Йога нидра: Опыт тонких тел

По мере того, как затухает интерес к грубым кошам, начинают пробуждаться тонкие коши. Если грубые тела (коши) состоят из физических органов (легкие, сердце, кишечник и др.), в которых происходят физиологические процессы дыхания, циркуляции крови и пищеварения, тонкие тела также имеют свою структуру и характеристики. В разветвленной системе нади и чакр (психических центров) циркулируют пранические и психические энергии, которые формируют энергетическую инфраструктуру, обуславливающую физическое тело. Слово «нади» переводится, как «течение, поток, проход или канал». Йогические тексты насчитывают более 72000 нади, из которых три являются важнейшими: ида, пингала и сушумна. Они функционируют внутри позвоночного столба: ида управляет левой стороной и контролирует ментальную энергию (манас шакти), весь диапазон умственных и психических возможностей человека; пингала нади отвечает за правую сторону, управляя витальной энергией (прана шакти), от которой зависит состояние физического тела и всех процессов, протекающих в нем; сушумна — важнейшее нади — начинает функционировать в среднем проходе позвоночного столба, если у человека пробуждается активный интерес к духовной жизни. Йогические тексты говорят о сушумне, как о спящей скрытой силе, которая управляет духовной энергией (атма шакти). Ида, пингала и сушумна берут свое начало в муладхаре, психическом центре,

расположенном у основания позвоночника в области промежности. Здесь обитает созидательная энергия, которая как бы мгновенно извергается отсюда в момент своего пробуждения, форми-[oя самосознание человека. Эта сила символизирует змею кунда-ми шакти, спящую и свернутую в 3,5 кольца. В мужском теле шадхара чакра расположена в области промежности между мо-выводящим каналом и прямой кишкой, а в женском — в шейке 1ТКИ. Ида и пингала начинаются из двух точек муладхара чакры и гем поднимаются вверх, пересекая друг друга по центральной и позвоночника в четырех промежуточных чакрах и, наконец, тречаются в аджна чакре («третьем глазе»), на вершине позвочного столба, позади межбровного центра. Четыре промежу-чные чакры — это: свадхиштхана (в районе кобчика), манипура (позади пупка), анахата (в центре груди, позади сердца), вишудд-ха (в области глотки).

Сушумна нади — прямая магистраль между муладхарой и аджной, своеобразная лестница, соединяющая землю с небесами. В отличие от иды и пингалы, которые функционируют в каждом из нас, канал сушумны и духовную энергию необходимо пробудить. Эти «тесные врата», «узкая тропа» и «лезвие бритвы» способна пробудить йога. Такое пробуждение является самым важным событием в жизни человека.

Проникновение в бессознательное

Если человек осознает свое физическое тело, он может осознать и остальные свои тела — праническое, ментальное, психическое и бессознательное. Такой процесс расширения сознания предлагает вам йога нидра. Когда вы погружаетесь в глубины своей сущности во время занятий йога нидрой, вы не можете не заметить различные уровни постижения.

Поначалу сфера сознающего ума ограничена диапазоном ме-ЖДУ физической и пранической средой, но если сознание проникнет дальше, в область между пранической и ментальной сферами, это будет означать, что вы вошли в царство сна и подсознания таким образом, что нить осознания не прервалась, хотя все ваши чувства, кроме слуха, отвлечены. Тут происходит проникновение сознания в самого себя или процесс формирования самосознания, постижение феноменов ума, сна и сновидений, а также обострения памяти. Дальнейший переход от ментального к психическому осознанию мобилизует весь астральный и психический опыт, практикующий начинает воспринимать более возвышенные импульсы и созерцать иные перспективы. Именно на этом уровне происходят такие явления, как астральные проекции и выход тела в астрал.

Хотя йога нидра выявляет и развивает подобные способности, они вовсе не являются целью йога нидры. Скорее, это всего лишь побочные эффекты. Однако, нет никаких запретов или ограничений, — с духовной точки зрения все это несущественно и подобные астральные феномены способны очаровать нас, как очаровывает ребенка новая игрушка… При свете восходящей зари самореализации все это вскоре тускнеет и исчезает, как исчезают мерцающие звезды при восходе лучезарного светила.

Источник окончательного снижения интереса к астральным феноменам лежит в сфере перехода от психического к гомогенному (однородному) осознанию, когда обнажается сфера бессознательного, где нет места умственным колебаниям и представлениям, где все пронизано всепоглощающим ритмом бессознательно-сверхсознательной вселенной, которая царит, не ограниченная ни пространством, ни временем, ни индивидуальными свойствами любой личности.

Высшая цель йога нидры достигнута — сияющее бессознательное обнаружено при помощи сверкающего сверхсознания.