«Введение в Тантру»:
ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА

Тантрийские техники отождествления себя с божеством являются прямой противоположностью испытываемой к себе жалости. Чем больших успехов мы добиваемся в видении себя обладающими телом и умом чистого, ясного света, тем больше мы открываемся благодатным силам, существующим внутри и вне нас. Мы уже упоминали о том, что через творческую визуализацию можно мобилизовать свою врожденную силу исцеления и вылечить себя от самых страшных болезней. Как становится ясно из данного примера, наше тело и ум взаимозависимы, и именно ум выступает в качестве основного фактора, определяющего переживаемый нами опыт. Если наш мысленный "автопортрет" носит положительный характер, тогда и в действиях чувствуется вера в себя: мы производим впечатление людей энергичных, полных жизненных сил. Однако если мы о себе невысокого мнения, то тогда выглядим людьми слабыми и никчемными, привлекаем к себе множество проблем, и легко становимся жертвами несчастных случаев. Снова и снова наш опыт доказывает то, что именно умственный настрой определяет наши успехи или неудачи, здоровье или его отсутствие, привлекательность или уродство, счастье или уныние. Тем не менее, встречаясь лицом к лицу с жизненными трудностями, мы привычно обращаемся в поисках решений к чему-то, что находится вне нас самих. Вместо того чтобы напрямую иметь дело со своим умом и вырабатывать в себе такой взгляд на мир, который позволил бы изменить тот , или иной опыт в лучшую сторону, мы выбираем более поверхностный подход и, стремясь к решению своих проблем, пытаемся манипулировать внешними обстоятельствами. Но это никогда не приносит длительного удовлетворения. Не важно, сколько внешних изменений мы внесли в свою жизнь: если они не сопровождаются глубокой ментальной трансформацией, то успех оказывается сиюминутным — рано или поздно эти проблемы вновь заявляют о своих правах, и мы начинаем испытывать тот же самый дискомфорт и неудовлетворенность, что и раньше.

Несмотря на то что мы все обладаем изначально чистой природой, установить с ней связь нелегко. Грубая невосприимчивость нашего обычного сознания гасит эту более тонкую вибрацию — причем настолько успешно, что мы, как правило, и не подозреваем о ее существовании. Если мы действительно стремимся войти в контакт с этой тонкой субстанцией, то нам нужно устранить все помехи и перестать быть слишком зависимыми от внешних факторов и привычных представлений. Другими словами, нужно создать особое пространство — пространство, в котором наша изначально чистая природа сможет беспрепятственно себя проявлять. Тогда, применяя тантрийские техники и визуализируя себя в образе божества, мы больше не будем притворяться. Скорее, мы будем извлекать на поверхность те божественные внутренние качества, которые всегда были присущи нашему существу.

Методы создания этого необходимого нам пространства содержатся в предварительных практиках тантры. Если мы попытаемся использовать мощные трансформативные энергии тантры без начальной подготовки, то наша практика никогда не будет успешной. Напротив, таким образом мы можем даже причинить себе вред. Мощный реактивный самолет, как известно, является быстрейшим средством передвижения, однако если в кресло пилота посадить человека, не прошедшего соответствующей подготовки, то это неизбежно приведет к катастрофе. То же и здесь: несмотря на то что тантра является быстрейшей колесницей осуществления полной самореализации, практика этих методов без предварительной подготовки будет крайне безрассудна и только продемонстрирует полное непонимание основной идеи тантры.