«Введение в Тантру»:
ИСТОЧНИК НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

Так где же искать источник неудач? Кто или что несет ответственность за то, что нам так и не удается пережить состояние счастья и покоя, к которому мы так упорно стремимся? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте еще раз внимательно рассмотрим, что из себя представляет и как действует обычное человеческое желание. Ощущая какую-то внутреннюю незавершенность, незащищенность и неосуществленность, мы начинаем искать помощи не внутри, а вне себя, кого-то (или чего-то), кто помог бы нам обрести внутреннюю целостность. В нашем сознании или в подсознании постоянно присутствует мысль: "Если бы у меня было то-то и то-то, то я бы чувствовал себя счастливым!" Эта мысль служит импульсом, подталкивающим нас к попытке присвоения любого привлекательного объекта, который, как нам кажется, лучше всего утолит наше желание. В процессе преследования такого объекта, мы делаем из него идола, переоценивая его привлекательные качества и превращая его в своих мыслях в нечто, не имеющее никакого отношения к истинному положению вещей.

В своей попытке присвоить переоцененный нами предмет желаний, мы можем как преуспеть, так и потерпеть неудачу. Если нам не везет в наших усилиях — объект остается за пределами досягаемости, — то мы испытываем разочарование, чем сильнее мы хотим заполучить объект, тем больше отчаиваемся, когда наши попытки заканчиваются провалом.

Но что происходит, если мы преуспеваем и добиваемся того, чего хотим? То, с чем мы в итоге остаемся, и то, с чем надеялись остаться, оказывается на поверку двумя совершенно разными вещами. Причина заключается в следующем: то, чем мы владеем, на самом деле является не долгожданным решением наших проблем — неизменным, целостным и приносящим удовлетворение образом-мечтой, — а чем-то несовершенным, недоделанным и невечным, таким же, как и мы сами. Этот человек или вещь действительно могут доставить нам сиюминутное удовольствие, но они никогда не смогут оправдать возложенные на них надежды. Таким образом, раньше или позже мы почувствуем себя обманутыми и испытаем горькое разочарование.

А теперь давайте вернемся к нашему первоначальному вопросу: кого или что мы виним в своих несчастьях? Чаще всего мы безо всяких на то оснований возлагаем вину на объект своих желаний. "Если бы она только была посимпатичнее…", "Если бы только машина была поновее или ездила побыстрее…" Если бы это, если бы то. Вот такие двойственные суждения возникают у нас в голове, когда мы, разочарованные тем, что есть, раздумываем, чем бы это можно было заменить, да так, чтобы счастье, которого мы жаждем, на этот раз уж было бы гарантировано нам наверняка. А в следующий момент мы уже ловим себя на том, что приступили к поиску новой жены, нового мужа или новой машины. Причем надежды, возлагаемые нами на новый объект желания, настолько же нереалистичны и беспочвенны, как и те, что им предшествовали. Таким образом, мы продолжаем кружить на месте и, меняя в своей жизни то одно, то другое, на самом деле так и не приближаемся ни на шаг к желанному счастью и душевному спокойствию.