состоянием ума: "О, как я хочу, чтобы люди были счастливы! Мне невыносима мысль о их страданиях!" Такие индивидуумы настолько переполнены мыслями о нуждах других, что их ум погружается в состояние депрессии. Но истинная бодхичитта совсем не такая; она не имеет никакого отношения к расстроенному и парализованному состоянию ума. Напротив, она чиста и непринужденна, ей присущи как спокойная мудрость, так и глубоко прочувствованное сострадание. Это путь полного раскрытия сердца — когда мы постоянно держим сердце предельно открытым.

Существует еще одно ошибочное представление о бодхичитте, возникающее у людей, впервые услышавших о ней. Поскольку для того, чтобы принести пользу чувствующим существам в полной мере и на наиболее глубоком уровне, мы должны полностью развить свой внутренний потенциал, некоторые считают, что они ничем и никому не могут помочь, пока сами не станут буддами. "Сначала мне нужно много лет учиться, — думают они, — и только затем я могу перейти к практике тренировки ума. Может быть, через много лет я разовью в себе дух отречения и бодхичитту. И тогда, в далеком будущем, когда я стану просветленным, я смогу начать приносить пользу другим существам".

Такой подход абсолютно неверен: мы лишь взваливаем на себя ношу ложных представлений о том, как должна развиваться наша духовная жизнь. Это всего лишь еще одно ограничение, еще одна фантазия. Если мы будем твердо верить в такую жесткую программу своей жизни, то не успеем оглянуться, как придет смерть, а мы еще даже не вступили на путь истинного духовного развития!

Дело в том, что взращивая в себе любовь, чувство сострадания, мудрость и все остальные качества, позволяющие нам постичь истинную природу реальности и ведущие нас к просветлению, мы можем непрестанно помогать другим. Живя простой жизнью и обладая сердцем, настойчиво преодолевающим ограниченное самообожание, мы уже тем самым автоматически приносим окружающим благо. Каждой стадии духовного развития (от первой до последней) присущи своя собственная сила и уровень способностей; характер помощи, оказываемой нами другим, зависит от того, на какой ступени мы сейчас находимся. Мы должны мыслить реалистично и помогать другим в соответствии со способностями, которыми наделены на данный момент. Мысль о том, что мы не можем ничего сделать, пока не достигнем просветления, эгоистична и говорит о нашем невежестве. Она отражает в корне ошибочное представление о задачах и целях духовной практики.

Это неправильное представление связано с подходом, которого мы придерживались на протяжении всей своей жизни. В школе, например, мы мыслили так: "Я должен учить эти скучные предметы, чтобы в будущем выдержать экзамены, получить ученую степень, найти хорошую работу, заработать много денег — и вот тогда-то наконец я почувствую себя счастливым". Акцент всегда делается на будущем: "Когда у меня будет хватать денег", "Когда у меня будет собственный дом", "Когда я удалюсь от дел". Этот акцент с легкостью переносится и в область духовной практики: "Когда я завершу практику", "Когда обрету .просветление". Но думать таким образом — заблуждение.

Несбыточные мечты о будущем делают наши нынешние поступки весьма далекими от реальности.

Очень важно понимать, что подлинная практика, это то, что мы делаем шаг за шагом, день изо дня. Мы делаем то, что в наших силах; пользуемся той мудростью, которой обладаем на данный момент, и действуем во благо других. Мы всего лишь живем своей жизнью, на пределе своих возможностей и способностей. Это уже само по себе будет приносить другим огромную пользу; нам не нужно ждать, пока мы станем буддами, чтобы начать действовать.