«Введение в Тантру»:
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Авалокитешвара (таб. — Ченрези) — мужское медитативное божество, олицетворяющее сострадание полного просветления.

Бардо (тиб.) — промежуточное состояние между смертью и повторным рождением.

Бесповоротный выход (тиб’. — нге-джунг) — подход, связанный со стремлением оставить позади страдания сансары, а также их причины и вместо этого обрести покой нирваны, или полного просветления состояния Будды; в этой связи обычно употребляется термин "отречение".

Бинду (санскр.) — см. "капли".

Блаженство — крайне приятное ощущение; в высшей йога-тантре тончайшее сознание ясного света испытывает великое блаженство, сосредоточившись на пустоте.

Бодхичитта (санскр.) — альтруистическое побуждение бодхисаттвы; желание достичь просветления, для того чтобы приносить благо другим; полностью открытое и посвятившее себя другим существам сердце.

Бодхисаттва (санскр.) — тот, чья духовная практика направлена на достижение просветления; тот, кто обладает сострадательным побуждением бодхичитты.

Божественная гордость — сильная убежденность в достижении состояния определенного медитативного божества; ср. стадия зарождения.

Будда 1) (санскр.) — полностью просветленное существо; тот, кто устранил все омрачающие ум факторы и развил в совершенстве все добродетельные качества; первая из трех драгоценностей прибежища.

Будда — 2) см. "Будда Шакьямуни"

Будда Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.) — четвертый из тысячи основных будц современной эпохи; по происхождению — принц из североиндийского клана Шакья, обучал пути сутры и тантры, ведущему к освобождению и полному просветлению; основатель той философской системы, которая сейчас известна как буддизм.

Буддовость, или состояние будды, — см. "просветление".

Ваджрное тело — система каналов, энергетических ветров (тиб. терминология, используемая для описания движения энергетических потоков) и капель, существующая внутри обычного физического тела человека и активизируемая через практику высшей йогв-тантры, в результате чего возникает крайне утонченное состояния ума, позволяющего пережить блаженство (ср. "ясный свет"), что в свою очередь ведет к зарождению всепроникающей мудрости, способной искоренить омраченность ума.

Ваджрадхара (тиб. — Дордже-чанг) — мужское медитативное божество; обличье, через которое Будца Шакьямуни раскрывает ученикам учение тайной мантры.

Ваджрасаттва (тиб. — Дордже-семпа) — мужское медитативное божество; основная очистительная тантрииская практика, направленная на устранение препятствий, порожденных негативной кармой и нарушением данных обетов; ср. "предварительные практики".

Ваджрайогиш (тиб. — Дордже-налджорма) — женское медитативное божество; традиционно связываемое с Херука Чакрасамвара.

Ветер энергии — (санскр. — прана) — составляющая ваджрного тела; энергия, служащая в качестве основы для различных "грубых" и тонких состояний сознания.

Визуализация — использование творческого воображения в медитации, например при воссоздании и проявлении себя в обличье определенного медитативного божества; несмотря на этимологию этого термина, визуализация не всегда ограничивается зрительным рядом, но включает в себя весь спектр изобразительных средств (слух, осязание и т.д.).

Внутренний огонь (тиб. — тум-мо) — энергия, располагающаяся в чакре манипуре (в районе пупка), активизируемая на стадии завершения высшей йоги-тантры и используемая для направления энергетических ветров в центральный канал; называемая также "внутренним жаром", "физическим жаром".

Высшая йога-тантра (санскр. — ануттара-йога тантра)

— четвертая и главная часть тантрийской практики, состоящая из стадий зарождения и завершения; через практику этого класса

• тантр тантрик может достичь полного просветления в течение одной жизни.

Гуру (санскр.; тиб. — лама) — духовный руководитель или наставник; тот, кто указывает последователю путь к осовобождению и просветлению; в тантре учитель рассматривается как единое целое с медитативным божеством и тремя драгоценностями прибежища.

Гуру-йога (санскр.) — основная тантрийская практика, в которой гуру рассматривается как существо, тождественное буддам; медитативному божеству (чью практику выполняет ученик), а также сущностей природе ума ученика.

Дока (санскр.) — буквально "небоходец" (тиб. ка-дро); мужское божество, помогающее (опытному) тантрийскому практику активизировать энергию блаженства.

Докипи (санскр.) — буквально "женщина-небоходец" (тиб. . кадро-ма); существо женского рода, помогающее опытному тантрийскому практику активизировать энергию блаженства.

Далай-лама — мирской и духовный лидер Тибета; признан как воплощенный в человеческом облике Авалокитешвара, будда сострадания; современный Далай-лама Тэнзин Гьяцо родился в 1935 году и является четырнадцатым по счету в своей линии.

Двойственное видение — характерное для непробужденного сознания невежественное видение, при котором все вещи воспринимаются в ложном свете как обладающие самостной природой; при таком видении, внешний облик объекта смешивается с ложным образом его независимости или самости, таким образом приводя к развитию последующих двойственных взглядов относительно субъекта и объекта, себя и остальных и так далее.

Дхарма (санскр.) — духовные учения; буквально: "то, что удерживает от страданий"; вторая из трех драгоценностей прибежища.

Дхармакайя (санскр.) — см. "тело истины".

Заблуждение (санскр. — клеша; тиб. — ньен-монг) — фактор, омрачающий в своей основе чистую природу ума и таким образом приводящий к страданиям и состоянию неудовлетворенности; главное из заблуждений — невежество, поскольку оно

порождает такие заблуждения, как пристрастная привязанность, ненависть, зависть и проч.

Иллюзорное тело (санскр. — майякаия; таб. — гйю-лу) — тонкая телесная форма, зарождаемая через практику стадии завершения высшей йоги-тантры.

Инициация — посвящение, см. "передача силы". Йидам (тиб.) -‘- см. "медитативное божество".

Йога (санскр.) — духовная дисциплина, к которой человек "прикрепляет" себя с целью достижения полной интеграции тела и ума.

Йоги божеств — тантрийская практика "зарождения" себя в облике одного из медитативных божеств среди пречистого окружения.

Йога пустоты — в буддийской тантре практика растворения, рассеивания всех внешних проявлений в пустоте, используемая как предпосылка к самовоссозданию в пречистом облике медитативного божества.

Йогин — мужчина, практикующий йогу; тантрийский адепт.

Йогиня — женщина, практикующая йогу; тантрийский адепт.

Сострадание — (санскр. — каруна) — желание, чтобы все существа освободились от умственных и физических страданий; предпосылка для развития бодхичитты; символизируется Авалокитешварой.

Кайя (санскр.) — см. "три тела Будды".

Калачакра (тиб. — Ду-кор) — буквально: колесо времени;

мужское медитативное божество высшей йоги-тантры, в практике которого содержатся наставления по медицине, астрологии и т.д., так же как и путь к просветлению.

Каналы (саскр. — нади) — составляющая ваджрного тела, по которой происходит движение энергетических ветров и капель.

Капли (санскр. — бинду) — составляющая ваджрного тела, используемая при зарождении великого блажества; бывают двух видов — красные капли, получаемые при зачатии от матери, и белые — получаемые от отца.

Карма (санскр.) — действие; закон причины и следствия, в котором благие поступки приносят счастье, в то время как отрицательные — страдание.

Колесо энергии — см. "чакра".

Колесница (санскр. — яна) — средства, указывающие практикующему путь и ведущие его к достижению желанной духовной цели; ср. "сугрвяна" и "тантраяна".

Концентрация — умение сосредоточить свой ум на любом выбранном объекте медитации, мысленно удерживая этот объект.

Коренной слог — в тантрийских визуализациях это возникающий из пустоты слог на санскрите, из которого в свою очеред1 возникает медитативное божество.

Кундалини (санскр.) — энергия блаженства, спящая в физическом теле, активизируемая через тантрийскую практику и используемая для зарождения проницательного проникновения (инсайта) в истинную природу реальности.

Лама (тиб.; саискр. — гуру) — духовный руководитель или наставник в буддийской традиции .Тибета; ср. "гуру".

Мадхьямика (санскр.) — Срединный Путь; система анализа, основателем которой является Нагарджуна, основанная на Сутрах Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни; считается превосходящим остальные изложением мудрости пустоты; ср. "Срединный Путь".

Мандола (санскр.) — круговая диаграмма, символизирующая всю Вселенную; место обитания медитативного божества, осознаваемое как эманация мудрости этого божества; в переносном смысле — окружение какой-либо личности, рассматриваемое как отражение состояния ее ума.

Манджушри (тиб. — Джам-пел-йанг) — мужское медитативное божество, воплощение мудрости полного просветления.

Мантра (санскр.) — буквально: защита ума; слоги на санскрите, читаемые в связи с практикой определенного медитативного божества и воплощающие качества этого божества.

Март, или Марба (1012-1096) — основатель традиции Кагью в тибетском буддизме; прославленный тантрийский мастер и переводчик; последователь Наропы и гуру Миларепы.

Махамудра (санскр.) — великий символ; глубочайшая система медитативного созерцания природы ума и изначальной природы реальности.

Махасиодха (санскр.) — достигший высочайших степеней развития тантрийский практик.

Медитация — процесс тщательного освоения благоприятных состояний ума, как через аналитическое исследование, так и через концентрацию на определенном предмете.

Медитация умственного проникновения, или медитативный инсайт (санскр. — випасхьяна) — исследование и ознакомление с истинным положением, образом существования вещей;

используется для развития мудрости пустоты.

Медитативное божество (тиб. — йи-дам) — существо мужского или женского рода, воплощающее определенный аспект опыта полного просветления и используемое в тантре для концентрации и самоотождествления.

Миларепа (1040-1123) — выдающийся последователь Марпы, получил признание благодаря своей напряженной практике, преданности гуру, достижению просветления и многочисленным песням духовной реализации.

Мудрость (санскр. — праджня; тиб. — ше-раб) — безошибочное понимание природы вещей; в частности, мысленное проникновение (инсайт) в природу пустоты, то есть истинный образ существования всех вещей; противоядие от невежества; симво[ лизируется Манджушри.

Нагарджуна — индийский махасиддха, давший толкование Сутрам Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни; основатель философской школы мадхъямиков.

Нади (санскр.) — см. "каналы". Наланда-университет монастырского типа на севере Ин дии; один из основных источников распространения тантрийских учений на территорию Тибета.

Наропа — индийский махасиддха, живший в XI в. и передавший множество глубоких тантрийских учений, в том числе учение Херука Чакрасамвара и Ваджрайогини; последователь Тилопы и гуру Марпы.

Невежество или неведение (санскр. — авидья; тиб. — ма, риг-па) — ошибочная уверенность в независимой, самостной природе всех вещей; заблуждение, являющееся корнем сансары и источником всех страданий, уничтожаемых мудростью пустоты.

Недвойственная мудрость — понимание истинного образа существования всех вещей, свобода от двойственных воззрений;

часто употребляется как синоним "мудрости пустоты".

Нирвана (санскр.) — состояние всецелого освобождения от сансары; цель практика, стремящегося к собственному избавлению от страданий; обычно говорят о двух уровнях достижения состояния нирваны: нирвану "низшего" уровня связывают с упомянутым выше этапом личного освобождения из пут сансары, в то время как нирвана "высшего" уровня означает несравненное достижение всецело просветленного состояния будды.

Нирманакайя (санскр.) — см. "тело эманации". Освобождение — см. "нирвана". Отречение — см. "бесповоротный выход".

Помнен Лама (1570-1662) — Панчен Лама Первый (гуру Пятого Далай-ламы), автор многочисленных учений по сутре и тантре, в том числе таких трудов, как "Подношение духовному мастеру" и текст махамудры "Основной путь покорителей".

Передача силы, разрешение на практику (тиб. — вант) — передача, получаемая от тантрийского мастера, позволяющая последователю заниматься практикой определенного медитативного божества; также в этом смысле употребляется термин "инициация".

Перерождение- вхождение сознания в состояние нового существования после смерти, а иногда — в промежуточное состояние; целью тантрийской практики является освобождение этого процесса из-под контроля заблуждений.

Прана (санскр.) — см. "ветры энергии".

Предварительные практики (тиб. — нендро) — медитации, предназначенные для преодоления препятствий и накопления энергии заслуг, что необходимо для успешной практики тантры.

Принять прибежище — обратить ум к подлинному источнику зашиты от страданий сансары; в буддизме это означает вверить себя трем драгоценностям — будде, дхарме и сангхе.

Промежуточное состояние — см. "бардо".

Просветление (санскр. — бодхи) — полное пробуждение;

состояние будды; конечная цель буддийской практики, достигается, когда устранены все ограничения ума и осуществлен положительный потенциал; состояние, характеризуемое безграничным состраданием, высокой степенью мастерства и мудростью.

Пустота (санскр. — шуньята) — отсутствие ложных представлений о существовании вещей; в частности, отсутствие не’ зависимой, самостной природы явлений.

Путь ступеней (тиб. лам-рим) — представление учений Будды Шакьямуни в форме, удобной для постепенного (шаг за шагом) обучения ученика.

Равностность — одинаковое отношение ко всем, культивируемое за счет преодоления привычки разделять окружающих на друзей, врагов и посторонних; необходимая основа для развития мотивации сострадательной бодхичитты.

Резидентный ум, или ум сознания — очень тонкий уровень ума, находящийся в сердечной чакре и поддерживающий непрерывное существование от жизни к жизни (вместе с питающим ;

его неуничтожимым энергетическим ветром). ‘

Садхана (санскр.) — метод выполнения; подробные инструкции, которые шаг за шагом описывают практику медитации, посвященную конкретному медитативному божеству.

Самадхи (санскр.) -состояние углубленного медитативного созерцания; концентрация на истинной природе вещей, свободная от блуждания мыслей и двойственных концепций.

Самообожание — эгоцентрический подход, при котором ктолибо ставит свое собственное благополучие выше счастья всех остальных; основное препятствие, преодолеваемое при развитии бодхичитты.

Самостоятельное существование, самобытие, самость вещей — ошибочное представление о том, что вещи существуют сами по себе, независимо от причин, условий, явлений и процесса концептуальной обусловленности; мудрость пустоты заключается в понимании того, что ни одна из вещей не обладает ни единым , атомом самости, другими словами, она "пустотна".

Самбхокакайя (санскр.) — см. "тело наслаждения".

Сангха (санскр.) — духовная община; третья из драгоценностей прибежища.

Сансара (санскр.) — циклическое существование; постоянно повторяющийся цикл смерти и перерождения, обусловленный невежеством и несущий в себе страдания.

Смерть — отделение ума от тела, конец жизни.

Состояние пробуждения — состояние просветленного существа, пробудившегося от сна невежества.

Срединный Путь — подход, представленный в Сутрах Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни и истолкованный Нагарджуной как взаимозависимость всех существующих явлений, что влечет за собой идею об ошибочности крайних подходов этёрнализма и нигилизма, отрицания или утверждения самобытия явлений; ср. "Мадхъямика".

Стадия зарождения (тиб. — кйе-рим) — первая из двух стадий высшей иога-тантры, на протяжении которой культивируется ясное созерцание и божественная гврдость в отношении избранного медитативного божества.

Стадия завершения (тиб. — дзог^рим) — вторая из двух стадий высшей йоги-тантры, на протяжении которой обретается контроль над ваджрным телом через такие практики, как практика внутреннего огня.

Сутра (санскр.) — учение Будды Шакьямуни; раздел буддийских учений, предшествующих тантризму и делающих ак цент на культивации бодхичитты и практиках шести совершенств, а именно щедрости, дисциплины, терпения, усилия, медитативного сосредоточения и мудрости.

Сутраяна (санскр.) — дотантрийская колесница буддизма, ведущая к достижению полного просветления через три неисчислимые эпохи, через практику шести совершенств; таким образом, известна также как колесница совершенств (санскр. -. парамитаяна).

Сутры Совершенства Мудрости (санскр. — Праджняпарамита-сутра) — учения Будды Шакьямуни, в которых изложены мудрость пустоты и путь бодхисаттвы.

Тайная мантра — тантрийские учения Буддизма; см. "тантраяна".

Тантра (санскр.) — буквально "нить непрерывности"; тексты буддийских учений тайной маитры; часто используется для обозначения самих учений.

Тантраяна (санскр.) — колесница буддизма, последующая за сутрой; учение, с помощью которого можно достичь освобождения в течение одной жизни; называемая также "молниеносной колесницей"; а также "ваджраяной", "мантраяной".

Тантрийскчй мастер — гуру, обладающий компетенцией давать посвящения и вести учеников по тантрийскому пути к просветлению.

Тара (тиб. — Долма) — женское медитативное божество, олицетворяющее добродетельное поведение полностью просветленного существа; рассматривается как мать всех будд прошлого, настоящего и будущего.

Тело истины (санскр. — дхармакайя) — ум полностью просветленного существа, свободный от всех омрачений и пребывающий в медитативно-сосредоточенном состоянии прямого восприятия пустоты при одновременном осознании всех явлений; см. "три тела Будды".

Тело наслаждения, или тело величия (санскр. — самбхогакайя) — или "тело совершенных сведений", то есть форма, в которой просветленный ум проявляется для того, чтобы приносить благо высокоосуществленным бодхисаттвам; см. "три тела • Будды". I

Тело эманации, или тело воплощения (санскр. — нирманакайя) — форма, в которой проявляется просветленный ум, для того чтобы приносить благо обычным существам; см. "три тела Будды".

Талона — махасиддха, живший в Х в.; гуру Наропы; источник множества учений традиции тайной мантры.

Тотальность — состояние, в котором отсутствуют все ограничения на пути к полному развитию и выражению внутреннего потенциала; нетрадиционнь1й синоним слов "просветление" и "буддовость", используемый Ламой Йешей.

Три тела Будды (санскр. — три-кая) — неограниченный ум (дхармакая) просветленного существа, его явление высокоосуществленным бодхисаттвам (самбхогакайя) и его явление обычным существам (нирманакайя); ср. "тело истины", "тело наслаждения", "тело эманации".

Три драгоценности прибежища — будда, дхарма и сангха. Три основных принципа пути — основные учения пути

сутры к просветлению; см. "бесповоротный выход", "бодхичитта" и "пустота".

Тум-мо (тиб.) — см. "внутренний огонь".

Хатха-йога (санскр.) -физические упражнения, направленные на достижение человеком телесной гибкости, что способствует устранению "блоков", препятствующих правильному движению энергетических ветров; используется в определенных практиках, связанных с ваджрным телом.

Херука Чакрасамвара (тиб. — Кор-ло дем-чог) — мужское медитативное божество высшей йога-тантры.

Центральный канал — (санскр. — авандути, сушумна; тиб. — ца у-ма) — основной энергетический канал ваджрного тела, представляемый как полая трубочка света, расположенная спереди позвоночника.

Цепкость "эго", или цепкое удержание "эго" (санкр. — атмаграха; тиб. — даг-джин) — невежественное принужденное стремление рассматривать свою собственную личность, или "я" как нечто постоянное, самостное и независимое от других явлений.

• Цэонкхава(1351-14П) -основатель традиции гэлугпа тибетского буддизма; внес новые изменения во многие учения сутры и тантры, а также в монашескую традицию Тибета в целом.

Циклическое существование — см. "сансара"

Чакра (санскр.) — колесо энергии; расположенные вдоль центрального канала места сосредоточения энергии, на которые устремляется внимание практикующего (особенно на стадии завершения йога-тантры).

Четыре класса тантр — разделение тантр на четыре группы: крийя (действие), чарйя (исполнение), йога и ануттара-йога (высшая йога).

Четыре благородные истины — содержание первой проповеди, или сутры Будды Шакьямуни, а именно: 1) страдание; 2) причина страдания; 3) прекращение страдания и 4) путь, ведущий к прекращению страданий.

Чистая земля — область существования за пределами сансары, в которой присутствуют все условия, благоприятствующие достижению полного просветления.

Шуньята (санскр.) — см. "пустота".

Шесть Йог Наропы — учения, в основном относящиеся к практикам стадии завершения высшей йога-тантры.

Ясное созерцание — визуализация себя и своего окружения в пречистой форме медитативного божества и мандала; см. "стадия зарождения".

Ясный свет (тиб. — о-зел) — крайне утонченное состояние ума, достигаемое при растворении всех энергетических ветров в центральном канале (что происходит в момент смерти или на стадии завершения высшей йога-тантры).