«Введение в Тантру»:
ПРОБЛЕМЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ

Возможно, вы спросите: "Почему, собственно, я должен самовыражаться, представляя себя Манджушри или любым другим божеством?" или "Мне достаточно трудно самовыражаться просто как мужчине или женщине. Так почему же я должен изменять свою внешность и надевать на себя маску, личину Манджушри?"

Нельзя забывать о том, что когда мы самовыражаемся в образе Манджушри, то это отнюдь не является проявлением нечто такого, что было бы нам чуждо. Мы уже в настоящий момент обладаем коренными свойствами этой божественной манифестации. Что касается практики самовыражения себя как божества, то мы занимаемся ею ради того, чтобы полностью осознать и развить в себе эти качества, вместо того чтобы по-прежнему прозябать в ловушке ограничивающих, порожденных жалостью к самому себе представлений: "Я уродлив, глуп, слаб и ни на что не гожусь".

Тем не менее, быть может, вы все еще пребываете в раздумье: "Как же все-таки Манджушри и, уж если на то пошло, любое другое тантрийское божество могут оказаться квинтэссенцией моего существа? Я совсем не похож ни на одно из этих существ. Я не оранжевого, голубого или зеленого цвета; у меня всего-навсего одно лицо и две руки — все не так, как у них". Разумеется, от возражений, подобных этим, никуда не деться. Однако, если мы намерены когда-либо решительно отмести их в сторону, следует очень тщательно исследовать сложившийся у каждого из нас образ себя.

Прежде всего следует понять, что то лицо, которым вы в данный момент обладаете, — это не вы; ваши кости и плоть — тоже не вы. Ни кровь, ни мускулы, ни любые другие составляющие ваше тело ткани и вещества не являются выражением вашей сущности. До какой-то степени наше тело можно уподобить механическому роботу: оно не в состоянии функционировать самостоятельно, нуждаясь в контроле со стороны чего-то еще. И, подобно тому как компьютерная программа контролирует механизм, приводя его в движение, наш ум — или сознание, психика, душа и т.д. (подберите термин, который вам больше нравится) — так же вдыхает жизнь в наше тело. Таким образом, если вы хотите познать свою сущность, выяснить, что в вас отвечает за то, как вы живете на Земле, загляните в свое сознание.

Следующее, что нужно усвоить, так это то, что с момента рождения и по эту самую минуту вы проявляли себя в очень разных ипостасях. Ни один из нас не является существом статичным и неизменным. Например, когда вас душит гнев, вы очень похожи на демона, зато в моменты, когда сердце полно любовью, вы подобны прекрасному ангелу. Ни одно из этих проявлений — манифестаций гнева, умиротворенности, ревности, любви, сострадания, глупости или мудрости — не зарождается в человеческом теле, физической оболочке. Это все порождение энергии вашего сознания, силы вашего ума. Человеческий ум обладает способностью генерировать тысячи различных эмоций и мнений, а тело, которому не остается ничего другого, лишь идет у него на поводу. Однако, несмотря на этот факт, мы слишком часто отождествляем себя со своим телом — гораздо чаще, чем с умом. Мы почти, можно сказать, становимся рабами своего тела. Стоит только включить на несколько минут телевизор и сразу станет ясно, как много энергии тратится в нашей культуре на обслуживание тела и как мало на развитие ума. Неудивительно, что в итоге возникает путаница.

Отдавая таким образом предпочтение телу, мы совершаем ошибку. Но эта ошибка — не единственная. Нам также никак не удается понять, что наше грубое, материальное, физическое тело — это не единственное тело, находящееся в нашем распоряжении. Этому вопросу в дальнейшем будет уделено больше внимания (см. главу 10), однако вкратце я остановлюсь на этом и сейчас. В рамках обычной физической оболочки существует более тонкое "тело сознания", называемое так потому, что оно очень тесно, интимно связано с глубинным уровнем нашего сознания. Именно на этих более тонких уровнях и возникает потенциальная энергия благодатной мудрости — энергия, способная полностью трансформировать качество нашей жизни. Тантрийское божество символизирует окончательное, полное развитие этой энергии благодатной мудрости. Поэтому можно сказать, что такое божество — не важно, какого оно цвета и сколько у него лиц, — представляет собой сущность того, чем мы сейчас являемся и кем можем стать в будущем. Таким образом, йога божеств не имеет никакого отношения к беспочвенным фантазиям. Скорее, это практический метод достижения своего высочайшего потенциала путем систематических занятий и глубинной трансформации человеческого сознания.

Несмотря на то что йога божеств на первый взгляд может нам показаться чуждой и лишенной практической ценности, некоторое представление о ее достоинствах можно получить, вспомнив о сходных техниках, уже продемонстрировавших свою эффективность скептичному Западу. Например, известно множество документально подтвержденных случаев, когда люди вылечивали себя от рака и других серьезных заболеваний исключительно с помощью творческой визуализации. Вместо того чтобы упрямо твердить: "Мое тело отравлено раком, и я умираю", эти люди сумели увидеть себя цветущими и здоровыми. Образ болезни отпускается от себя, изгоняется из мыслей и замещается образом хорошего самочувствия и жизненной силы. Такой подход часто оказывался эффективным даже в тех случаях, когда доктора утрачивали последнюю надежду на выздоровление больного.

Здоровье тела и ума главным образом зависит от того, каким человек видит себя. Люди, которые по каким-либо причинам плохое себе думают, становятся несчастными. Тот же, кто умеет разглядеть и использовать свои внутренние ресурсы, преодолевает даже самые сложные ситуации. Йога божеств — это один из наиболее основательных путей к изменению образа себя в лучшую сторону. Именно поэтому тантра является таким быстрым и мощным методом достижения полной реализации нашего гигантского потенциала.

Самым серьезным препятствием на пути к успешной трансформации в тантрийское божество является наша твердая вера в незыблемость внешних проявлений реальности. До тех пор пока в наших мыслях будет господствовать привычное представление о себе как о существе материальном, для осознания себя существом просветленным просто не будет оставаться места. Мы не сможем по-настоящему увидеть себя обладающими прозрачным, светоносным телом божества, пока будем продолжать отождествлять свое существо с грубой физической оболочкой. И нам никогда не удастся соприкоснуться с изначально чистой природой своего существа, если мы будем упорно считать, что природу нашего ума составляют заблуждения и не отличающиеся тонкостью суждения, время от времени в нем возникающие.

Таким образом, если мы действительно хотим достичь удовлетворения от полной самореализации, мы должны найти способ свергнуть тиранию внешней видимости вещей и привычных представлений о природе реальности. Мы должны почувствовать сердцем, насколько гибельно подходить к нашему уму и телу — а следовательно, и к образу себя — с материальных позиций, ограничивающих и огрубляющих наше видение реальности в данный момент. Нужно понять, что наивное принятие внешних сторон вещей за истинные, лишь все больше запутывает нас, заставляя чувствовать себя беспомощными и неудовлетворенными.

Склонность к нерешительности и чувство страха являются симптомами раздвоенности нашего ума — ума, который выдает нескончаемый поток противоречивых мыслей. "Надеюсь, я хорошо выгляжу, но боюсь, что плохо". Отсюда видно, что суждения, которые мы выносим о себе, как правило, очень поверхностны. В конце концов, внешний облик не является истинным мерилом действительной ценности человека. Тем не менее незначительные физические изъяны, как реально существующие, так и воображаемые, оказываются достаточно веской причиной для серьезного беспокойства. Существует тип людей, которые до такой степени уверены в своей уродливости и никчемности, настолько полны отвращения к собственной персоне, что морят себя голодом и умирают от истощения. Это, конечно, крайность, но я думаю, что большинство из нас занимаются самобичеванием и делают себя по той или иной причине несчастными.