«Введение в Тантру»:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ВРАГА

До тех пор пока наше цепкое "эго" будет проецировать на все свое жесткое, ограниченное видение реальности, в нашем уме не будет хватать места для всеобъемлющего опыта неограниченного. видения тотальности, к которому мы все внутренне стремимся. Таким образом, для того чтобы сделать шаг за свои ложные представления и проекции, мы должны сначала избавиться от всех неправильных идей, существующих у нас о себе. Нам нужно получить как можно более четкое представление о том, как мы в настоящий момент осмысливаем себя; о том, как мы держимся за ложное ! восприятие своего "эго", пока мы со всей ясностью не осознаем, в чем заключается наше привычное неправильное видение. Другого пути выработки правильного видения нет.

Великие мастера медитации прошлого подчеркивали важность как можно более четкого выделения и опознания понятийной чепухи, захламляющей наш ум. Использование мощных техник | медитативного инсайта (проникновения) для преодоления расплывчатых или просто теоретических представлений о себе не приносит никакой пользы. Мы должны определить источник своих трудностей, заглянув в глубины собственного ума в поисках характерных для него ошибочных представлений. Только тогда мы получим возможность нанести удар по первопричине возникновения наших проблем. Иначе сложится ситуация, что, когда враг подкрадется к нам с востока, мы обратим свое оружие на запад.

Этому моменту следует уделить больше внимания: одна из главных причин того, что мы продолжаем переживать различные невзгоды циклического существования (снова и снова попадая из одной неблагоприятной, не приносящей удовлетворения ситуации в другую), заключается в неспособности увидеть, откуда проистекают все наши проблемы. Даже когда мы, преодолевая распространенное заблуждение, перестаем считать, что все трудности бывают вызваны внешними причинами, нам по-прежнему часто не удается правильно определить внутреннего врага. Мы можем, к примеру, прийти к ошибочному заключению, что источник нашей неудовлетворенности и разочарований кроется в каком-то определенном взгляде или мнении интеллектуального характера, которых мы придерживаемся. Мы можем решить: "Все, что мне нужно сделать для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, — это заменить прежние взгляды на более возвышенную, более достойную философскую точку зрения". Но такой поверхностный подход никогда не затронет корней наших трудностей.

Наша основная проблема — это не проблема интеллектуального подхода. Мы можем сначала согласиться с определенным способом анализировать то, кем и чем мы являемся, а позднее сменить свою точку зрения на диаметрально противоположную. В то время как такие перемены могут удовлетворить нас интеллектуально, они не решают изначальной, органической проблемы, связанной с нашим "эго". Более того, пусть мы и гордимся нашим новым уровнем интеллектуального развития, на самом деле единственное, что мы сделали, это подменили один набор предвзятых представлений другим. Вместо того чтобы ослабить цепкость своего "эго", мы просто подкидываем ему еще кое-что, за счет чего можно укрепиться.