Йога нидра: Тантрические истоки

После своего неожиданного открытия я стал пристально изучать тантрические тексты, надеясь извлечь практическую пользу для нашего времени. Я перепробовал много важных и малоизвестных практик, но после долгих поисков все же решил сконструировать новую систему, которую назвал йога нидрой, квинтэссенцией всех этих практик или наукой, не отягощенной сложными ритуалами. Характерная черта йога нидры — постоянная ротация (вращение) сознания в теле согласно тантрической практике ньяса, т.е. фиксация сознания в определенной точке. Ньяса практикуется в сидячей позе, требует использование специальных мантр, которые перемещают и ощущают в различных частях тела. Вначале называется часть тела, затем она визуализируется и к ней прикасаются рукой и наконец, туда перемещается мантра. Ньяса обычно использовалась в тантрических ритуальных практиках для освящения физического тела и проникновения в него при помощи внушения высшего божественного сознания. Так, например, Ангуштади-шаданга-ньяса использовалась для перемещения мантр по руке в такой последовательности:

Большой палец — храмангуштабхьям намаха

Указательный — хрим тарджьянибхьям сваха

Средний — хрум мадхьямабхьям вашат

Безымянный — храйм анамикабхьям вашат

Мизинец — храум каништхабхьям вашат

Ладонь и тыльная часть руки — храх караталаприштабхьям пхат.

Точно так же определенные мантры перемещались по различным частям тела и в Хридайи-шаданга-ньясе. Ныне йога нидра обрела современный облик и может использоваться даже теми, кто еще не знаком с санскритскими мантрами и ритуалами, и тем не менее способен понять традиционную ньясу независимо от того, к какой культуре он принадлежит, какая у него раса, язык или вера. Эту практику я назвал «йогическим сном», но впоследствии переименовал в йога нидру, ибо йога нидра является йога нидрой, как бы ее ни называть.

Мои эксперименты

Прежде, чем йога нидра нашла свое место под солнцем, мне пришлось испытать ее на себе, эльзасском доге, на моих учениках и добровольцах. Суть моих экспериментов заключалась в том, что я произносил вслух различную информацию, пока мои «клиенты» спали. Особенно мне запомнился эксперимент с одним маленьким мальчиком, который пришел в мой ашрам и заявил, что ОН хочет стать саньясином. Я пытался убедить его, что ему сначала надо окончить школу, но он упорно настаивал на своем… О, это было весьма непослушное и избалованное существо. Он то и дело портил и разбивал что-нибудь, беспокоил окружающих, провоцировал конфликты. Он так накалил атмосферу в ашраме, что я решил испытать на нем йога нидру.

Дождавшись пока он уснет, я в течение трех минут читал над ним 15 главу Бхагавад гиты, а после его пробуждения вновь прочитывал те же места, предлагая ему мысленно повторить их. Через неделю он уже мог декламировать всю главу. Так как мой опыт удался, я решил работать и с другими текстами, вовлекая его в изучение Шримад Бхагаватам, Упанишад, Библии, Корана, английского, хинди и санскрита. Сейчас этому юноше уже 21 год и направил его в США, т.к. он говорит на 11 языках, пишет и читает по-английски лучше меня, хотя никогда не посещал школы. Всему этому он научился в тот двухлетний период, когда информация усваивалась посредством йога нидры, о которой он даже и не подозревал. Еще один пример. Однажды я проводил сеанс йога нидры с 30 практикантами, из которых по крайней мере 10 уснули и громко храпели. Выбрав удобный момент, я мысленно всем приказал: «Когда я скажу: ХАРИ ОМ ТАТ CAT — вы должны проснуться». Этот приказ я опять же мысленно повторил дважды. Когда сеанс йога нидры заканчивался, я про себя произнес: ХАРИ ОМ ТАТ CAT — и все внезапно проснулись! Вот тут-то и кроется самое главное: даже во время глубокого сна наша сущность бодрствует и сознает. Таким образом, т.н. глубокий сон вовсе не является сном по существу. Быть может, это состояние является наиболее подходящим для изучения и усвоения вследствие его бдительной природы и потенциальной осознанности. Именно для этого и предназначена йога нидра.

Секрет внушаемости ума

Как развить в себе внушаемость, если ум почти постоянно активен, что-то анализирует, принимает или отвергает, если он обусловлен природой наших чувств и способностью логически мыслить? Даже во сне он не оставляет нас в покое своим мифотворчеством. Как же обуздать этого дикого мустанга? И возможно ли это? Да, возможно при помощи йога нидры. Эта практика способна сбалансировать беспокойный ум. Но каким образом? Посредством психофизической релаксации. Это состояние нельзя назвать ни бодрствованием, ни глубоким сном, — скорее всего, это некое сумеречное промежуточное состояние между ними, когда все наше существо освобождается от всякой напряженности и становится проницаемым даже для таких тонких энергий, как энергия мысли. Здесь включается уже иная система, система нашего подсознания, которое не способно анализировать, сопоставлять или отвергать. Все, что входит в эту сферу, любое впечатление, прорастает и дает плоды, расширяя возможности нашего существа. Вот почему нет нужды беспокоиться, если вы заснули в йога нидре: и хотя это для вас полезно, постарайтесь все-таки не засыпать, ибо . сон — это уже не йога нидра. Предположим, что вы включили магнитофон и легли спать. Магнитофон предлагает вам информацию, но вы уже спите и не слышите ее. После вашего пробуждения включите опять магнитофон и внимательно прослушайте прежнюю запись, которую вы не слышали. Сейчас вы перебрасываете мостик между сознанием и подсознанием. Именно этот метод широко используется для изучения языков. Так можно изучить все. Если вы желаете избавиться от определенных привычек, посейте в почву подсознания семена иных желаний и тогда они взойдут над почвой сознания. Эта наука йогической самотрансформации особенно актуальна в наше время, ибо семена, посеянные сегодня, дадут завтра обильные всходы.