«Введение в Тантру»:
ИЗНАЧАЛЬНАЯ ЧИСТОТА, ШАКЬЯМУНИ, ОСНОВАТЕЛЬ БУДДИЗМА

Историю учений и практик, известных как "буддийская тантра", можно проследить, вернувшись на две тысячи пятьсот лет назад, к временам Будды Шакьямуни. Исторический Будда — чтобы отличить Шакьямуни от множества других пробужденных существ, приходивших до и после него, — родился индийским принцем Сиддхартхой в VI веке до нашей эры. Согласно традиционным источникам, первые двадцать девять лет своей жизни он провел практически в заточении, предаваясь удовольствиям и наслаждениям во дворцах, построенных для него отцом королем Шуддходаной. Узнав о болезнях, старости и смерти, он в конце концов бежал из отцовских чертогов и приступил к поиску пути, ведущему к прекращению страданий и искоренению неудовлетворенности.

На протяжении шести лет он вел суровую, аскетическую жизнь, полную лишений и самоотречения, стремясь установить полный контроль над своим умом и телом. Но это привело лишь к осознанию того, что этот путь так же ошибочен, как и его прежняя жизнь, проходившая в чувственных наслаждениях. И наконец, следуя срединному пути, пролегающему между потворством слабостям и самоотречением, а также избегая всех остальных крайностей, он смог вырвать из своего сознания даже мельчайшие причины страданий и невежества, таким образом преобразившись в полностью просветленное и пробужденное существо — Будду. На протяжении оставшихся сорока пяти лет своей жизни он обучал живых существ такому "срединному" подходу к жизни и духовному развитию; его проповеди отличались друг от друга по стилю наставления, поскольку каждая из них предназначалась конкретному типу личности с определенным темпераментом и способностями.

Учение Будды, которое на санскрите именуется "дхарма" (то, что удерживает нас от страданий и не дает развиться их причинам), содержит тысячи конкретных методов преодоления препятствий умственного и физического характера, возникающих на нашем пути к счастью и благополучию.

Все эти методы делятся на две основные категории — сутры и тантры. Между двумя так называемыми колесницами (санскр.: "яна") существуют различия, однако в основе как сутраяны, так и тантраяны лежит общее положение об основополагающей чистоте природы сознания.