«Введение в Тантру»:
ЖЕЛАНИЕ И ИСКАЖЕНИЕ

Очень важно понять, что желания бывают разных видов. Желание, которое мы обычно испытываем по отношению к привлекательному предмету, искажает наше восприятие этого предмета. Очевидным примером тому может служить сексуальное влечение. Рассмотрим только один аспект такого искажения: возьмем случай, когда мужчина, безумно увлекся какой-то женщиной (или, если уж на то пошло, когда человек как таковой воспылал к кому-то страстью). Даже если эту женщину действительно можно назвать привлекательной особой, мужчина, ослепленный своим желанием, преувеличивает ее красоту во сто крат, доходя до абсурда. И чем более он одержим своим желанием, тем нереалистичнее в его глазах становится ее образ. В конце концов этот образ вообще перестает иметь что-либо общее с реальностью. Так что, вместо того чтобы чувствовать влечение к самой женщине, мужчина теряет голову от созданного им самим образа, мысленной проекции.

Такая тенденция к преувеличению и созданию проекций не ограничивается рамками той или иной культурной традиции; это универсальный, повсеместно встречающийся феномен. Когда два человека смотрят друг на друга глазами, полными чрезмерного, избыточного желания, каждый из них выдумывает о другом какую-то небылицу. "О, какая красота! И ни малейшего изъяна — как снаружи, так и внутри". Они создают идеальный миф. Безудержное влечение и желание приводят к тому, что каждый из них становится слеп к несовершенству другого, преувеличивая его положительные качества до неузнаваемости. Такое преувеличение — это всего лишь предвзятая интерпретация, проекция сознания, одержимого желанием.

В большей или меньшей степени тенденция к преувеличению характерна для всех обычных желаний человека. Преувеличивая красоту или ценность какого-либо привлекающего нас предмета, мы перестаем видеть то, что существует на самом деле. К примеру, мы забываем, что объект наших желаний — будь то человек или вещь – постоянно меняется, так же как и мы сами. Мы ведем себя, как будто он будет существовать вечно, оставаясь таким же красивым и желанным — источником нашей нескончаемой радости и удовлетворения. Такая концепция неизменности, разумеется, совершенно оторвана от реальности. Цепляясь за нее, мы обрекаем себя не на что иное, как на жестокие разочарования.

Очень важно также понимать, что привычка проецировать ложное представление о неизменности на то, что мы находим привлекательным, не относится к сфере сознательной деятельности. Когда нас спрашивают: "Думаешь ли ты, что твой молодой человек (девушка, новая машина, да что угодно!) будет жить вечно и останется таким же красивым?", мы тут же отвечаем: "Конечно же нет!" Мы слишком хорошо знакомы с факторами изменения, разрушения, старения и смерти, чтобы дать иной ответ. Но у большинства из нас это понимание происходит только на уровне разума. Это лишь идея, усвоенная нашим мозгом, но не откровение, принятое сердцем. Если мы проверим свое отношение к объекту желания на глубинном уровне, на уровне сердца, то увидим все то же стремление к неизменности, по своей сути не затронутое каким-либо интеллектуальным осознанием процесса перемен. Обратите внимание, как начинает трепетать в радостном предвкушении наше сердце, когда мы в очередной раз попадаемся в сети желания, страстного влечения к кому-то или чему-то. Разве бы мы испытывали такое сильное волнение, если бы не держались за свои далекие от реальности надежды?

Не поймите меня неправильно. Я не стараюсь быть чрезмерно критичным, утверждая, что все наши убеждения поверхностны, а эмоциональные реакции порочны. Я просто стараюсь исследовать ситуацию, которую, люди повсеместно переживают на собственном опыте: а именно то, что, несмотря на направленность наших желаний на достижение счастья, мы тем не менее продолжаем испытывать чувство неисполненности и неудовлетворенности. И если мы не понимаем лежащих в основе этого причин, то любые попытки использовать желания для достижения совершенного счастья, духовной самореализации обречены на провал.