Йога нидра: Пранические (или астральные) явления во время сна

Во время сна отвлеченный ум вовлекается в процесс самоуглубления и перерождения, т.к. происходит перераспределение пранической энергии, которая пронизывает различные чакры в соответствии с уровнем сознания и состоянием переживаний. Если общий уровень осознания и модификации сновидений остаются неразвернутыми, у таких людей, как во время бодрствования, так и во время сна, праны функционируют преимущественно в свадхистхане и в манипуре. У тех же, кто обладает более саттви-ческой природой, праны активизируются либо в вишуддхе (здесь локализован опыт всего бессознательного), либо в анахате (обитель грез и мечтаний). Эти две чакры модулируют высшие психические и причинные функции. Однако, у тех, кто достиг еще более высокого уровня, праны во время сна оседают не в вишуддхе или анахате, а в сахасраре или в аджне. Так объясняет тантра природу сна и сновидений.

Как превзойти нашу ограниченность

В соответствии с тем обучением, которое я предлагаю, «эго» или дживатма способно продвигаться в те пространства мозга, которые ученые традиционно считают т.н. «мертвой» зоной непробужденного сознания. В процессе занятий йога нидрой различные части мозгового пространства как бы уподобляются, отождествляются и «эго» начинает упорядочивать всю систему в целом. Если систематические занятия по динамическому внутреннему пробуждению и осознанности не прерываются, практикующий может научиться тому, как сохранить целостность сознания даже во время сна.

Я поясно это. Если вы упражняетесь в концентрации на три-кути (межбровном центре), вы начинаете видеть небольшое свечение. При более глубокой концентрации свечение усиливается еще больше, движение праны замедляется и дыхание почти прекращается. Пока вы созерцаете этот расширяющийся свет, ваше дыхание находится как бы в подвешенном состоянии. Когда свет исчезает — дыхание оживает вновь. Что это за свет? Это — символ просветления всей сферы бессознательного. Вот почему так ценится концентрация на янтре или мандале. Если вы способны спать с осознанием мандалы или символа, вы можете пробудить свое бессознательное, а это означает, что ваша осознанность распространилась по всему пространству мозга, а не осталась локализованной в каком-то определенном месте. А пока этого не происходит — большая часть вашего мозга вам не подчинена. Практикуя йога нидру и погружаясь в сон вместе с символом, вы сможете превзойти ограниченность вашей природы.

Откройте настежь врата вашего восприятия

Тот человек, которого мы знаем сегодня, еще далеко не совершенен. И хотя он может максимально использовать свои органы и части тела, овладеть математикой, физикой, химией и многими другими науками, он все еще остается несовершенным потому, что высшие функции его мозга по-прежнему бездействуют, человеку не удалось пока активизировать все потенции мозга. По этой причине все его познание носит ущербный характер. Многие философы как на Востоке, так и на Западе уже давно обратили внимание на то, что человеческое восприятие весьма ошибочно. Когда прежде немые зоны мозга начинают говорить и вы обретаете способность иных постижений, кто знает, ЧТО вы можете воспринять? Вполне возможно, что в ЭТИХ условиях все ваши теории и умственные построения претерпят значительные изменения, как и ваши философские, моральные и поведенческие характеристики… Отсюда ясно, почему так резко отличается природа мышления йогинов от обычного мышления. Мозг обычного человека способен к осознанию только частично. Почему? Потому что отдельная часть мозга не способна сотрудничать со всем его объемом и заглянуть в пропасть «великого немого». Потому ему остается лишь грезить наяву. Во внешних объектах нет чувства удовольствия или неудовольствия, но наш ограниченный мозг наделяет объекты своими чувствами, болями и агонией, потому что страдает от своей же собственной катаракты. Внешнее ограниченный мозг переживает искаженно и то же самое с ним происходит тогда, когда он пытается углубиться в себя. Внутри нет проблем, но крошечная часть мозга склонна все преувеличивать и рассудок начинает представлять, желать, вспоминать, хотя все подобные модификации не характерны для целостного однородного мозга, как средства выражения бессознательного. Однородная природа мозга отражается во сне: когда вы засыпаете, то погружаетесь во всеобщее бессознательное и растворяетесь в нем. Это всеобщее бессознательное в йогической философии именуется хираньягарбхой, шивалингамом, причинным телом. Но как же пробудить сознание в этой пучине бессознательности? — Если вам удастся пробудить сознание хотя бы в ничтожной крупице этой пучины, вы достигнете сверхсознания.